Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Единый государственный экзамен



Единый государственный экзамен

по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя

29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит  9 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

 

Ответом к заданиям части 1 является слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задания части 2 (21–29) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно.

 
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручек.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее

количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Ответами к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Запишите слово,  пропущенное в таблице.

 

ВИДЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экономические проблемы Развитие энергетического потенциала, рациональное использование природных ресурсов
….. проблемы Обеспечение ненасильственного безъядерного мира, борьба с международным терроризмом

 

Ответ: _______________________.

 

В приведенном ниже ряду, найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Идеалы, личность, сила воли, интересы, социальные потребности.

Ответ: _______________________.

 

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением, двух, относятся к факторам роста спроса.

1) увеличение численности населения; 2) рост цены на взаимозаменяемый товар; 3) внедрение новых технологий; 4) удачная рекламная компания; 5) увеличение издержек производства; 6) появление моды на товар.

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

   

Ответ:     

 

Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми

они указаны.

 

1) Единственным критерием истины является технический прогресс.

2) Относительная истина – это неполное ограниченное знание.

3) Истина - это знание, соответствующее свойствам познаваемого объекта.

4) Абсолютной истиной считается полное исчерпывающее знание о

предмете.

5) Истинным может быть только то знание, которое

 поддерживается большинством в данном обществе.

 

 

Ответ: ___________________________.

 

Установите соответствие между признаками и видами (типами)

культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце,

подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

         ПРИЗНАКИ                                                 ВИДЫ КУЛЬТУРЫ

 

А) наличие ограниченного круга ценностей,       1) массовая культура

признаваемых истинными и «высокими»        2) элитарная культура                             

Б) ярко выраженная коммерческая

направленность                                      

В) сложность содержания

Г) ориентация на запросы широкого круга

потребителей

Д) приоритетное развитие развлекательных жанров

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

 

А Б В Г Д
         

Ответ:

 

 

Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции» Один из слайдов  называется «Черты отличия человека от других живых существ». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) осознанный характер деятельности

2) стремление познать окружающий мир

3) общение с помощью словесной речи

4) использование предметов, данных природой

5) необходимость отдыха и сна

6) приспособление к условиям окружающей среды

 

 Ответ: ___________________________.

 

 

Выберите верные суждения о типах конкурентного рынка и запишите  цифры, под которыми они указаны.

 

1) Олигополией называют тип рынка, который поделен между   несколькими крупными фирмами.

2) При монополии на рынке существует только один продавец товара, который устанавливает свою цену.

3) В условиях олигополии отсутствуют барьеры входа на рынок новых участников.

4) При монополистической конкуренции монополистом   является не продавец, а покупатель.

5) В условиях совершенной конкуренции множество фирм производят однотипную продукцию и не имеют  возможности контролировать цены на нее.

 

 

Ответ: ___________________________.

 

   

 

 Установите соответствие между правами владельца и видами ценных бумаг:

 к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

      ПРАВА ВЛАДЕЛЬЦА                               ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ

 

А) право на получение фиксированного             1) облигация

процента за предоставленную в долг             2) обыкновенная акция

сумму денег

Б) право на долю капитала в фирме

В) право на получение части прибыли

фирмы – дивиденда

Г) право на возврат всей суммы долга по

истечении срока

Д) право на участие в управлении компанией

 

 

А Б В Г Д
         

Ответ:  

 

 

     

 

 

В стране Z основным собственником ресурсов и производственных

 мощностей является государство. Какие из перечисленных

признаков позволяют сделать вывод о том, что в стране Z командная

 (плановая) экономика?  Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) отсутствие промышленного производства

2) конкуренция производителей

3) регулирование производства согласно традициям

4) централизованное распределение факторов производства

5)обязательное государственное планирование производства товаров

6) директивное ценообразование

 

 

Ответ: ___________________________.

 

На рисунке отражена ситуация на

 рынке меховых изделий: линия спроса

 D переместилась в новое положение – D1

 (Р – цена товара, Q – количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут

вызвать такое изменение?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) рост доходов населения

2) потепление климата в течение последних 5 лет

3) расширение сети ферм по разведению пушных зверей

4) масштабная рекламная кампания меховых фирм

5) активная кампания в защиту животных

 

 

Ответ: ___________________________.

 

 

Выберите верные суждения о социальном статусе и запишите цифры,

под которыми они указаны.

 

1) Социальный статус всегда определяется способностями и заслугами

человека.

2) Социальный статус отражает положение индивида в социальной группе.

3) Личный социальный статус определяется самооценкой человека.

4) Один человек может иметь несколько социальных статусов.

5) Социальный статус всегда связан с определённым набором прав

и обязанностей.

 

 

Ответ: ___________________________.

 

 


Среди разных возрастных категорий населения страны N был проведён

социологический опрос на тему: «Что, на Ваш взгляд, в первую очередь

может способствовать снижению уровня преступности в стране?»

В каждой возрастной группе было опрошено равное число респондентов. Результаты опроса отражены на диаграмме.

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе

диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Во всех возрастных группах большинство респондентов считают ужесточение наказаний наиболее эффективной мерой борьбы с преступностью.

