|
|||
История про ЭнниИстория про Энни Энни была маленькой девочкой, которая жила в коричневом кирпичном доме вместе с мамой, папой и большой черной собакой.1 Приближалось время сна. Значит ей нужно было ложиться в постель. Но Энни изо всех сил старалась что-то придумать, чтобы отодвинуть это время.2 “Я очень проголодалась, — заявила она маме. — Я думаю, мне надо хорошенько поесть, прежде чем ложиться спать”. “Не выдумывай, деточка моя, — ответила мама. — Ты отлично поужинала, и сейчас слишком поздно есть”. Энни на минутку задумалась. “Сейчас идет интересная передача по телевидению, и я хочу ее посмотреть. Я останусь здесь”. “Никаких “останусь”, — твердо ответила мама. — Через пять минут ты должна быть в постели!” “О, я забыла кое-что рассказать Нэнси, — схитрила Энни. — Я должна ей позвонить”. “Нэнси уже спит, деточка моя, — сказала мама. — Расскажешь ей обо всем завтра в школе”. “Мне бы стаканчик водички”, — продолжала придумывать Энни. “Ты же пила буквально минуту назад, — ответила мама. — Я думаю, сейчас тебе пора спать”. Мама поцеловала Энни и укрыла ее одеялом. “Доброй ночи, спи, моя детка, крепко, и чтоб клопы не кусали мою детку”, — пожелала она своей дочке на прощанье. Энни тяжело вздохнула. Она боялась не клопов, а совсем других существ. Но, может быть, ей повезет, и они не придут сегодня ночью. Мама выключила свет. Энни слышала ее шаги, которые прозвучали удаляющимся эхом в холле. Она почувствовала себя очень одиноко, и ей стало страшно. Энни нырнула под одеяло, уползая вглубь, как маленький червячок уползает от ранней пташки. Под одеялом было безопаснее. Ее никто не мог увидеть, и она также не могла видеть никого. Она была как невидимка. “А ведь как было бы здорово побыть хоть немного невидимкой, — подумала Энни. — Тогда можно было бы потихоньку подкрасться к людям и рявкнуть над ухом “У-у-у!!!” — как раз в тот момент, когда они занесли над своими блинами ложечку с вареньем. А еще здорово было бы послушать, о чем так тихо говорят мама с папой, отправив свою ненаглядную доченьку поиграть в другую комнату. Можно было бы подкрасться ночью к дому этой вреднятины Дженни Браун, проникнуть туда и устроить ей “концертик” — попурри из шумов, создаваемых привидениями, и проучить ее, чтобы ей впредь неповадно было делать Энни всякие гадости в школе. Энни глубоко вздохнула. Но вот ведь беда: оставаться невидимкой под одеялом — нестерпимо жарко. И беда еще в том, что стоит только высунуть нос из-под одеяла, как ты становишься видимой снова. Так что, этот план вряд ли осуществим. Но, может быть, на ее счастье они все-таки не появятся этой ночью. Медленно-медленно, потихонечку Энни выползла из-под одеяла, открыла глаза и огляделась. В комнате была тьма кромешная. Но в этой тьме она могла разглядеть шкафы, занавески и жиденький, тусклый свет уличных фонарей, проникающий сквозь окно. Она увидела свой стол. Она увидела... “А-а-а!” — Энни выпрыгнула с кровати и с воплем помчалась в гостиную. Вскочила мама. “Энни, Энни, девочка моя! Что случилось?” — встревожилась она. “Чудовище!!! — задыхаясь от испуга произнесла Энни. — Там, в моей комнате — чудовище”. И она расплакалась. Мама крепко обняла ее. “Видно, тебя здорово напугали”, — сказала она. Энни кивнула головой. “Это были огромные, мерзкие чудовища, — произнесла она сквозь слезы. — Они хотели схватить меня”. “Хочешь, я пойду с тобой в твою комнату?” — спросила мама. Энни кивнула. “Но сначала, — сказала мама, — я должна сходить на кухню... У меня там есть одна вещица, которая наводит ужас на чудовищ”. “Ой, правда?” — обрадовалась Энни. “Сущая правда!” — уверенно сказала мама. “Чудовища этого совершенно не переносят. Как только они это видят, они моментально испаряются”. “А что это?” — спросила Энни. Она сгорала от любопытства. Подумать только: у мамы на кухне есть средство от чудовищ — противомонстровое оружие! Когда они пришли на кухню, мама Энни выдвинула ящик и достала что-то оттуда. Это “что-то” было похоже на короткую, толстую пластиковую палку со стеклышком на одном конце. Предмет был блестящий, синего цвета. Энни посмотрела на него с некоторым сомнением. “Это — особый, волшебный противомонстровый фонарик, — сказала мама. — Вот посмотри”. Она передвинула кнопочку сбоку фонарика. “О, вот здорово-то! — сказала Энни, не спуская глаз с лучика света, бившего из фонарика. — А как он действует?” “Дело в том, — сказала мама, — что чудовища боятся света”. “Правда?” — удивилась Энни. “Правда, — подтвердила мама. — Ведь ты боишься