Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 2. Механические передачи. Лекция 7. Передача планетарная.



Тема 2. Механические передачи. Лекция 7. Передача планетарная.

 

Планетарные  передача – это передача с  колесами, оси которых подвижны и перемещаются вокруг окружностей других колес, будучи с ними связанными, т.е. представляют собой эпициклическую передачу, в которой на отдельные звенья наложена кинематическая связь (Рисунок 2.31). 

Рисунок 2.31 – Схема трехзвенного планетарного механизма:

1 – колесо центральное; 2 – сателлит; h– водило

Звено h входит во вращательные пары О1 со стойкой и О2 с зубчатым колесом 2 и вращается с угловой скоростью wh. Звено 2 обегает центральное неподвижное колесо 1, вращаясь с угловой скоростью w2 вокруг мгновенного центра вращения Р0. Звено 1 называют центральным колесом, звено 2 – сателлитом, звено h –водилом.

Механизмы, в которых хотя бы одно звено имеет подвижную ось называют сателлитными. Сателлитные механизмы с одной степенью подвижности являются планетарными. Передаточное отношение в таких передачах устанавливается по связи угловых скоростей w2 и wh через линейную скорость vO2 точки O2,общей для колеса 2(сателлита) и водила h 

                                                        vO2=w2×r2= – wh×(r1 – r2),                                  (2.133)

где r1 и r2 – радиусы центрального колеса и сателлита соответственно.

При условно неподвижном колесе 1 по принципу обращенного движения величина передаточного отношения от второго звена к водилу определяется по формуле

                                                i2h(1) =w2/wh=(r2r1)/ r2=1– (r1/ r2)=1– i21(h),             (2.134)     

где i21(h) – передаточное отношение от второго колеса к первому при условно остановленном водиле h. В планетарных механизмах с круглыми колесами сумма передаточных отношений при различных останавливаемых звеньях всегда равна единице

                                                                  i2h(1) + i21(h)=1.                                         (2.135)

Сателлитные механизмы с двумя и более степенями подвижности называют

дифференциальными механизмами, (рисунок 2.32).

Рисунок 2.32 – Дифференциальный механизм с цилиндрическими

колесами: 1, 2 – колеса центральные; 3 – сателлит; h – водило

Классификационные формулы планетарных передач составляют с помощью букв латинского алфавита. Заглавными буквами обозначают типы механизмов, а строчными буквами обозначают звенья, образующие эти механизмы. Особенности структуры передачи уточняют индексами. Нижние индексы относятся к основным звеньям. Первый из них указывает звено, передающее наибольший крутящий момент. Верхний индекс указывает какое звено не вращается.

Планетарные зубчатые передачи классифицируют по сходным конструктивно – функциональным признакам механизмов.

Планетарный механизм 2k – h содержит в качестве основных звеньев два центральных колеса kи водило h. Передачи с этим механизмом имеют обозначения:

А – передача, механизм которой содержит одновенцовый сателлит, центральное колесо ас внешними зубьями и центральное колесо b с внутренними зубьями (рисунок 2.33, а – передача Аbha с остановленным центральным внешним колесом b; рисунок 2.33,б – передача Ааhb c остановленным центральным внутренним колесом a; рисунок 2.33,в – передача Аhba с остановленным водилом h);

В – передача, механизм которой содержит двухвенцовый сателлит, центральное колесо а с внешними зубьями и центральное колесоb с зубьями на внутренней поверхности обода (рисунок 2.33, г – передача Вbha c остановленным внешним центральным колесом b);

С – передача, механизм которой содержит двухвенцовый сателлит и центральные колеса b и ес внутренними зубьями (рисунок 2.33,дСbeh c остановленным внешним центральным колесом b);

Е – передача, механизм которой содержит одновенцовый сателлит и конические зубчатые колеса (рисунок 2.33, е – передача Е).

 

Рисунок 2.33– Схемы передач с механизмом 2k –h

 

Механизм 3k (рисунок 2.34) в качестве основных звеньев имеет три центральных колеса. В этом случае водило не воспринимает нагрузку от внешних моментов, а только поддерживает сателлиты. 

