|
|||
Ход мероприятия ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Ход мероприятия Звучит песня «Хлеб – всему голова!» Дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля росли и тогда. Однако зёрна пшеницы отличались от наших, они были намного меньше и другие на вкус. Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб. Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб». Что же касается происхождения русского слова «хлеб», то его связывали с заимствованным именем Глеб, или глаголом «хлебать». Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить. 1 уч. Вот он, хлебушек душистый С хрупкой корочкой витой Вот он, теплый, золотистый Словно солнцем налитой. 2 уч. В нем – здоровье наше, сила В нем – чудесное тепло В нем – земли родимой соли Солнца свет веселый в нем… Уплетай за обе щеки! Вырастай богатырем! 3 уч. Сколько рук его растило Охраняло, берегло! Ведь не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно Потрудились на земле. Хлеб никогда не доставался людям даром. На Руси к хлебу всегда относились с благовением, а со временем возникло множество поверий про хлеб, своеобразных законов, нарушать которые было большим грехом. Например, выпекали хлеб всегда в субботу. И смотрели, если хлеб получится хорошим – будет удача на целую неделю, если плохо пропечётся – это к слезам, подгорит – это к печали, потрескается – жди новостей. По тому, каким получался свадебный каравай, предсказывали судьбу новой семьи. Поэтому печь каравай просили человека доброго и умелого. Хлеб и сейчас остается главным богатством страны. А труд земледельца – самый важный, потому что без хлеба нельзя представить нашу жизнь. 1уч. Вначале хлеб посеяли зерном, Потом ростки лелеял агроном. Затем взял колос в руки комбайнер, В ладонях его бережно потер. Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел, Он убирать его с комбайном в поле вышел. 2уч. Потом муку смололи из зерна И к пекарю отправилась она. А тот уж постараться смог: Такие булки вкусные испек! Цени, люби и уважай того, Кто сеял хлеб, растил и пек его. Викторина. Дети, а знаете ли вы… 1. В чём разница между яровой и озимой пшеницей? (яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму) 2. Куда зерно везут после уборки? (на элеватор – хранилище для зерна) 3. Где зерно превращают в муку? (на мельнице) 4. Что такое квашня? (деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто) 5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (опара) Загадки Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, Корабль-великан не по морю плывет. Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. (Колос) Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит. Учитель:А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба? Ученики: 1уч. Он пахнет полем, Горячим зноем и росой, Прохладным ветром на просторе И свежей утренней зарей. Хлеб пахнет свежею мукою И жарким пламенем печи, Когда натруженной рукою, Пекут из теста калачи. 2уч. Вот он – румяный и душистый Лежит и дышит на столе. За хлеб огромное спасибо Всем хлеборобам на земле! Игра со словом «хлебороб». Составьте из букв, входящих в это слово, как можно больше других слов. Чтение стихотворения Ученик 1: Кто-то любит с маслом, Кто-то любит с сыром, А иной и с мясом Или же с кефиром. Ученик 2:Кто-то любит белый, Кто-то любит чёрный, Кто-то любит с маком Или запечённый. Ученик 3: Он бывает клином, Он бывает узким, Кто-то любит с тмином, Или же французский. Ученик 4: Он зерно, он колос, Он мука и тесто И за праздничным столом Знает своё место. Ученик 5:Посмотри на землю, посмотри на небо, Ничего на свете Нет важнее хлеба Ребята, посмотрите на стол. Сколько разных мучных изделий из муки выпекли руки пекаря. Здесь и каравай и булочки, сдобные калачи. Оказывается, как много всего можно испечь из муки. Скажите, ребята, какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете? - Хлеб – всей жизни голова. - Будет хлеб – будет и песня. - Хлеба ни куска – и в доме тоска. - Не будет хлеба – не будет и обеда. -Слава миру на земле! - Слава хлебу на столе! Большой урожай – это радость для хлеборобов и всех людей страны. Звучит музыка Инсценировка стихотворения Т. Коломиец «Праздник каравая» Учитель: К пятиклашкам на машине Каравай приехал ныне Пышной коркой похрустим Всех на свете угостим. В круг вставай, каравай, Кого хочешь выбирай! (Каравай становится в середину круга) Пекаря! Он не грел на печке бок – Каравай ребятам пек. Пекарь с нами поиграй Кого хочешь – выбирай! (входит пекарь, становится рядом с караваем) Мельника! Не молол он чепуху! А смолол зерно в муку! Мельник, с нами поиграй Кого хочешь – выбирай! Хлебопашца! Он в тенечке не лежал А хлеба растил и жал! Хлебопашец, в круг вставай, Кого хочешь – выбирай! Рабочего! Он приехал к нам с дарами – Тягачами, тракторами! А награда – урожай! Всех на праздник приглашай! Пекарь – Слава урожаю в зернах! Мельник – Слава караваю на столе! Хлебопашец – Слава, слава дружным рукам! Рабочий – Слава, слава труженикам! Хлеб – это дар Земли! Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что они в день получали небольшой кусочек хлеба, 125г и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, глинистые, но желанные для каждого человека. В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. И эти крохи помогали выжить в суровое время войны и испытаний. Мы с вами не знаем, что такое голод. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так поступать нельзя. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц. А. Морозов Военный хлеб Закончилась война. Крепла страна. А хлеба все равно не хватало. И началось освоение целинных земель. Зашумели поля, заработали машины, потекло зерно в закрома Родины. Зерна наших дней, светитесь Позолотою резной Говорим мы, берегите Берегите хлеб родной. Берегите каждый колос Наших радостных полей Словно песен тихий голос Громкий Родины своей! Не мечтаем мы о чуде К нам полей живая речь «Берегите хлеб, вы, люди Научитесь хлеб беречь!» Паззлы. Из кусочков разрезанных картинок с изображением хлеба восстановить исходный рисунок. Конкурс «Золушка» Отсортировать по видам небольшое количество перемешанных семян различных зерновых культур. Звучит песня «Вкус хлеба» в исполнении Леонида Сметанникова Хлеб, мир, жизнь – самое важное. Поэтому самый маленький ребенок должен беречь хлеб. Если семья из 4 человек каждый день будет выбрасывать только 11г хлеба, по всей стране опустеют 100 элеваторов, остановится 57 мельниц, 130 хлебозаводов, выпекающих 50 тонн хлеба в сутки. Не будь в числе таких людей. Останови и тех, кто бросает хлеб. Но можно продлить свежесть хлеба. Для этого надо его хранить в полиэтиленовом мешочке или в специальной хлебнице. - А сколько нужно хлеба для вашей семьи? -А если хлеб остался, что с ним можно сделать? (Сбрызнуть буханку с боков водой и поставить в духовку на 5 минут или над кипящей кастрюлей с водой. Подсушите сухари, сделайте гренки.) Сегодня мы много говорили о хлебе. Без хлеба люди – сироты, а земля – страдалица. И наоборот, земля – наше богатство, наша щедрая кормилица, когда она в бережных, добрых руках хозяина. (Учитель вешает на доску плакат с памяткой и читает ее) И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба!» Придержимся русской традиции гостеприимства. (Угощение гостей)
|
|||
|