|
|||
Неимитационные. Имитационные
Тема 3.1. Интерактивные технологии обучения – 2 часа Вопросы 1. Принципы интерактивного обучения 2. Методы интерактивного обучения. 3. Правила организации интерактивного обучения.
1. В современном активно изменяющемся мире качественное образование, отвечающее вызовам эпохи, не может ограничиваться лишь трансляцией накопленных знаний. Основной компетенцией становится способность самостоятельно осваивать новые компетенции. В связи с этим увеличивается роль деятельностных (активных и интерактивных) методов, приёмов, технологий обучения. Условно в педагогике выделяют три группы методов обучения – пассивный, активный и интерактивный. Пассивный метод обучения, или традиционный, – студент выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит). Активный метод обучения подразумевает активное взаимодействие педагога и студента. В этом случае обучающиеся активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Интерактивный метод обученияориентирован на взаимодействие не только с преподавателем, но и друг с другом. Это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие как между обучающимся и преподавателем, так и между самими обучающимися. Классификация интерактивных методов обученияпо наличию заданных моделей деятельности и наличию ролей (Ю.С. Арутюнов)
Неимитационные |
Имитационные | ||
неигровые | игровые | ||
Проблемное обучение | Анализ конкретных ситуаций | Деловая игра | |
Практическое занятие | Имитационные упражнения | Игровое проектирование | |
Семинар | Действие по инструкции | Разыгрывание ролей | |
Дискуссия | |||
Проблемная лекция | |||
Конференция |
Имитационные методы позволяют воспроизводить в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе (игровые и неигровые формы и методы);
Неимитационные методы – построение моделей изучаемого явления (дискуссии, «мозговые атаки» и т.д.).
2. Рассмотрим несколько методов интерактивного обучения.
1. Придумывание заданий, вопросов и задач самими обучающимися. После прохождения определённой темы можно им предложить придумать по 5–7 примеров и обменяться друг с другом. Далее каждый решает примеры соседа. Затем опять обмениваются листами и проверяют друг друга.
2. Дерево решений. Группа делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством студентов. Построение «дерева решений» – практический способ оценить преимущества и недостатки различных вариантов. Дерево решений для трех вариантов может выглядеть следующим образом:
Проблема:
Вариант 1: … | Вариант 2: … | Вариант 3: … | |||
Плюсы | Минусы | Плюсы | Минусы | Плюсы | Минусы |
3. «Займи позицию». Зачитывается какое-либо утверждение и обучающиеся должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Необходимо, чтобы они объяснили свою позицию.
4. Презентации с использованием различных вспомогательных средств: доски, книг, видео, слайдов, компьютеров и т. п. Интерактивность обеспечивается процессом последующего обсуждения.
5. Методика «Попс-формула» позволяет помочь слушателям аргументировать свою позицию в дискуссии. Краткое выступление в соответствии с ПОПС-формулой состоит из четырех элементов:
П – позиция (в чем заключается точка зрения) | я считаю, что … |
О – обоснование (довод в поддержку позиции) | … потому, что … |
П – пример (факты, иллюстрирующие довод) | … например … |
С – следствие (вывод) | … поэтому … |
3.Правила организации интерактивного обучения
Правило первое. В работу должны быть вовлечены все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников – до 25 человек.
Правило четвертое. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Правило шестое. Отнеситесь с вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Обязательные условия организации интерактивного обучения:
· доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
· демократический стиль;
· сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
· опора на личный («педагогический») опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
· многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
· включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.
Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|