Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Неимитационные. Имитационные



 

Тема 3.1. Интерактивные технологии обучения – 2 часа

Вопросы

1. Принципы интерактивного обучения

2. Методы интерактивного обучения.

3. Правила организации интерактивного обучения.

 

1. В современном активно изменяющемся мире качественное образование, отвечающее вызовам эпохи, не может ограничиваться лишь трансляцией накопленных знаний. Основной компетенцией становится способность самостоятельно осваивать новые компетенции. В связи с этим увеличивается роль деятельностных (активных и интерактивных) методов, приёмов, технологий обучения.

Условно в педагогике выделяют три группы методов обучения – пассивный, активный и интерактивный.

Пассивный метод обучения, или традиционный, – студент выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит).

Активный метод обучения подразумевает активное взаимодействие педагога и студента. В этом случае обучающиеся активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания.

Интерактивный метод обученияориентирован на взаимодействие не только с преподавателем, но и друг с другом. Это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие как между обучающимся и преподавателем, так и между самими обучающимися.

Классификация интерактивных методов обученияпо наличию заданных моделей деятельности и наличию ролей (Ю.С. Арутюнов)

 

Неимитационные

Имитационные

неигровые игровые
Проблемное обучение Анализ конкретных ситуаций Деловая игра
Практическое занятие Имитационные упражнения Игровое проектирование
Семинар Действие по инструкции Разыгрывание ролей
Дискуссия    
Проблемная лекция    
Конференция    

 

Имитационные методы позволяют воспроизводить в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе (игровые и неигровые формы и методы);

Неимитационные методы – построение моделей изучаемого явления (дискуссии, «мозговые атаки» и т.д.).

2. Рассмотрим несколько методов интерактивного обучения.

1. Придумывание заданий, вопросов и задач самими обучающимися. После прохождения определённой темы можно им предложить придумать по 5–7 примеров и обменяться друг с другом. Далее каждый решает примеры соседа. Затем опять обмениваются листами и проверяют друг друга.

2. Дерево решений. Группа делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством студентов. Построение «дерева решений» – практический способ оценить преимущества и недостатки различных вариантов. Дерево решений для трех вариантов может выглядеть следующим образом:

Проблема:

Вариант 1: …

Вариант 2: …

Вариант 3: …

Плюсы Минусы Плюсы Минусы Плюсы Минусы
           

3. «Займи позицию». Зачитывается какое-либо утверждение и обучающиеся должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Необходимо, чтобы они объяснили свою позицию.

4. Презентации с использованием различных вспомогательных средств: доски, книг, видео, слайдов, компьютеров и т. п. Интерактивность обеспечивается процессом последующего обсуждения.

 

5. Методика «Попс-формула» позволяет помочь слушателям аргументировать свою позицию в дискуссии. Краткое выступление в соответствии с ПОПС-формулой состоит из четырех элементов:

 

П – позиция (в чем заключается точка зрения) я считаю, что …
О – обоснование (довод в поддержку позиции) … потому, что …
П – пример (факты, иллюстрирующие довод) … например …
С – следствие (вывод) … поэтому …

 

3.Правила организации интерактивного обучения

Правило первое. В работу должны быть вовлечены все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников – до 25 человек.

Правило четвертое. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.

Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

Правило шестое. Отнеситесь с вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Обязательные условия организации интерактивного обучения:

· доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;

· демократический стиль;

· сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;

· опора на личный («педагогический») опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

· многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;

· включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.

Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.