|
|||
Основные концепции понимания таланта и одаренностиОсновные концепции понимания таланта и одаренности
Одной из наиболее распространенных и целостных концепций одаренности в мировой психологии является трехкомпонентная теория Дж. Рензулли. Концепция описывает одаренность как взаимодействие трех групп человеческих качеств: - интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, - высокая увлеченность выполняемой задачей мотивированность), - высокий уровень креативности. В схематическом изображении это представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Элементы человеческого потенциала по Дж.Рензулли.
Интеллект. Дж. Рензулли подразумевает, что для достижении высоких результатов в различных сферах требуется достаточно высокий уровень интеллекта. Современные исследования, в общих чертах, подтверждают данный тезис. Если говорить непосредственно об IQ, то необходим уровень не ниже среднего для достижения компетентности в интеллектуальной области человеческой деятельности. Однако речь идет не только о формально измеренном уровне интеллекта, но и о целостной системе знаний, целенаправленной практике их применения, привычке к постоянной интеллектуальной работе. Творческость (или креативность). В данной концепции под творческостью понимается, в первую очередь, способность к созданию новых идей, умение отойти от готовых стереотипов, найти новые способы решения проблемы, необычный взгляд на ситуацию. Мотивация является процессом, включающим множество разных соподчиненных мотивов. Творческая мотивация включает в себя, прежде всего, познавательные мотивы, то есть мотивы, связанные с содержанием обучения, а также мотивация процессом: творческие люди получают удовлетворение от самого процесса решения задачи, независимо от сферы, в которой они работают (наука, искусство). Как отмечают исследователи, наиболее благоприятны с точки зрения развития одаренности доминирование мотивов, связанных с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями; ориентация на усвоение способов приобретения знаний и т. п.). Доминирование этой группы мотивов характеризует одаренного ребенка. Важной аспектом мотивации одаренных людей является мотивация достижения успеха, а мотив избегания неудачи, напротив, по многочисленным наблюдениям затрудняет реализацию личностного потенциала.
|
|||
|