Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Упражнения по теме «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом «И»



Упражнения по теме «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом «И»

Упражнение 1.

Спишите, применяя правила о постановке запятой перед одиночным союзом и в простом и сложном предложениях.

1) Тихо ночь ложит(?)ся на вершины гор и луна глядит(?)ся в зеркало озёр. (И.Никитин.) 2) Haш сол..вей так привык к людям и человеческим голосам что шума почти не боит(?)ся. (И.Соколов-Микитов.) 3) На небе ярко сверкнула как живой глаз первая звёздочка и в окнах дома замелькали огоньки. (И. Гончаров.) 4) А мимо вскач(?) несутся кони и только пыль (из)под копыт. (В.Смирнов.) 5) А мы приходили смеялись и жили и холод студил нам горяч..е жилы. (Б. Ручьёв.) 6) Встаёт луна и мстит она за муки надменной отдалённости своей. Лунатики протягивают руки и обречённо следуют за ней. (Б.Ахмадулина.) 7) Самое страшное если лож(?) права и надежда р..вна нулю. (А.Дементьев.)


Упражнение 2.

Произведите синтаксический разбор предложений. Найдите сложносочинённые предложения с общим членом для двух их частей.

1) В эту минуту послышался лёгкий шум и из(за) шкапа явилась Палаша бледная и трепещ..щая. (А. Пушкин.) 2) Над землёй колюч..й снег и весёлая м..тель. (Н. Полякова.) 3) Почти одновременно зацвела ран(?)..я ива и запел полным голосом певчий дрозд. 4) Холодно и за весь май ч..рёмуха (не)успела отцвести. 5) Ещё цветут орехи и ольха и их золотые серё..ки и сейчас дымятся от пр..к..сновения птичек. (М. Пришвин.) 6) В ворота входили новые толпы и въе(?)жали запоздалые т..леги. (А. Чехов.)


Упражнение 3.

Спишите, расставьте знаки препинания в следующих предложениях. В предложениях, где есть общие второстепенные члены, подчеркните их.

1) Рано утром солнце еще не палило так жарко и с моря веяло свежестью. 2) Он пел и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным. 3) Пугачев дал знак и меня тотчас развязали и оставили. (А. С. Пушкин.) 4) Вчера во время грозы дождь шумел и ветер бушевал. 5) Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном и пахло гнилью. (М. Горький.) 6) Не шевелится ни один листок вверху и только внизу на неслышимом сквознячке трепещет на паутинке сухой листик. (М. М. Пришвин.) 7) После обеда затянулось небо и был дождь. (М. М. Пришвин.)


Упражнение 4.

Расставьте знаки препинания в следующих предложениях.

1) Ветер утих и дождь перестал когда мы были уже в пути. 2) Морозы стали слабее и начал падать мелкий снежок который охотники называют порошей. 3) Как только солнце начинает греть по-летнему нам не сидится на месте и мы отправляемся путешествовать. 4) Пока собирались в обратный путь резко похолодало и подул сильный ветер. 5) Но едва Владимир выехал за околицу в поле как поднялся ветер и сделалась такая метель что он ничего не взвидел. (А. С. Пушкин.) 6) Когда началась гроза игра прекратилась и дети побежали домой.


Упражнение 5.

Спишите, расставив знаки препинания в следующих предложениях.

1) Получили известие что Волга встала и что через нее потянулись обозы. 2) Хотя бричка неслась во весь дух и деревня давно скрылась из вида он все еще беспокойно оглядывался. 3) Как раз в тот день когда продавец детских воздушных шаров прилетел во Дворец Трех Толстяков и когда гвардейцы искололи куклу наследника Тутти с тетушкой Ганимед произошла неприятность. (Ю. Олеша.) 4) По крыше выложили жесть. И дом готов и крыша есть. (В. Маяковский.) 5) Двор Ивана Никифоровича хотя был возле двора Ивана Ивановича и можно было перелезть из одного в другой через плетень однако ж Иван Иванович пошел улицею. (Н. В. Гоголь.) 6) Перед рассветом звезды бесследно исчезают небо расчищается и медленно выплывает солнышко. 7) Как только настала весна и солнце пригрело землю ласточка простилась с Дюймовочкой.


