Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности обучающегося»



 

 

«Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности обучающегося»

 

Выполнила:

учитель информатики

Шаповалова Е.А.


Обдумывая тему: «Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности учащихся», которой я занимаюсь на протяжении 3-х лет, я не случайно остановилась именно на использовании метода проектов для развития творческой деятельности учащихся. Дело в том, что эта тема мне очень интересна и близка. И, занимаясь данной темой, и мне очень интересно увидеть результаты! Работая с проектами, учащиеся в результате изучения темы должны не только показать, что они её знают, но и применить эту тему в практической жизни. Каждый изученный раздел обобщается либо творческим заданием, либо мини-проектом, либо групповым проектом. Можно разработать индивидуальный либо групповой проект и на другие разделы информатики.

Как учитель – организатор проектной деятельности я, изучив методическую литературу и осмыслив собственный опыт, определила для себя ряд положений. Для применения метода проектов необходимо, во-первых, наличие значимой в исследовательском творческом плане задачи или проблемы, для решения которой школьнику необходимо использовать уже полученные им знания и новые, которые ему еще необходимо приобрести;

во-вторых, самостоятельная деятельность обучающихся: индивидуальная, групповая;

в третьих, это подведение итогов, их презентация. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми". Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, пр.);

в четвертых, проект должен быть структурирован. Необходимо определить, хотя бы приблизительно, какие результаты должны быть достигнуты на каждом этапе.

Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения. Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, а защита проекта – убедительной.

Педагогическая тонкость во взаимодействии учителя и ученика заключается в том, что ребёнок должен чувствовать, что проект – это реализация его собственных идей и замыслов, рождённых в процессе целеполагания  и планирования. Нельзя полностью предоставлять учащегося самому себе, но и значительно ограничивать его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, тоже не следует.

Степень активности и самостоятельности участников проекта на разных этапах, конечно, различается в зависимости от умений и навыков проектной деятельности. Для кого-то проект может быть первым, а кто-то уже работает над вторым или третьим своим проектом. На начальном этапе использования проектного обучения, проект выполняется при непосредственном руководстве учителя. В таком случае мы говорим об исполнительском проекте. Но и в этом случае учитель не навязывает своего мнения, а вносит варианты для обсуждения совместных действий. Конструктивный уровень проекта возможен тогда, когда учащиеся способны, обсудив с учителем тему и план действий, самостоятельно выполнить проект. Если учащиеся сами выдвинули идею проекта, сами разработали план действий и реализовали его, создав реальный качественный, обладающий новизной продукт, то это уже творческий проект.

Проекты дети выполняют индивидуально либо в группах. В групповых проектах отдельные разделы выполняются индивидуально. Но и в проектах, выполняемых индивидуально, есть элементы групповой работы, например, при проведении мозгового штурма или взаимной оценки первоначальных идей друг друга. Все это развивает навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности. Участники проекта осваивают элементы организационной деятельности лидера или исполнителя, получая при этом социальный опыт практической деятельности.

В качестве примера приведу проводимый мной в 9 классе проект "Предметный кроссворд". Тип проекта: практико-ориентированный. Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет. Планируемый результат: создание и оформление кроссворда в компьютерном варианте по теме, изучаемой в школьном курсе. Как учитель информатики определяю цель проекта: используя навыки работы со шрифтами и таблицами, обучающимся предстоит самостоятельно создать кроссворд в текстовом процессоре MS Word.

Проект дети выполняют два урока. В ходе проекта определяются темы вопросов для кроссворда, отбирается материал, выполняется его анализ, составляются вопросы с ответами, создаются макеты кроссвордов на бумаге, создаются кроссворды в компьютерном варианте, при оформлении которых используются рисунки, символы, автофигуры.

В ходе выполнения проекта моя роль состоит в организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью, как ко мне, так и к своим товарищам. Причём помогающий получает при этом не меньшую пользу, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются при объяснении своему однокласснику. После проведения презентации учащимися проводится оценка всех проектных продуктов и собственного результата.

В проектной деятельности ребёнок наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое. В то же время, богатые возможности современного ПО позволяют подходить к работе творчески и нестандартно. Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках. С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках информатики  углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Его суть заключается в том, что важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны им пригодиться в жизни.

Практика показала, что метод проектов даёт положительные результаты. Работы выполняются с большим интересом и азартом, качественно. Ребёнок чувствует себя комфортно. Он сам видит, насколько удачно поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта. Оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становится для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания. Таким образом, создаётся положительная мотивация учащихся при повторении пройденного материала.

Проектный метод активизирует познавательные способности, учитывая интересы учащегося. Но каждый урок не может быть ориентирован только на интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения.

Например: после изучения темы “Электронные таблицы” предлагаю учащимся 8 класса выполнить следующее задание: представить себя в роли директора компании, принять на работу несколько сотрудников (не менее 10), указать должность сотрудников, начислить заработанную плату, рассчитать подоходный налог, построить диаграмму. Подобная работа очень нравится учащимся8 класса и позволяет осознать преимущество технологий работы с электронными таблицами и увидеть возможность применения полученных знаний и умений в повседневной практике.

Я организую постоянную проверку презентаций, собирая их и выставляя оценки. Ученики 7-8 классов делают сообщения по новому материалу. В конце четверти или года лучшие проекты представляются классу. В ходе выполнения проекта учащиеся вовлекаются в процесс систематизации информации, получаемой из внешних источников. У них формируется потребность к самообразованию, актуализируется творческое начало и индивидуальность каждого.

Навыки, полученные учащимися на уроках информатики, ребята охотно используют при подготовке материалов по другим школьным предметам. Они создают интересные тематические презентации, пишут хорошо иллюстрированные рефераты, применяя информацию, найденную в Интернете и книгах, по всем правилам оформляют результаты своих исследований.

 

Проектный метод активизирует познавательные способности, учитывая интересы учащегося. Но каждый урок не может быть ориентирован только на интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя. Проектную деятельность учащихся я применяю на уроках информатики, музыки.  И я уверена, что результаты работы учащихся окажутся очень интересными и полезными! Важно то, что при этом будет формироваться творческая личность каждого учащегося. А это значит, что цель самообразования будет достигнута!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.