|
||||||||
Теории лидерства. Формальное Неформальное2. Теории лидерства Термин leadership в английским языке обозначает поведение руководите- ля, побуждающее подчиненных мобилизовывать свои силы и способности ради достижения поставленной задачи. Таким образом, лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение каких-либо целей. Человек, обладающий качествами лидера, способен заставить людей достигать поставленных этим лидером целей. Эффективность процессов в управлении непосредственно связана с личностью человека - руководителя, организующего эту деятельность. Проблема лидерства и руководства является одной из основных проблем координации и интеграции групповой деятельности. Лидерство и руководство - это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство - на том, чтобы люди делали правильные вещи. Человек становится лидером только тогда, когда у него появляются последователи, т.е. те, кто следует за лидером и признает необходимость достижения поставленных им целей. Выделяют формальное и неформальное лидерство (рис. 1). Виды лидерства Формальное Неформальное Процесс влияния на людей с позиции Процесс влияния через способности и занимаемой должности, исходя из умения, необходимые другим людям. официального положения в организации Влияние происходит из признания другими личного превосходства лидера.
Рис. 2.1. Формальное и неформальное лидерство Лидер формальной организации имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других, и благодаря своим деловым и личным качествам. Для организации лучшим является вариант сочетания этих видов лидерства в одном лице. Повышенное внимание к таким категориям управления, как лидерство и руководство, стало проявляться в 30-х гг. ХХ в. Это было вызвано привлечением ученых-психологов к решению проблем управления промышленными пред- приятиями в рамках зарождения доктрины человеческих отношений – нового гуманитарного подхода к управлению. С появлением ученых-бихевиористов, в области консультирования управления организациями на систематической основе начали проводиться крупномасштабные исследования лидерства с целью выявления параметров, позволяющих менеджерам становиться эффективными лидерами. Стали появляться разнообразные подходы к изучению явления лидерства в организациях, впоследствии объединенные по общему групповому признаку в основные группы теорий лидерства, Выделяют следующие группы теорий лидерства, объясняющие феномен влияния одних людей на поведение других. 1) Теории личностных качеств лидеров (1930-1950). Согласно этим теориям, обосновывается перечень наиболее общих черт (качеств), который свойственен эффективному лидеру, и который отличает его от тех, кого он ведет за собой. В качестве примера подобных теорий, приведем теорию Р. Стогдилла, где выделяются следующие качества: 1. Физические качества - активный, энергичный, здоровый, сильный; 2. Личностные качества - приспособляемость, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху; 3. Интеллектуальные качества - ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало; 4. Способности - контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность. Также известна типология людей по отношению к власти Б.Рассела, которая тоже основана на личностных качествах. Согласно этой типологии всех людей можно условно разделить на 4 группы: Люди, имеющие такие определяющие черты характера, как настойчивость в достижении цели, уверенность в собственных силах, целеустремленность, и открыто проявляющие свое стремление к власти; Люди, отличающиеся робостью, склонностью к подчинению другим, неуверенностью в себе, в своих силах и возможностях; Люди, ведущие себя ситуативно: в одних случаях стремящиеся к власти, в других - к подчинению; Люди, отказывающиеся от подчинения другим, но не желающие командовать, ищущие самовыражение в науке, искусстве, творчестве. Данный подход в изучении лидерства концентрировался на выявлении списка качеств, присущих лидеру (исследовались выдающиеся исторические личности), и базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся. Исследователи пытались сформировать один единственный список качеств, при- сущих лидерам, чтобы иметь возможность еще в раннем детстве выявлять лидеров. Однако перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможным создать «единственно верный» образ лидера. Поэтому направление исследований сместилась в область поведения лидеров. 2) Поведенческие (бихевиористские) теории лидерства (1940-1970). Научный интерес к изучению поведения эффективных менеджеров возник в начале 40-х гг. Исследователи стали обращать внимание на характер поведения руководителей, с целью разработки методик, позволяющих готовить руководителей по специальным программам, развивающим определенные поведенческие умения и навыки, необходимые для повышения эффективности деятельности предприятия. Несмотря на то, что также как и теории лидерских качеств, поведенческие теории пытались найти один единственно верный стиль поведения представители данного направления считали, что лидерами становятся, а не рождаются. Наиболее известными концепциями лидерского поведения являются: 1. Концепция Курта Левина – три стиля руководства; 2. Теория «Х» и «Y» Д. МакГрегора; 3. «Система управления 1, 2, 3 и 4» Ренсиса Лайкерта Мичиганского уни- верситета; 4. Управленческая решетка Р. Блейка и Д. Моутон – группа университета в штате Огайо (США) и т.д. Все эти теории акцентируются на обучении эффективным формам поведения; и определяют поведение лидера на основе двух характеристик: Поведение, ориентированное на создание удовлетворенности трудом у под- чиненных и на их развитие. Поведение, ориентированное исключительно на выполнение производственных задач любой ценой. Так, например, Блейк и Моутон отождествляли понятия стиля руководства и стиля лидерства. В своей «управленческой решетке» (рис. 2) они выделили пять базовых типов лидерства: (1,1) Обедненное управление. Приложение минимальных усилий для достижения необходимых производственных результатов, достаточное для сохранения членства в организации. (9,1) Власть – подчинение. Эффективность производства в рабочих условиях где человеческие аспекты учитываются в минимальной степени. (1,9) Управление в духе загородного клуба. Повышенное внимание к удовлетворению потребностей людей, ведущее к созданию комфортной и дружелюбной рабочей атмосферы в организации. (5,5) Организационное управление. Здесь соблюдается балансирование умеренной заинтересованности в производственных результатах и поддержания на удовлетворительном уровне морального настроя людей. (9,9) Групповое управление. Производственные успехи, обусловленные преданными своей работе людьми; общее стремление к организационным целям; взаимоотношения, основанные на доверии и уважении.