2) Доля сторонников расширения полномочий правоохранительных органов

возрастает с увеличением возраста респондентов.

3) Ни в одной возрастной группе сторонники ужесточения уголовных

наказаний не составляют абсолютного большинства.

4) Усиление профилактики правонарушений как средство борьбы с

 преступностью наименее популярно в возрастной группе 18–29 лет.

5) В возрастной группе 30–50 лет число респондентов, считающих

улучшение экономической ситуации в стране главным условием

снижения преступности, приблизительно равно общему числу

респондентов, выступающих за ужесточение уголовных наказаний и

 за расширение полномочий правоохранительных органов.

 

Ответ: ___________________________.

 

 

Выберите верные суждения о политической власти и запишите цифры, под

которыми они указаны.

 

1) Политическая власть появляется с возникновением государства.

2) Государственная власть является более широким понятием, чем

политическая власть.

3) Политическая власть действует на основе правовых норм.

4) Под легитимностью политической власти понимается строгое

соблюдение органами власти законов государства.

5) Во всех современных государствах политическая власть разделена на

три самостоятельных ветви.

 

 

Ответ: ___________________________.

 

 

Установите соответствие между полномочиями и названиями

правоохранительных органов: к каждой позиции, данной в первом столбце,

подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

          ПОЛНОМОЧИЕ                      ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН

А) разрешение споров о компетенции      1) Конституционный Суд

между федеральными органами            2) Прокуратура

государственной власти                         3) Министерство юстиции

Б) исполнение уголовных наказаний

В) надзор за исполнением законов органами

государственной власти и местного

самоуправления

Г) координация деятельности

правоохранительных органов по борьбе

с преступностью

Д) регистрация некоммерческих                          

организаций

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.     

 

 

А Б В Г Д
         

Ответ: 

 

В соответствии с Конституцией страна Х является федеративной

президентской республикой. Какие из приведённых положений

Конституции характеризуют форму правления государства Х?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Конституцией предусмотрено двухпалатное устройство парламента.

2) Президент страны возглавляет исполнительную власть.

3) Налоговая система государства предусматривает разграничение

налоговых полномочий между органами власти различных уровней.

4) Президент не обладает правом досрочного роспуска парламента.

5) Правительство страны ответственно перед президентом.

6) Компетенция федеральных властей и властей субъектов

разграничивается конституцией.

 

Ответ: ___________________________.

 

 

Выберите в приведенном списке положения, характеризующие основы конституционного строя РФ.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)В Российской Федерации признается и гарантируется местное

 самоуправление.

2) В Российской Федерации признается политическое многообразие,   многопартийность.

3) Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ

является ее многонациональный народ.

4) Для заключения брака в РФ необходимы взаимное добровольное согласие   мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного

возраста.

5) Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушками,

бабушками,  братьями, сестрами и другими родственниками.

 

 

Ответ: ___________________________.

 

 

Выберите верные суждения об административной ответственности

и запишите цифры,под которыми они указаны.

 

1) Субъектами административной ответственности являются физические,

юридические и должностные лица.

2) По общему правилу административная ответственность наступает с 16 лет.

3) Административные наказания назначаются только судом.

4) Административная ответственность устанавливается только федеральны-

ми законами.

5) Административная ответственность не влечёт за собой судимость.

 

 

Ответ: ___________________________.

 

Установите соответствие между правомочиями и возрастом их

самостоятельной реализации: к каждой позиции, данной в первом

столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

            ПРАВОМОЧИЕ                      ВОЗРАСТ РЕАЛИЗАЦИИ

 

А) открывать вклады в кредитных                     1) с 14 лет

учреждениях                                                    2) с 16 лет

Б) самостоятельно совершать любые сделки    3) с 18 лет

В) самостоятельно осуществлять права

автора результатов интеллектуальной

деятельности

Г) быть членом кооператива

Д) подать заявление о признании полностью

дееспособным                 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.     

 

А Б В Г Д
         

Ответ:

 

 

Рустам, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Z

обратился в полномочный орган государства  Z с заявлением об

отказе от гражданства, так как решил вступить в российское гражданство.

При каких условиях Рустам может вступить в гражданство РФ в общем

порядке? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) постоянное проживание на территории РФ в течение пяти лет

2) наличие законного источника средств к существованию

3) наличие образования, соответствующего уровню высшего

образования в РФ

4) владение русским языком

5) наличие зарегистрированного брака

6) наличие собственности в РФ

 

Ответ: ___________________________.

 

 

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо

 вставить на места пропусков.

 

Для осуществления своих целей и задач общество конструирует систему общественных отношений – коммуникаций, и соответствующие структуры – социальные _____________(А). Под общественными отношениями понимаются отношения, возникающие между группами людей и внутри них в процессе жизнедеятельности общества. К примеру, отношения в сфере распределения материальных благ являются _____________(Б),отношения в сфере управления обществом, принятии решений по согласованию общественных интересов можно

назвать_________________ (В). По своему характеру эти отношения  могут быть партнёрскими, основанными на согласовании ______(Г) сторон, или же_____________(Д), когда устремления участников противоположны.

