|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основы экономики отрасли. Занятие 24 группа 22Основы экономики отрасли Занятие 24 группа 22 Тема:Цены и тарифы на транспорте Цель занятия: изучить особенности ценообразования на транспорте Задание: 1. Изучить теоретический материал 2. Составить краткий конспект в рабочей тетради 3. Ответить на контрольные вопросы, предложенные в форме https://forms.gle/MAEE6JLP6mi9Hv86A , если ссылка не открылась в документе, скопируйте ее и вставьте в окно браузера 4. Отправить фото конспекта на e-mail maribel.dictu@gmail.com, vk https://vk.com/feed, viber 0954915142
В практике работы транспортно-экспедиционных организаций используется большое количество различных методов ценообразования: - на основе расходов (установление цены по себестоимости); - основе рыночной конкуренции; - основе спроса и предложения (метод равновесия цен); - основе потребительской стоимости. Факторы, учитываемые при формировании тарифов перечисленными методами, представлены в таблице 14.1. Установление тарифа по себестоимости — наиболее простой и часто употребляемый метод. К расчетной стоимости услуги прибавляется некоторая величина прибыли, которая, по мнению организации, оказывающей услуги, является для нее достаточным стимулом к эффективной работе. Метод применим в случае, когда производитель услуг является ведущим на рынке или находится вне конкуренции. Расчет цены по методу «издержки плюс прибыль» производится несколькими способами. Расчет тарифа на основе себестоимости осуществляется по формуле
где AVC — себестоимость производства услуги; К — надбавка с целью покрытия накладных расходов и получения прибыли. Ценообразование по полным затратам осуществляется на основе построения графика точки безубыточности. Ценообразование по ставке возврата на инвестиции:
где АС — эксплуатационные текущие расходы; ка — ставка возврата на вложенные инвестиции; l — размер инвестиций. Установление тарифа в зависимости от конкуренции на рынке заключается в том, что величина тарифа устанавливается близкой к средней величине тарифа основных конкурентов. Такой подход как отмечалось, не требует глубоких маркетинговых исследований и является практически единственно возможным при действии на насыщенном рынке нескольких организаций, оказывающих аналогичные услуги. Установление тарифа по соотношению спроса и предложения осуществляется на основе рыночной информации. Спрос в этом случае рассматривается как своеобразный баланс между ценой и предложением. Тариф, уравновешивающий спрос и предложение в простейшем случае может быть определен следующим образом:
где Тр — тариф, уравновешивающий спрос и предложения; S —стоимость услуги; С — уровень спроса на данный вид услуг; R — средняя норма рентабельности; Q — уровень предложения на данный вид услуг.
Таблица 14.1- Методы формирования тарифов и учитываемые факторы
Чем выше спрос, тем выше тариф равновесия; при сокращении спроса тариф равновесия снижается. Сопоставление равновесных цен с действующими ценами на рынке позволяет оценить напряженность рынка и спрогнозировать тенденции развития рыночных цен на услугу. Установление тарифа по потребительской стоимости предполагает его определение в соответствии с эффектом, получаемым клиентом от использования транспортной услуги. Согласно маркетинговой концепции потребительская стоимость товара или услуги определяется оценкой, которую дают потребители. Основная трудность при реализации этого метода заключается в правильном определении потребительской стоимости транспортной услуги, формировании у потребителей необходимого отношения к ней. Решение поставленных задач требует количественных маркетинговых исследований. Для оценки количественного влияния конкретных требований потребителей они группируются в таблицу, где в графе «Влияние на стоимость перевозки (услуги)» проставляются надбавки или скидки в зависимости от значимости соответственного потребительского свойства. Данная систематизация дает возможность показать клиенту, за что он платит и что уровень цены только прямо пропорционален оказываемым услугам. В качестве потребительских свойств транспортной услуги, как правило, выступают следующие показатели: - скорость доставки; - сохранность груза; - соответствие стандартам качества; - регулярность перевозки; - санитарно-гигиенические и температурные параметры перевозки для пищевых продуктов; - использование специализированных ТС; - условия оплаты (авансовые платежи, оплата после доставки, взаиморасчеты, бартерные сделки) и предоставление отсрочек и скидок в оплате; - известность марки организации (престиж, рейтинг); - номенклатура услуг по обработке груза; - условия страхования; - наличие дополнительных услуг (ПРР, упаковывание и комплектование, хранение, таможенное сопровождение, возможность контроля транспортирования груза, удобный график для доставки груза грузополучателю, помощь в сложной ситуации на маршруте, квалификация водителей, технологический состав парка АТС, степень износа парка, охрана ценных грузов и т.