Упражнение 6.

Спишите предложения. Объясните графически постановку и отсутствие запятой перед союзом «и». Чем являются в предложении слова, которые выделены цветом.

1) Рано утром солнце еще не палило так жарко и с моря веяло свежестью. 2) Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным. 3) Пугачев дал знак, и меня тотчас развязали и оставили. (А. С. Пушкин.) 4) Вчера во время грозы дождь шумел и ветер бушевал. 5) Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью. (М. Горький.) 6) Не шевелится ни один листок вверху, и только внизу на неслышимом сквознячке трепещет на паутинке сухой листик. (М. М. Пришвин.) 7) После обеда затянулось небо и был дождь. (М. М. Пришвин.)


Упражнение 7.

Спишите. Расставьте пропущенные знаки препинания. Объясните графически постановку и отсутствие запятой перед союзом «и».

1) Едет с грамотой гонец
И приехал наконец.

2) Луна во мгле перебегала
Из тучи в тучу и курган
Мгновенным блеском озаряла.

3) Женихи ей поклонились,
Потихоньку удалились
И согласно все опять
Стали жить да поживать.
(А. С. Пушкин.)

4) Вот об землю царь стукнул палкою
И дубовый пол на полчетверти
Он железным пробил оконечником.

5) И умереть мы обещали
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

6) Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять.
(М. Ю. Лермонтов.)

7) Отряд не заметил
Потери бойца
И «Яблочко»-песню
Допел до конца.
(М. А. Светлов.)

Упражнение 8.

Спишите, расставив знаки препинания в следующих предложениях. Составьте схемы предложений.

1) Вдруг за ним
Стрелы мгновенное жужжанье
Кольчуги звон и крик и ржанье
И топот по полю глухой.
(А. С. Пушкин.)

2) Он сохранил и блеск лазурных глаз
И звонкий детский смех и речь живую
И веру гордую в людей
(М. Ю. Лермонтов.)

3) Лепечут песню новую
И липа бледнолистая
И белая березонька
С зеленою косой!
(Н. А. Некрасов.)

4) Дробится и плещет и брызжет волна
Мне в очи соленою влагой.
(А. К. Толстой.)

5) Колокольчик звонко плачет
И хохочет и визжит.
(П. А. Вяземский.)


Упражнение 9.

Спишите. Расставьте пропущенные знаки препинания. Объясните графически постановку и отсутствие запятой перед союзом «и».

1) Иней подолгу лежал и на скатах крыш и у колодца и на перилах балкона и на листве. 2) Буран крутит швыряет снегом и высвистывает и заливается жутким воем. 3) Глубоко-глубоко отражались в пруду и берег и вечернее небо и полоски облаков. 4) Слышался ночной шум тайги и свист ветра и треск и скрип и грохот падающих деревьев. 5) Далеко позади остались и море и синеющие горы. 6) Летчик водил самолет и верхом и низом и над вершинами гор и посреди ущелий. 7) Он испытывал жару и холод и зной и бури.


Упражнение 10.

Спишите. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях.

1) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами болота и длинные озерки с желтыми кувшинками и белыми чашечками лилий.

2) Повсюду раздавался стук топоров и молотков визг пил и рубанков лязг и грохот.

3) Молодежь пела песни о Волге и Стеньке Разине о диком Иртыше и грозном Байкале.

4) Офицеры и матросы были наверху и жадно всматривались в глубину залива.

5) Друзья служили в разных полках и встречались редко и случайно.

6) С какой-то тайною отрадой
Глядел я на лазурь небес
На даль туманную и лес
С его приветливой прохладой
На цепь курганов и холмов
На блеск и тень волнистой нивы.
(И. С. Никитин.)