Кроме того, отношения различаются и по уровню взаимодействия: межличностные, межгрупповые и межнациональные. Но ряд их элементов остаётся всегда неизменным.

Характер общественных связей и отношений меняется в процессе общественной ____________(Е), по мере изменения общества.

 

Слова в списке даны в именительном падеже, в единственном числе. Каждое

слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.

Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется

для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) экономический

2) интерес

3) компромиссный

4) эволюция

5) конфликтный

6) коммуникация

7) группа

8) институт                    

9) политический

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные

слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами

слова.

 

А Б В Г Д Е
           

Ответ: 

 

 

Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ в соответствии с инструкцией по выполнению работы

 

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

 

Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

 

Тоталитаризм  определяется как система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением всех сторон общественной жизни власти господствующей элиты, организованной в  военно-бюрократический аппарат,  возглавляемый  лидером.  При определении тоталитаризма необходимо подчеркнуть, что он является системой  не  только  политического,  но  и  экономического,  социального и  духовного  господства.  Такова  централизованная  система  управления и  контроля,  которая  сковывает  инициативу  людей  и  переход  общества к рыночным отношениям.

Сущность  тоталитарного  режима  –  во  взаимоотношениях  личности и общества. При тоталитаризме нет места для личности… В отличие даже от мировых религий, тоталитарная идеология абсолютно обязательна для всего населения. Она направлена на воспитание «нового человека», изменение человеческой натуры, психологии, языка и даже мыслей.

Основным звеном политической структуры в тоталитаризме выступает не государство, а партия – носитель той идеологии, которая и создала данный общественно-политический  строй.  Партия  присваивает  себе  единоличное право  выступать  от  имени  всего  народа  и  подавляет  всякую  критику действий  руководящей  элиты  под предлогом  защиты  общенародных интересов. Органы государственной власти выходят из-под контроля народа. Все они  используются  для  насаждения  насилия,  запрещения демократических организаций, ликвидации конституционных прав и свобод, репрессий, монополии на все средства вооружённой борьбы и систем всеобъемлющего контроля над личностью…

Настоящая сила – это не власть, основанная на насилии, а эффективная организация общества, опирающегося на правовое государство, силу закона, авторитет личности в гражданском обществе. Такова, на наш взгляд, магистральная дорога развития всего человечества, важнейшей чертой которого является формирование новой цивилизации, в центре которой стоял бы человек, как мера всех вещей, как основная ценность социального прогресса, как самоцель исторического развития современного мира.

(Ю.Г. Сумбатян)

21. Какую  особенность  экономической  системы  тоталитарного  режима упоминает  автор?  В каких  взаимоотношениях,  по  мнению  автора, заключается сущность  тоталитарного  режима?  Какие  основания эффективной организации общества отмечены в тексте (назовите любые два основания)?

 

22. Опираясь  на              обществоведческие  знания, объясните   смысл  понятия «политическая  партия».  Как  автор  оценивает  роль  политической  партии

 в  тоталитарном  государстве?  Какая  особенность  тоталитарной  идеологии описана в тексте?

 

23. Проиллюстрируйте  действие  в  демократическом  государстве  любых  трёх механизмов общественного  контроля  над  деятельностью  органов государственной власти (на примере Российской Федерации).

 

24. Автор  назвал  человека  «основной  ценностью  социального  прогресса».

Используя    обществоведческие    знания, факты общественной      жизни,

приведите три объяснения этой мысли.

___________________________________________________________________

 

25. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «трудовой договор»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о сроках заключения трудового договора;

 − одно предложение, раскрывающее   любую  особенность заключения трудового договора с работниками в возрасте 14 лет.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

26. Назовите  любые  три  функции  первичных  социальных  групп и проиллюстрируйте примером выполнение группами каждой из указанных функций. (Указанные функции могут быть проиллюстрированы на примере как одной группы, так и трёх разных групп.)

 

27. Основу  экономики  страны  Z составляет  скотоводство.  Большие  семьи совместно владеют стадами, ухаживают за животными. Старший по возрасту мужчина  является  главой  семьи:  его  воле  подчиняются  все  члены  семьи. К какому  типу  относится  общество  страны  Z?  Укажите  два  признака, по которым Вы это определили. Назовите любые два признака общества данного типа, о которых не сказано в условии задачи.

28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Эффективность деятельности фирмы». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

 

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов).

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

Философия «Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя её источником, материалом и местом действия является природа». (П.С. Гуревич)
29.1

 

29.2
Экономика «Основное средство производства – это скромное серое вещество весом приблизительно 1,3 кг. Это человеческий мозг». (Д. Риддерстрале)

 

29.3
Социология, социальная психология «Человек – общественное существо, его жизнь …. Невозможна в отрыве от общества, от группы, с которыми он связан множеством самых разнообразных связей». (Р. Роллан)

 

29.4
Политология «Главный изъян демократии в том, что только партия, лишенная власти, знает , как управлять». (Л. Питер)

 

29.5
Правоведение «Судья, который не способен карать, становится в конце концов сообщником преступления». (И. Гете).


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.