Рис. 2.2. «Управленческая решетка Блейка и Моутон Однако поведенческие концепции стиля руководителя не смогли выявить универсальный стиль, который давал бы устойчивое соотношение между его использованием и ростом эффективности. 3) Теории лидерства, основанные на ситуационном подходе (1960-1990). Несостоятельность предыдущих концепций сместила фокус исследований лидерства в область выявления ситуационных факторов, влияющих на поведение руководителя. Здесь, прежде всего, следует упомянуть работы Ф. Фидлера. Он предположил, что эффективность работы группы будет зависеть от следующих факторов: во-первых, от того, насколько выбранный стиль управления учитывает особенности подчиненных и, во-вторых, от того, какими возможностями располагает руководитель, чтобы влиять на их поведение. Изучив поведение лидера и его эффективность в различных ситуациях, Фидлер пришел к выводу о том, что эффективный лидер должен попеременно демонстрировать то тот, то другой стиль управления (в зависимости от того, что именно требуется в конкретной ситуации). Ф.Фидлер выделил 3 группы факторов, от которых зависит эффективность работы руководителя и подразделения в целом: 1. Взаимоотношения руководителя с подчиненными (степень доверительности их отношений, взаимного уважения); 2. Характер регламентации труда. 3. Возможность руководителя влиять на работу подчиненных посредством подбора, стимулирования и продвижения кадров. В соответствии с этим, Ф.Фидлер предложил два основных направления повышения эффективности руководящей деятельности: приспособление лидера к ситуации (посредством его подбора, обучения и переобучения, а также стимулирования). изменение ситуации. Кроме теории Ф.Фидлера наиболее известными концепциями ситуационного подхода являются модель Митчелла и Хауса и теория жизненного цикла Херси и Бланшара и т.д. В модели Херси-Бланшара (рис.2.3) за основу измерения, так же, как и в управленческой решетке Блейка и Моутон, взяты ориентации лидерского поведения: на взаимоотношения или на задание, но при этом, выбор стиля лидерства в значительной степени определяется готовностью последователей выполнять задания. При этом авторы теории четко определяют понятие готовности: работник готов к выполнению задания, если он: 1) способен его выполнить; 2) хочет его выполнить; 3) уверен в своих силах. В свою очередь, способность выполнить задание предполагает наличие у работника необходимых знаний, навыков и опыта. У лидера, по Херси-Бланшару, есть четыре основных стиля поведения, которые следует использовать в зависимости от степени готовности работников к выполнению заданий. (S1) Telling – Инструктирование. Типичная ситуация директивного лидерства, когда руководитель сам принимает решение, дает конкретные указания и обеспечивают жесткий контроль за работой; (S2) Selling – «Продажа идей». Руководитель объясняет решение и дает возможность для прояснения; (S3) Participating – Тесное сотрудничество. Лидеры делятся идеями и вы- ступают как фасилитаторы (facilitator — «посредник», англ.) в принятии группой решений; (S4) Delegating – Делегирование. Лидер передает другим полномочия самостоятельно принимать и реализовывать решения, последователи принимают на себя ответственность. Так, в условиях высокой готовности последователей вполне возможно использовать стиль S 4, который в решетке Блейка-Моутон назван «обедненным управлением». А, например, при высокой готовности персонала директивный менеджмент (стиль S 1) может принести большой вред. Все концепции данной группы доказывают, что руководители должны выбирать стиль руководства в зависимости от ситуации. Недостатком данного подхода является исключение из области исследований личностных характеристик руководителя. Современные подходы в изучении лидерства пытаются объединить выше- рассмотренные теоретические разработки и определить специфику проявления лидерских качеств и поведения руководителя в конкретных ситуациях.
Рис. 2.3. Модель лидерства Херси-Бланшара 4) Теория харизматических качеств лидеров (1990 –наст. время). Выделяет те качества лидеров, которые придают им ореол особой значимости, исключительности и магнетизма, позволяющий увлекать за собой людей. Назовем некоторые из этих качеств: практически полная уверенность в своих суждениях и способностях; умение видеть перспективу лучше, чем остальные; способность увлечь своей идеей остальных, умело разъясняя и убеждая; преданность идее, готовность рисковать и взять на себя ответственность; нетрадиционное поведение. 5) Теория «партисипативного» управления (1990 –наст. время). Предполагает партнерские отношения руководителей и подчиненных, включающие: регулярные совещания руководителя с подчиненными; открытость в отношениях между руководителем и подчиненными; вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений; делегирование подчиненным ряда полномочий; участие рядовых работников в планировании и осуществлении организационных мероприятий; создание микрогрупп с правом самостоятельно разрабатывать и предлагать идеи, формулировать проблемы и их решения. Анализ деятельности современных успешных организаций однозначно показывает, что во главе этих организаций обязательно находится лидер, который точно знает, что необходимо делать и может убедить последователей в верности своих взглядов, а при необходимости и настоять на своем решении.
|
||||||||
|