п.). При ценообразовании необходимо принимать во внимание не только собственно услугу, но и связанные с ней возможные реализации продукции и услуг. Следует также учитывать равновесие между качеством перевозки и качеством связанной продукции (услуги). Инструменты ценообразования. Для установления конкретных цен на товары и услуги используют два общепринятых инструмента ценообразования: наценка и анализ безубыточности. Наценка — надбавка к сумме издержек производства услуги при установлении продажной цены для получения прибыли; другими словами, это прибыль на единицу товара или услуги. Удельный вес наценки — разница между издержками производства товара (услуги) и его продажной ценой, выраженная в процентах. Средняя наценка — фиксированный процент надбавки, используемый при установлении цены на все товары (услуги) определенного ассортимента. Размер наценки зависит от темпов оборота услуг организации: чем ниже темпы, тем выше должна быть наценка. Анализ безубыточности — метод исчисления минимального объема продаж, необходимого для покрытия всех затрат при заданной цене. Точка безубыточности ~ объем продаж, необходимый для покрытия всех затрат организации при заданной цене, т.е. минимально необходимый объем продаж, при котором организация не будет терпеть убытки. Продажи ниже этой величины приносят организации убытки, а продажи выше — прибыль. Точка безубыточности показывает, какое минимальное количество продукции (услуг) нужно реализовать, чтобы покрыть свои постоянные затраты.
Транспортные тарифы Основу транспортной составляющей в цене товара составляют тарифы за перевозку. Величина транспортного тарифа определяется составом и размерами плат и дополнительных сборов, взыскиваемых за перевозку грузов. Грузовые тарифы на всех видах транспорта подразделяют: а) по видам: общие, исключительные (повышенные или пониженные), льготные, местные и специальные; б) форме построения: дифференциальные (например, за начально-конечные операции и движение), пропорциональные (повышающиеся с увеличением расстояния перевозки), аккордные с установлением фиксированной ставки на определенные расстояния); в) родам отправок: повагонные, судовые, автомобильные, контейнерные, мелкие. Также на всех видах транспорта действует Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов. Наряду с общими принципами построения системы тарифов по видам транспорта имеются и существенные различия.
Тарифы на автомобильном транспорте Тарифы на грузовые перевозки автомобильным транспортом формируются в условиях свободного ценообразования. Каждый перевозчик устанавливает тарифы с учетом большого числа многообразных условий, влияющих на формирование затрат на перевозку. При использовании сдельного тарифа плата за перевозку взимается за фактическую массу груза в зависимости от его класса и дальности перевозки. Все грузы разбиты на четыре класса в зависимости от степени использования грузоподъемности АТС. Изменение уровня тарифов на перевозки автомобильным транспортом в зависимости от класса груза представлено в таблице 4
Таблица 14.2 - Изменение уровня тарифов на автомобильном транспорте по классам грузов
Кроме общих (сдельных) тарифов используют также повременные тарифы — за 1 ч, 1 сут и т.п. работы АТС соответствующей модели, покилометровые тарифы — при перевозке контейнеров, за перегон автомобиля, тарифы за кругорейс и специальные тарифы — для специальных видов груза (негабаритных, тяжеловесных, опасных и др.). Взимаются также различные сборы за дополнительные операции (экспедирование, взвешивание, ПРР, хранение и т.п.). Договорные тарифы применяют при выполнении ПРР, операций в транспортных узлах, связанных с приемкой и сдачей груза, операций на терминалах, за предоставление грузовладельцам в аренду ПРМ, средств затаривания и укрытия грузов, за выполнение расчетных операций, информационных услуг и др. При международных перевозках, как правило, используют ставку на перевозку груза в конкретном АТС на 1 км пробега. В настоящее время уровень такой ставки достаточно стабилен и составляет около 1 евро за 1 км пробега. Обычно тариф относят к стандартному АТС грузоподъемностью 20 т и объемом кузова под тентом 82 м3. Использование иных АТС корректируется коэффициентами. На регулярных линиях покилометровые ставки тарифов зафиксированы перевозчиком в зависимости от типа АТС
Контрольные вопросы: 1. Какие существуют методы формирования тарифов? 2. Как подразделяют грузовые тарифы на всех видах транспорта?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|