Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основы экономики отрасли. Занятие 24 группа 22



Основы экономики отрасли

Занятие 24 группа 22

Тема:Цены и тарифы на транспорте

Цель занятия: изучить особенности ценообразования на транспорте

Задание:

1. Изучить теоретический материал

2. Составить краткий конспект в рабочей тетради

3. Ответить на контрольные вопросы, предложенные в форме https://forms.gle/MAEE6JLP6mi9Hv86A  ,  если ссылка не открылась в документе, скопируйте ее и вставьте в окно браузера

4. Отправить фото конспекта на e-mail maribel.dictu@gmail.com, vk https://vk.com/feed, viber 0954915142

 

В практике работы транспортно-экспедиционных организаций используется большое количество различных методов ценообразования:

- на основе расходов (установление цены по себестоимости);

- основе рыночной конкуренции;

- основе спроса и предложения (метод равновесия цен);

- основе потребительской стоимости.

Факторы, учитываемые при формировании тарифов перечисленными методами, представлены в таблице 14.1. Установление тарифа по себестоимости — наиболее простой и часто употребляемый метод. К расчетной стоимости услуги прибавляется некоторая величина прибыли, которая, по мнению орга­низации, оказывающей услуги, является для нее достаточным стимулом к эффективной работе. Метод применим в случае, когда производитель услуг является ведущим на рынке или находится вне конкуренции. Расчет цены по методу «издержки плюс при­быль» производится несколькими способами. Расчет тарифа на основе себестоимости осуществляется по формуле

 

  (14.1)

 

где AVC — себестоимость производства услуги;

К — надбавка с целью покрытия накладных расходов и получения прибыли.

Ценообразование по полным затратам осуществляется на ос­нове построения графика точки безубыточности.

Ценообразование по ставке возврата на инвестиции:

 

  (14.2)  

 

где АС — эксплуатационные текущие расходы;

ка — ставка возврата на вложенные инвестиции;

l — размер инвестиций.

Установление тарифа в зависимости от конкуренции на рынке заключается в том, что величина тарифа устанавливается близкой к средней величине тарифа основных конкурентов. Такой подход как отмечалось, не требует глубоких маркетинговых исследований и является практически единственно возможным при действии на насыщенном рынке нескольких организаций, оказывающих аналогичные услуги.

Установление тарифа по соотношению спроса и предложения осуществляется на основе рыночной информации. Спрос в этом случае рассматривается как своеобразный баланс между ценой и предложением. Тариф, уравновешивающий спрос и предложение в простейшем случае может быть определен следующим образом:

 

  (14.3)  

 

где Тр — тариф, уравновешивающий спрос и предложения;

S —стоимость услуги;

С — уровень спроса на данный вид услуг;

R — средняя норма рентабельности;

Q — уровень предложения на дан­ный вид услуг.

 

Таблица 14.1- Методы формирования тарифов и учитываемые факторы

 

Методы формирования тарифов Учитываемые факторы

По себестоимости

Себестоимость
Прибыль
По конкуренции на рынке Цены конкурентов на анало­гичную услугу

 

По соотношению спроса и предложения

Спрос на услугу  
Предложение
По потребительской стоимости Потребительская оценка услуги

 

 

Чем выше спрос, тем выше тариф равновесия; при сокращении спроса тариф равновесия снижается. Сопоставление равновесных цен с действующими ценами на рынке позволяет оценить напряженность рынка и спрогнозировать тенденции развития рыночных цен на услугу.

Установление тарифа по потребительской стоимости предполагает его определение в соответствии с эффектом, получаемым клиентом от использования транспортной услуги. Согласно маркетинговой концепции потребительская стоимость товара или услуги определяется оценкой, которую дают потребители. Основная трудность при реализации этого метода заключается в правильном определении потребительской стоимости транспортной услуги, формировании у потребителей необходимого отношения к ней. Решение поставленных задач требует количественных марке­тинговых исследований. Для оценки количественного влияния конкретных требований потребителей они группируются в табли­цу, где в графе «Влияние на стоимость перевозки (услуги)» проставляются надбавки или скидки в зависимости от значимости соответственного потребительского свойства.

Данная систематизация дает возможность показать клиенту, за что он платит и что уровень цены только прямо пропорционален оказываемым услугам.

В качестве потребительских свойств транспортной услуги, как правило, выступают следующие показатели:

- скорость доставки;

- сохранность груза;

- соответствие стандартам качества;

- регулярность перевозки;

- санитарно-гигиенические и температурные параметры пере­возки для пищевых продуктов;

- использование специализированных ТС;

- условия оплаты (авансовые платежи, оплата после доставки, взаиморасчеты, бартерные сделки) и предоставление отсрочек и скидок в оплате;

- известность марки организации (престиж, рейтинг);

- номенклатура услуг по обработке груза;

- условия страхования;

- наличие дополнительных услуг (ПРР, упаковывание и комплектование, хранение, таможенное сопровождение, возможность контроля транспортирования груза, удобный график для доставки груза грузополучателю, помощь в сложной ситуации на маршруте, квалификация водителей, технологический состав парка АТС, степень износа парка, охрана ценных грузов и т.п.).

