|
|||
Тема «война и дети» в произведениях периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет
ОБ-РНО-41. На следующую неделю (19 октября 2020 г., понедельник.2- 3 пары). Курс «История русской детской литературы». Преподаватель: д.п.н., профессор Т.Е. Беньковская. Практическое занятие. Тема «война и дети» в произведениях периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет Материал к занятию. 1. В годы Великой Отечественной войны перед детскими писателями остро встала проблема: как писать детям о войне, рассказать им правду, не калеча детскую психику. 2. Основные проблемы детской литературы этого периода: - несовместимость войны и детства; - детский подвиг на войне и в тылу; - ответственность взрослых, государства за судьбы детей войны. 3. На передний план в первые месяцы войны вышел жанр очерка. Первым, кто обратился к проблеме «война и дети», был А. Гайдар в очерке «Война и дети». Развитие получил жанр рассказа (Л. Пантелеев «На ялике», «Маринка», А. Платонов «Маленький солдат», М. Зощенко «Бедный Федя» и др.). Позже появились повести (В. Катаев «Сын полка», Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки» и др.). 4. В первое послевоенное десятилетие большинство произведений на эту тему о юных участниках и героях войны основано на реальных событиях, героями которых стали пионеры и комсомольцы: А. Фадеев «Молодая гвардия» – герои Краснодона; Л. Кассиль и М. Поляновский «Улица младшего сына» – пионер Володя Дубинин; Е. Ильина «Четвертая высота» – Гуля Королёва; П. Журба «Александр Матросов» – Александр Матросов и др. Герой и его прототип – характер соотношения реального лица и художественного образа. Задания: 1. Осмыслить проблему трагического как литературоведческой категории в теоретическом аспекте и ее места в детской литературе. 2. Прочитать очерк А. Гайдара «Война и дети». Осмыслить и записать в комментариях, какой смысл сказанным автор стремился донести до читателя. 3. Прочитать повесть В. Катаева «Сын полка». Подумать над вопросами: - Как в повести автор решает основные проблемы детской литературы военного периода? - Назовите эпизоды повести, где автор обращается к трагическим событиям. Как писатель рассказывает юным читателям правду о войне? Приведите примеры. - Почему в повести наряду с трагическим присутствует обращение к комическому, юмору? Приведите примеры комических ситуаций в повести. - Рассмотрите место Вани Солнцева в системе образов повести. Почему автор дал ему это имя и фамилию? - Какова роль эпиграфа? 4. Прочитайте рассказ А. Платонова «Маленький солдат». Какой смысл вложил автор в название рассказа? Сопоставьте образы Вани Солнцева и Сергея Лобкова . 3- 4 задания тем, кто работает индивидуально, выполнить письменно и отправить по электронной почте.
|
|||
|