тьмы. Разве не так? Так вот, а чудовища боятся света”. “Да?, — изумилась Энни, начиная понимать что к чему. — Значит, ты хочешь сказать, что если я увижу чудовища в темной комнате, когда лежу в постели, мне стоит только включить волшебный противомонстровый фонарик, и они сразу дадут тягу?” “Вот именно, — ответила мама. — Особенно они не выносят луч света, исходящий из волшебного противомонстрового фонарика”. Она взяла Энни за руку. — Пойдем в твою комнату, включим свет и ты увидишь, что там нет никаких чудовищ”. Когда они пришли в комнату, Энни тщательно осмотрела все вокруг. Она заглянула в шкаф, за занавеску и под кровать, но не нашла ни одного чудовища. “Верно, — сказала Энни. — Должно быть, фонарик отпугнул их”. “А теперь, — сказала мама, — устраивайся в постели поудобнее и ничего не бойся — ты в полной безопасности, а твой волшебный фонарик мы положим здесь, рядом с твоей кроватью”. “Хорошо”, — сказала Энни. Рядом со своим волшебным фонариком она чувствовала себя в безопасности. “Спокойной ночи”, — попрощалась с ней мама и поцеловала ее. Энни закрыла глаза и сразу же заснула.1 На следующее утро Энни спросила: “Можно мне взять кусок картона и большой черный фломастер?” “Конечно, — сказала мама. — А зачем это тебе?” “Это — секрет, — ответила Энни. — Я покажу тебе, когда закончу”. Она ушла в свою комнату и принялась за работу. Через час Энни вышла. “Посмотри, что я сделала”, — сказала она маме. В руках у нее был большой кусок картона с надписью: “ПРОЧЬ, ЧУДОВИЩА”, “ЭТА КОМНАТА ОХРАНЯЕТСЯ ВОЛШЕБНЫМ ПРОТИВОМОНСТРОВЫМ ФОНАРИКОМ”. “Да, — сказала мама тоном, исключающим всякие сомнения. — Это наверняка отпугнет чудовище”. Энни гордо кивнула головой. “А что из себя представляют твои чудовища?” — спросила мама. “Они подлые и гадкие существа”, — ответила Энни. “Почему бы тебе не нарисовать их? — предложила мама. — Ты бы тогда могла показать мне, какие они подлые и гадкие”.2 “Хорошо”, — согласилась Энни. Она любила рисовать. Энни изобразила чудовища такими, какими видела их в прошлую ночь. Она снабдила их желтыми, мерцающими в темноте глазами, заостренными зубами, и языками ярко-красного цвета. “Боже мой! — воскликнула мама. — Они действительно безобразны. Да, к тому же, очень злые”. “Они в самом деле были очень злые, — подтвердила Энни. — Они были злы еще больше, чем я, когда Дженни говорила обо мне гадости Саре, и когда я упала с велосипеда, и когда ты не позволила мне остаться посмотреть телевизор”. Она остановилась, чтобы сделать передышку. “И все это случилось в один и тот же день”. “Все в один и тот же день?” — удивилась мама. “Должно быть это был действительно несчастливый день для тебя”. “Еще бы”, — подтвердила Энни. “А известно ли тебе, — продолжала мама, — что иногда, когда ты очень злишься и не знаешь, что с этим делать, твоя злость ночью выползает наружу и, маскируясь, появляется в виде чудовищ?” “Неужели?” — Глаза Энни широко раскрылись от удивления. Мама кивнула головой. “Зачем? — спросила Энни. — Зачем она это делает?” “Наверное, потому, — ответила мама, — что злость хочет, чтобы ее заметили. А иногда потому, что хочет что-то сказать тебе”. “А может ли злость причинить кому-нибудь боль?” — спросила Энни. “Нет”, — ответила мама. — “Злость это — всего лишь чувство, состояние. Это что-то вроде пара. Если ее накапливается слишком много, ей требуется выход. Точно так же, как, скажем, пару требуется выйти наружу, когда вода в чайнике закипает. Для того, чтобы “выпустить пар” злости, ты можешь, например, взбить подушку, походить взад-вперед по тротуару или нарисовать картинку с изображением злости”. “Разве все мои чудовища появляются из-за моей злости?” — спросила Энни. “По крайней мере, многие из них, — ответила мама. — Другие могут появляться, когда ты грустна или напугана, а некоторые вообще происходят неизвестно отчего и откуда. Но обычно им есть что сказать тебе, если ты с ними разговоришься. Иногда с ними можно даже подружиться или сказать им, какой у них дурацкий вид. Это приводит их в смущение, а чудовища этого просто не переваривают. Их всех что-то беспокоит или не устраивает. Некоторые из них считают, например, что у них слишком большие уши или чересчур красный нос. Иногда они даже начинают вас бояться. И, хотя они могут казаться очень свирепыми и злыми, на самом деле они не так страшны, как многие считают”.1 Мама Энни сделала небольшую паузу. “А поскольку у тебя теперь есть на вооружении волшебный противомонстровый фонарик, они вообще будут тебя бояться”. “Да”, — согласилась