|
|||
Выступление на род. собрании по теме «Профилактика школьной дезадаптации (памятка для родителей)»Выступление на род. собрании по теме «Профилактика школьной дезадаптации (памятка для родителей)»
В условиях образовательного учреждения адаптация рассматривается как процесс приспособления обучающихся к требованиям и условиям учебной деятельности, социальному окружению. Школьная дезадаптация – явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с неразрешимым для него конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному психическому развитию.
В учебной деятельности при неблагоприятном развитии школьной ситуации развитие дезадаптации проходит несколько этапов: - первичные трудности в учебе перерастают в пробелы в знаниях; - отставание в усвоении программы по одному или нескольким предметам переходит в неуспеваемость частичную или общую; - далее возможен крайний случай – отказ от учебной деятельности – ребенок может перестать посещать учебные занятия. В сфере социальных отношений дезадаптация выражается в том, что первично возникшее напряжение ребенка в отношениях с родителями и педагогами перерастают во взаимное недопонимание, в эпизодические и систематические конфликты, и как крайний случай – в разрыв личностно- значимых для него отношений. Могут возникать нарушения поведения, деформации характера, изменения состояния соматического и психического здоровья. В ситуациях хронической неуспешности учебная деятельность перестает восприниматься ребенком как значимая. Ребенок начинает искать тот вид занятий, в котором он был бы более успешен. Это может быть как различная досуговая деятельность, спортивные занятия, так и вовлечение в различные неформальные подростковые группы различной направленности, в том числе и криминальной. Возможно появление различных форм неадекватных ситуации поведенческих реакций как способ привлечения внимания взрослых. Памятка для родителей. 1. Воодушевите ребенка рассказывать дома о своих школьных делах. Не ограничивайтесь обычными вопросами типа: «Как прошел день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что чего-то не знаете о школьной жизни вашего ребенка, его проблемах в школе или взаимосвязи его школьных и домашних трудностей. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, беседуйте с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Во время любой беседы с педагогом выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия к тому, чтобы мирно разрешить их
3. Интересуйтесь программой обучения ребенка и особенностями школы, где он учится. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые для родителей. 4. Не связывайте отметки ребенка, полученные в школе, со своей системой наказаний и поощрений. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще привлекает вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои школьные знания в домашних делах.
5. Особенные усилия прилагайте к тому, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Такие периоды, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года могут привести к стрессу ребенка. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему эффективнее решать проблемы в школе.
Литература 1)Крылова Т.А., Струкова М.Л. Методические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов по профилактике дезадаптации детей и подростков.// http://viro.edu.ru/wp-content/uploads/2012/11/%D0%9C%D0%A0-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB-%D0%B8-%D1%81%D0%BE%D1%86-%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB-%D0%B4%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BF%D1%82.pdf
2) Рекомендации по вопросам профилактики школьной дезадаптации //http://school20spb.ru/data/documents/dezadaptaciya.pdf
|
|||
|