Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТВОРИТЬ или ВЫТВОРЯТЬ?



ТВОРИТЬ или ВЫТВОРЯТЬ?

 

Давно не посещавшее меня чувство изумления испытала, побывав в школьном музее       в посёлке Яблоневый овраг (г.о. Жигулёвск): впечатляет титанический труд создательницы музея Людмилы Михайловны Гостюхиной – учителя, воспитателя, скульптора, дизайнера, сценариста, режиссёра, шахматиста, исследователя жизни… Творческий потенциал этого человека неисчерпаем. В полном соответствии с пословицей «охота пуще неволи», никаких тебе субсидий и преференций, всё сама-сама, своими и ребячьими руками – около 1500 фигурок из голубой глины (сюжеты из жизни людей, исторические деятели, писатели, литературные герои, сказочные композиции), сотни кукол, макеты и бездна умной информации.

Впечатляет до оглушения. Только один фрагмент: стоит в глазах материализованный символ из «Войны и мира» («дубина народной войны») - крохотная фигурка Наполеона и внушительная – Крестьянина, вбивающего в землю огромной сучковатой дубиной жалкого завоевателя…

Пять комнат (почти весь четвёртый этаж школы), соединённых анфиладой арок, и шестая - мастерская, отданы под музей. Сам этот факт говорит о приоритетах школы, позволившей себе создание уникального музея по принципу «максимум возможного из минимума вероятного»: старые списанные парты превратились в полки и стенды, в шахматные столы для шахмат-великанов и горизонтальные витрины. Всё это сделано не руками профессионалов, а энтузиастами, единомышленниками Людмилы Михайловны, которая умеет заразить своей энергией, вовлечь в водоворот своих идей и творческих задумок. Да, такой человек расшевелит всех вокруг себя!

И первым загорелся директор школы - Пискунов Михаил Борисович. Это он, убедившись в плодотворной деятельности студии РИТС, организованной Гостюхиной в первый же год (2000г.) работы в школе, выделил помещения, закупил ковролин, краски и пр., мобилизовал коллег на покраску и декорирование полок, сооружение витрин и раскладушек. При этом действовал собственным примером: настилал ковровые покрытия, помогал резать стёкла, оборудовать витрины. Попробуй при таком директоре остаться в стороне от общего дела!

И вот 5 ноября 2005 года музей-студия РИТС («Развитие интеллекта и творческих способностей») распахнул двери перед первыми посетителями.

Друзей и поклонников у музея сегодня много. Их письменные отзывы полны восторгов и понимания его необычности – это не привычная в любой школе выставка творчества, а богатейший дидактический материал для развивающего обучения и воспитания детей. 

Тематика залов - 1.Патриот ( «К юбилею Победы». «Ими славится и гордится Россия». «Край родной, моя милая родина…»). 2.Мыслитель (дискуссионный клуб «Дебаты». Шахматный клуб «Дебют». «От хижин до дворцов». «Классики и современники»). 3.Театральный (маски, куклы, скульптурные иллюстрации, макеты, сценарии). 4. Малышовый («Странички из альбома» - изобразительное и декоративно-прикладное творчество детей начальных классов). 5. Язык международного общенияанглийский (куклы-гиганты – герои Дж. Свифта, скульптурные портреты классиков английской литературы, «Смотр невест в сказочном дворце» и многое другое).

Естественно возникает вопрос: как используется это богатство?

Людмила Михайловна рассказывает: «Экскурсий, городских семинаров проводим много, а также шахматные турниры, конкурсы, тематические классные часы…Вот только в учебном плане музей востребован недостаточно, хотя многие из  уроков гуманитарного цикла были бы уместны в его залах. Особенно удручает незаинтересованность учителей иностранного языка. Здесь богатейшая лексика, сюжеты для развития речи, возможности для проведения деловых игр – а уроки предпочитают проводить в скудно оснащённых кабинетах по традиционной методике».

Поскольку каждый экспонат музея сопровождается текстом дискуссионного характера, проблемными вопросами, историческими справками, то учителю предоставляется возможность вести детей по музею, разговаривая, споря с ними, побуждая активно участвовать в экскурсии. Стимулируется нестандартное мышление и поведение учителя: не заученный и «замученный» текст, а живое творческое общение.

