Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическая работа №4.. Структура культуры



Практическая работа №4.

Тема: Сравнительная характеристика различных видов культур.

Цель: закрепление умения анализировать информацию, соотносить культурные явления с видами культуры.

Краткие теоретические положения:

       Под культурой понимается искусственная среда, созданная человеком и надстроенная над естественной средой. Она охватывает все достижения человечества в материальной и духовной жизни.

       Культура общества-многоплановое явление, состоящее из множества её разновидностей. Выделяют три типа: народная, элитарная и массовая культуры.

 

Задание:

Создать таблицу «Сравнительная характеристика различных видов культур»

Установление соответствия между культурными явлениями и разновидностями культуры.

 

Последовательность выполнения:

1. Изучить правила выполнения и оформления работы.

2. Внимательно изучить раздаточный материал.

3. Выполнить задания.

4. Ответить на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой культура?

2. В чем заключается различие между различными видами культуры?

3. Какие функции выполняет культура в обществе?

Отчетом о проделанной работе (или выводы по работе) в данном случае будет выступать сама работа

Структура культуры

Структура культуры достаточно сложна и состоит из устойчивых форм, черт, элементов. Одной из составных частей является способ передачи информации в виде знаков, символов. Это могут быть словесная информация, рисунки, письменность, цифры, ноты, формулы, обряды, ритуалы.

По характеру традиционно культура делится на материальную и духовную. Материальная культура – это совокупность созданных человеческим трудом материальных элементов, средства производства, орудия труда, продукты труда, способы практической деятельности по созданию средств производства и предметов потребления. Все физические объекты созданные руками человека, называются артефакты (лат. искусственно сделанный). Важным элементом в материальной культуре является культура производства, то есть технология, орудия и предметы труда. Они, прежде всего, отражают уровень развития общества и его культуры.

С культурой производства тесно связана культура быта, то есть вещественная среда обитания, включающая в себе и отношение человека к окружающей среде. К материальной культуре относится и физическая культура, направленная на поддержание физического и духовного здоровья человека.

Совокупность нематериальных элементов, а также деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, результаты этой деятельности, воплощенные в духовных ценностях, образуют духовную культуру. Культурология как интегративная наука употребляет термин «духовность» в широком смысле слова как одну из важнейших сторон бытия человека в отличие от религии, которая трактует это понятие уже, как веру в высшее существо, или философии, ассоциирующей духовность с рациональными идеями, психологией, сознанием.

Сфера духовной культуры выходит за пределы практической пользы для человека. Она несет в себе идеальное содержание, и включает прежде всего правила, нормы поведения, законы, знания, идеи, мифы, обычаи, традиции, язык, то есть результат духовной деятельности людей.

Материальная и духовная культура взаимосвязаны, их разделение достаточно условно. Общим является то, что они являются результатом человеческой деятельности, имеют известную культурную ценность, символическое значение, выполняют определенные функции. Духовная культура присутствует в артефактах, причем значение ее может меняться в зависимости от условий. Например, старинные предметы быта в музеях уже имеют значение исключительно как произведения искусства. В любом памятнике материальной культуры в большей или меньшей степени воплощены идеи эстетики, элементы красоты, изящества. Создание их невозможно без творческой, умственной деятельности, вплоть до вдохновения.

Существуют многообразные переходные формы. Это, например, деньги, которые позволяют приравнивать материальные объекты к духовным.

Вопрос о приоритете материальной и духовной культуры спорный. Он разделил мыслителей, философов фактически на два лагеря: материалистов и идеалистов. Первые, например, К. Маркс, считали, что «бытие определяет сознание» то есть отдавали приоритет материальной стороне жизнедеятельности человека, другие утверждали первичность не материи, а сознания. Но очевидно одно: для развития духовной культуры необходима материальная база, с другой стороны, именно духовная сторона культуры, т.е. знания, нравственность, играют самую активную роль в совершенствовании человека, улучшении условий его быта и жизни. Образно говоря, если материальная культура является как бы телом культуры, то духовная – ее душой.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.