7) Смотрит солнце с небес
И блестит и горит
По полям и лугам разливается.
(С. Д. Дрожжин.)

8) Деревянные лодочки и бумажные кораблики выскальзывали из рук мальчишек и девчонок и плыли спокойно и величественно по поверхности больших луж и маленьких речек.

9) Грин начал писать и создал в своих книгах мир веселых и смелых людей и удивительные события.

10) В канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом.
(К. Г. Паустовский.)


Упражнение 11.

Спишите. Расставьте знаки и объясните графически их постановку. Найдите предложения, где возможны оба варианта (то есть можно поставить запятую и опустить знак).

1) В комедии "Горе от ума" впервые были применены все знакомые тогда писателям направления в литературе – классицизм, сентиментализм, романтизм – и проведена попытка воспользоваться новым направлением, то есть реализмом. 2) По словам Белинского "Евгений Онегин" есть энциклопедия русской жизни начала 19 века и роман Пушкина открывает новую страницу в истории русской литературы. 3) "Надо сделать прививки от гриппа и желательно избегать контактов с больными", - советовал с экрана пожилой врач кашляя и чихая через каждые 5 минут. 4) С героем романа Лермонтова постоянно случаются необычные происшествия и он оказывается главным героем какой-нибудь романтической истории.5) Для Наташи Ростовой весь мир воплощал только радость и зла в этом мире не находилось вовсе. 6) "Как это было прекрасно: вокруг тебя как будто поют ангелы и ты хочешь запеть с ними вместе!" - так описывает свои прежние переживания от посещения храма Катерина.7) На Шереметьевской улице строится новая развязка для автотранспорта и возводится многоэтажный торговый комплекс с подземными гаражами.8) Для школы построенной на месте бывшего пустыря и для расположенного напротив здания детского сада отгорожена часть парка, чтобы дети могли гулять на охраняемой территории и учителя меньше волновались за их безопасность. 9) Зачем же Пушкин придает "Капитанской дочке" форму мемуаров частного человека и как эта форма соотносится с жанром этого произведения? 10) Еще месяц и Обломов вновь погрузился в прежнюю спячку, из которой его вывела любовь к Ольге и в которую вернул разрыв с ней. 11) К счастью на улице мороз и можно не волноваться за оставленные на ночь на балконе продукты. 12) Для начинки лучше использовать белые грибы и можно добавлять заготовленные с лета сушеные подосиновики. 13) Когда князь Андрей встречает в салоне Анны Павловны Пьера, он сразу меняется внешне и читатель может в первый раз обнаружить разницу между подлинной сущностью героя которая раскроется только к середине романа и маской надеваемой им для выхода в свет. 14) В романе "Война и мир" исторически достоверно показана эпоха начала 19 века и выявлены наиболее острые противоречия этого времени.

Упражнение 12.

Спишите предложения, расставив знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите номера сложносочиненных предложений.

1) Сыпались звезды да иглы звенели (Щип.). 2) Слышно было как слабо поскрипывали стволы сосен от верхнего течения воздуха (Плат.). 3) Тихо а синева повисла между еще зелеными деревьями (Пришв.). 4) Весело светит солнце серебряной лентой блестит река (С.-М.). 5) Был уже весенний месяц март однако по ночам деревья трещали как в декабре (Ч.). 6) Потом все стихло и только морская даль все так же монотонно негромко шумела (Пауст.). 7) Еще напор и враг бежит (П.). 8) Я спешу туда ж а там уже весь город (П.). 9) Все вскочили схватились за ружья и пошла атака (Л.). 10) Учился он порядочно хотя часто ленился никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство (Т.). 11) Шесть лет комиссия возилась около здания но климат что ли мешал или материал уже был такой только никак не шло казенное здание выше фундамента (Г.). 12) Месяца не было но звезды ярко светили в черном небе (Л. Т.). 13) И каждый день по-своему чудесен и каждый вечер чем-нибудь хорош (Исак.). 14) Сердце его сильно билось но страха не было в его душе (Фад.).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.