Но, оказывается,  некоторые учителя предпочитают творить в другой области: чередой идут жалобы во все инстанции - вплоть до президента – жалобы на директора. И не потому что он мешает «творить» педагогу, а потому что «график отпусков вывесили не вовремя, старые батареи куда-то увезли со двора, зачем-то сестру на работу принял…» Да мало ли можно наскрести, если хочется заявить о себе как о личности непримиримой и принципиальной. Можно бы и с руководителем поговорить, и на педсовете выступить – так ведь там могут и возразить, и не поддержать, и ответную критику развернуть (у кого ошибок не бывает?).

А тут уж всему коллективу не до «творений» - школу лихорадит от многочисленных комиссий, проверок и разборок. Кто не творит, тот, как правило, вытворяет… – к сожалению, именно так чаще всего и случается.

Наверное, те подростки, которые украшают стены подъездов «наскальной живописью», вытворяют именно потому, что взрослые - дома ли, в школе ли, -  занятые не тем, чем надо, не сумели заразить творчеством, а свято место пусто не бывает. «Сердца, не занятые нами, немедленно займёт наш враг»,- как точно заметил поэт.

Странно устроена жизнь: люди неординарные, увлечённые не только заражают, но и раздражают. С ними неуютно тем несчастным, которые не открыли себя в радости созидания, проще ведь и легче реализоваться в разрушении.

В 1990-м году Л.М.Гостюхина создала в Тольятти «Школу радости» РИТС. Много интересных людей вылетело из этого тёплого «гнезда». Личность формируется Личностью. К работе в лаборатории РИТС привлекались специалисты ВАЗа, школы искусств, журналисты, врачи, режиссёры, мастера спорта, преподаватели ТГУ и пединститута. Между прочим, и наш нынешний мэр, тогда ещё совсем «зелёный» преподавал в авторской школе-лаборатории Людмилы Михайловны.

Жить бы да развиваться школе радости до сего дня по авторской программе всестороннего развития и универсального образования личности, ан нет: лабораторию буквально сожгли и подменили школой «для богатеньких» - государственное финансирование «школы полного дня» прекратили.

Школа-лаборатория РИТС сделала один выпуск и прекратила своё существование – использовать вывеску «РИТС», пользуясь своим авторским правом, Гостюхина запретила. Переехав в Яблоневый овраг, она продолжила работу в обычной общеобразовательной школе. Но, как птица феникс, возродилась из пепла аббревиатура РИТС - теперь уже в названии школьного музея.

Через пять лет новое детище «Людмилы-да-Винчи» - так шутливо называли её ещё в университете – заявило о своём рождении. И, конечно, самыми дорогими гостями на открытии «Музея-студии РИТС» были выпускники «Школы –лаборатории РИТС» и её преподаватели, те, кто с гордостью и сегодня называют себя ритсовцами. Они часто встречаются с любимым наставником и не теряют связи друг с другом, ведь совместное творчество роднит людей на всю жизнь.

Крупно повезло поселковой школе г.о. Жигулёвск, потому что там вдохновенно творит Людмила Михайловна Гостюхина, программа которой издана отдельной книгой, взята на вооружение американцами, удостоена Гранта Сороса и Диплома Министерства Образования.

(И как много и бездарно теряет Тольятти, когда из него уезжают творческие люди!)

 Мне кажется, нет смысла зарываться в бумаги, определяя, чем живёт школа. Надо обязательно ощутить её атмосферу, понять, где в ней бьёт родник животворящий, а где фонтан хорошо маскирующейся корысти.

Будут наши дети творить или вытворять? Это зависит от нас с вами. Учат не словами, а собственным примером, поступками. Можно послать учеников раскладывать в почтовые ящики анонимки на директора, а можно сделать с ними макет, например, «Квартиры для многодетной семьи». Это будет новый экспонат для музея – и интересный, полезный экскурс в социологию. Тут тебе и творчество, и развитие интеллекта – словом, РИТС в действии!

 

Галина Ржанникова.

г. Тольятти

(Опубликована в газ. «Жигулёвский рабочий»

под назв. «Личность формируется личностью»)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.