При ценообразовании необходимо принимать во внимание не только собственно услугу, но и связанные с ней возможные реа­лизации продукции и услуг. Следует также учитывать равновесие между качеством перевозки и качеством связанной продукции (услуги).

Инструменты ценообразования. Для установления конкретных цен на товары и услуги используют два общепринятых инстру­мента ценообразования: наценка и анализ безубыточности.

Наценка — надбавка к сумме издержек производства услуги при установлении продажной цены для получения прибыли; дру­гими словами, это прибыль на единицу товара или услуги.

Удельный вес наценки — разница между издержками производ­ства товара (услуги) и его продажной ценой, выраженная в про­центах.

Средняя наценка — фиксированный процент надбавки, исполь­зуемый при установлении цены на все товары (услуги) определенного ассортимента. Размер наценки зависит от темпов оборота услуг организации: чем ниже темпы, тем выше должна быть на­ценка.

Анализ безубыточности — метод исчисления минимального объема продаж, необходимого для покрытия всех затрат при за­данной цене.

Точка безубыточности ~ объем продаж, необходимый для по­крытия всех затрат организации при заданной цене, т.е. минимально необходимый объем продаж, при котором организация не будет терпеть убытки. Продажи ниже этой величины приносят организации убытки, а продажи выше — прибыль. Точка безубыточности показывает, какое минимальное количество продукции (услуг) нужно реализовать, чтобы покрыть свои постоянные зат­раты.

 

Транспортные тарифы

Основу транспортной составляющей в цене товара составляют тарифы за перевозку. Величина транспортного тарифа определяется составом и размерами плат и дополнитель­ных сборов, взыскиваемых за перевозку грузов. Грузовые тарифы на всех видах транспорта подразделяют:

а) по видам: общие, исключительные (повышенные или понижен­ные), льготные, местные и специальные;

б) форме построения: дифференциальные (например, за началь­но-конечные операции и движение), пропорциональные (повы­шающиеся с увеличением расстояния перевозки), аккордные с установлением фиксированной ставки на определенные рас­стояния);

в) родам отправок: повагонные, судовые, автомобильные, кон­тейнерные, мелкие.

Также на всех видах транспорта действует Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов. Наряду с общими принци­пами построения системы тарифов по видам транспорта имеются и существенные различия.

 

Тарифы на автомобильном транспорте

Тарифы на грузовые перевозки автомобильным транспортом формируются в условиях свободного ценообразования. Каждый перевозчик устанавливает тарифы с учетом большого числа многообразных условий, влияющих на формирование затрат на перевозку. При использовании сдельного тарифа плата за перевозку взимается за фактическую массу груза в зависимости от его класса и дальности перевозки. Все грузы разбиты на четыре класса в за­висимости от степени использования грузоподъемности АТС. Из­менение уровня тарифов на перевозки автомобильным транспор­том в зависимости от класса груза представлено в таблице 4

 

Таблица 14.2 - Изменение уровня тарифов на автомобильном транспорте по классам грузов

 

Класс груза

Степень использования грузоподъемности АТС, %

Уровень тарифной ставки по отношению к 1 классу, %

 

 

    в пределах в среднем
I
II 71 ...99
III 51...70
IV 31...50

 

Кроме общих (сдельных) тарифов используют также повременные тарифы — за 1 ч, 1 сут и т.п. работы АТС соответствующей модели, покилометровые тарифы — при перевозке контейнеров, за перегон автомобиля, тарифы за кругорейс и специальные тарифы — для специальных видов груза (негабаритных, тяжеловес­ных, опасных и др.).

Взимаются также различные сборы за дополнительные опера­ции (экспедирование, взвешивание, ПРР, хранение и т.п.).

Договорные тарифы применяют при выполнении ПРР, опера­ций в транспортных узлах, связанных с приемкой и сдачей груза, операций на терминалах, за предоставление грузовладельцам в аренду ПРМ, средств затаривания и укрытия грузов, за выполне­ние расчетных операций, информационных услуг и др.

При международных перевозках, как правило, используют став­ку на перевозку груза в конкретном АТС на 1 км пробега. В насто­ящее время уровень такой ставки достаточно стабилен и составля­ет около 1 евро за 1 км пробега. Обычно тариф относят к стандарт­ному АТС грузоподъемностью 20 т и объемом кузова под тентом 82 м3. Использование иных АТС корректируется коэффициентами.

На регулярных линиях покилометровые ставки тарифов зафик­сированы перевозчиком в зависимости от типа АТС

 

Контрольные вопросы:

1. Какие существуют методы формирования тарифов?

2. Как подразделяют грузовые тарифы на всех видах транспорта?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.