Рисунок 2.34 – Схема передачи с механизмом 3k

Замкнутые передачи (передачи g – d) содержат дифференциал, основные звенья которого обозначают буквами a, b, g. На рисунке 2.35,а показан механизм, у которого звено g вращается с одним из выходных валов, а два других основных звена a и b  связаны с другим выходным валом d. На рисунке 2.35,б показан механизм основное звено b которого соединено с выходным валом d (передачей b– d), а механизм А (передача a– d) выполняет функции тихоходной ступени. 

Рисунок 2.35 – Схемы передач с механизмом g - d

В обозначении последовательно соединенных механизмов применяют знак лигатуры     , который указывает пару звеньев соседних ступеней, соединенных друг с другом . Звеньям тихоходной ступени присваивают индекс 1, а звеньям быстроходной ступени – индекс 2 (Ab1h1a1Ab2h2a2, Ab1h1a1Ah2b2a2).                                                                   

 

На рисунке 2.36 изображены схемы передач, составленных из двух механизмов А.

 

Рисунок 2.36 – Схемы двухступенчатых планетарных передач:

а) передача Аb1h1a1Аb2h2a2; б) передача Аb1h1a1Аh2b2a2;

в) передача (АА)h1(b1h2)a2; г) передача (АА)h1(b1b2)a2

 

 

При расчете зубчатым колесам помимо принятых буквенных обозначений присваются индексы 1 и 2, соответственно меньшему и большему элементу сцепляющейся пары.

Для установления величины усилий в зацеплении планетарных передач всех типов рассматривают равновесие каждого звена под действием внешних нагрузок.

 

 

Рисунок 2.37 – Силы в планетарной зубчатой передаче:

a) – распределение усилий между колесами; б) – силы в зацеплении

 ( F(1)gа, F(2)gа, F(3)gа–силы, действующие между сателлитом и центральным колесом а; Fgb – сила, действующая между сателлитом и центральным колесом b; Та, Тh – моменты вращающие на центральном колесе и водиле соответственно; wa, wh – угловые скорости на центральном колесе и водиле соответственно; Fhg – сила, действующая между водилом и сателлитом)

    

Силы в зацеплении сателлита с центральным колесом рассчитывают с учетом коэффициента неравномерности нагрузки КН по наиболее нагруженному сателлиту. В расчетах опор сателлитов необходимо учитывать центробежную силу. Радиальные составляющие сил, действующих в передаче, которая имеет несколько сателлитов, не учитывают, т.к. они уравновешивают друг друга.

В трехсателлитной передаче (рисунок 2.37) вращающий момент Та на центральном колесе ауравновешивается силами F(1)gа, F(2)gа, F(3)gа

                                                                  Та=rba×( F(1)gа+F(2)gа+F(3)gа ,                          (2.136)

где rba – радиус основной окружности центрального колеса.

В идеальной передаче силы равны и нормальная сила от сателлита Fgа

                                                                          Fgа = Та/( rba×nw).                                   (2.137)

 В случае передачи с числом сателлитов nw>3 неравномерность распределения нагрузки исключить не удается и это учитывается умножением силы Fgа на коэффициент неравномерного распределения нагрузки КН. Участие сателлита одновременно в двух зацеплениях приводит к тому, что одновенцовый сателлит не передает вращающий момент и находится в равновесии под действием сил Fаg, Fbg и Fhg со стороны колес a, bи водила hсоответственно.

Учитывая, что углы зацепления aw одинаковы, из уравнения равновесия

                                                                          Fhg =2× Fаg×КН×cos aw.                             (2.138)

Сила Fhg необходима при расчете подшипника сателлита и оси водила. Нормальную силу Fn , приходящуюся на единицу длины контактной линии l, называют удельной нагрузкой

                    wm=Fn/l.                                           (2.139)

Рабочая нагрузка равна произведению удельной нагрузки на корректирующие коэффициенты (коэффициенты режима нагружения, неравномерности распределения нагрузки, динамического влияния и т.п.), которые устанавливаются в каждом конкретном случае с учетом принятых критериев работоспособности. В расчетах оценивают нагрузку, которая вызывает наибольшее опасное напряжение для данного вида повреждения.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.