Энни и добавила: “Мне нравится этот фонарик”. Прошло несколько дней и ночей. Энни лежала в постели. Хотелось спать, и глаза стали закрываться против ее воли. Вдруг что-то мелькнуло перед почти уже закрывшимися глазами. Она открыла их шире и пристально вгляделась в темноту. В углу ее комнаты сидело ЧУДОВИЩЕ. Энни мгновенно схватила свой волшебный фонарик и включила его. Чудовище сразу отпрянуло. “Не надо!” — запищало оно. Было очень странно, что такое огромное, свирепое чудовище может издавать такой жалкий писк. “Нет, нет! Только не этот волшебный противомонстровый фонарь!” — пищало оно, панически пятясь назад. “Все что угодно, только не этот проклятый фонарь. Прошу тебя, отведи свет в сторону”. “Нет, ты этого не дождешься, — твердо сказала Энни. — По крайней мере до тех пор пока не уберешься отсюда”.1 “Это неправильно, — завопило чудовище. — Ведь ты же должна меня бояться”. Оно топнуло лапой. — “Это неправильно, — повторило оно. — Как же мне теперь быть?” Затем, громко сопя, оно подняло лапу к своей морде и потерло глаза. К своему удивлению, Энни увидела, что чудовище плачет.2 “Что с тобой?” — спросила она. “Глупый вопрос, — сердито ответило чудовище. — Со мной, разумеется, все в порядке. Просто меня только что осветили большим ужасным волшебным противомонстровым фонарем, я получил тяжелейший шок, а потом, вдобавок, еще увидел, что ты меня совсем не боишься. Почему ты считаешь, что со мной должно что-то случиться?” И чудовище вызывающе уставилось на Энни. “Я никогда в жизни никогда не чувствовал себя лучше”, — пробормотало оно и громко всхлипнуло. Энни задумалась на несколько мгновений, потом сказала: “Я знаю, в чем твои проблемы. Или, по крайней мере, одна из твоих проблем”. “Одна из моих проблем, — ворчливо повторило чудовище. — Ладно, всезнайка в коротких штанишках, говори: в чем моя проблема?” “Ты злишься, — ответила Энни. — И в этом твоя проблема”. “Конечно, я злюсь, — сказало чудовище, — но дело не в этом. Моя проблема в том, что, когда я злюсь, я люблю выходить и пугать людей. Этому нас учили в школе чудовищ. И это мне всегда удавалось. Главная моя проблема состоит в том, что ты не испугалась”. “Ты хочешь сказать, что меня не испугаешь”, — сказала Энни. Чудовище снова всхлипнуло: “Ты даже поправляешь меня, когда я делаю грамматические ошибки”. И оно зарыдало громче. “Не реви, — попыталась утешить его Энни, — я знаю, что надо делать”. Продолжая сопеть, чудовище подняло глаза. “Моя мама научила меня, что надо делать, если злишься”, — сказала она. “Ну, и что?” — осторожно спросило чудовище. “Иди сюда, я расскажу тебе”, — сказала Энни. Чудовище с тревогой кивнуло на фонарик: “Но только выключи эту штуку, иначе я не пойду”. “Ладно, — пошла на уступку Энни и выключила фонарик. — Так лучше?” Чудовище утвердительно кивнуло головой. “Тогда, — сказала Энни, похлопывая по постели очень осторожно, чтобы не напугать чудовище опять, — подойди и сядь сюда”.1 Чудовище подошло поближе и присело рядом с Энни, которая стала ему рассказывать о том, что надо делать, когда злишься. “А это все — довольно занятное дело”, — сказало чудовище. Энни улыбнулась. Ей было приятно это слышать. “И ты можешь помочь мне попробовать это на практике? — спросило чудовище, явно надеясь на положительный ответ. — Мне лично по душе эта идея вдалбливания своей злости в подушку”. “Так давай попробуем. Вот моя подушка”. “Вот это здорово!” — обрадовалось чудовище. И они вместе принялись дубасить подушку Энни. “А это забавно”, — сказала она. “Замечательная идея!” — согласилось чудовище. “У меня есть идейка и получше, — пропищала подушка. — Почему бы вам не поколотить матрац?” Но ни Энни, ни чудовище не слышали ее слов, потому что они были слишком заняты: они покатывались со смеху.
1 Варьируйте детали рассказа, применительно к окружению вашего ребенка. 2 Дети, боящиеся чудовищ в темноте, прибегают к разного рода хитростям, чтобы отсрочить время сна. 1 На этом заканчивается первая часть рассказа. Здесь можно прерваться. 2 Художественные занятия помогают ребенку выразить свои переживания, вызванные чудовищами, и обрести чувство власти над ними. 1 Это позволяет ребенку видеть свои “чудовища” в ином свете. 1 Роли поменялись: Энни — хозяйка положения, чудовище покорено. 2 Чем более жалким выглядит чудовище, тем более сильным и уверенным в себе чувствует себя ребенок. 1 Энни теперь берет чудовище под свое покровительство и дружески наставляет его — обратный поворот от ситуации в начале рассказа.
|
|||
|