|
|||
Современные подходы в преподавании предметов образовательной области «Искусство» в 2020-2021 учебном году в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов
Современные подходы в преподавании предметов образовательной области «Искусство» в 2020-2021 учебном году в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов (Лиходей Т.Г. – учитель СШ № 26)
Предметы образовательной области «Искусство» сегодня решают важнейшие проблемы образования и развития подрастающего поколения: 1. Знакомство с искусством дает четкое понимание динамического развития социокультурной ситуации в мире. 2. Уровень культуры обучающихся постепенно повышается, а лучшие образцы духовной культуры своего народа и мирового искусства становятся заметными и важными в жизни общества. 3. Постепенно уменьшается разрыв между преподаванием таких предметов как музыка, изобразительное искусство, искусство и профессиональное современное искусство, которое неотделимо от жизни подростка. На сегодняшний день в современной общеобразовательной школе статус учителя искусства остается проблемным в реальной педагогической практике. Отношение к учителю искусства, самому преподаванию искусства происходит в большинстве школ по остаточному принципу. Учитель музыки зачастую воспринимался как «массовик-затейник», а учитель изобразительного искусства как «оформитель». Но в этом часто виноват и сам учитель. Нежелание изменить свое отношение к уроку приводит к таким суждениям. Одним из важных моментов, осложняющих работу педагога, является необходимость улучшения материально-технической базы и оснащение кабинетов искусства. Совершенно очевидно, что предметы «Музыка», «Изобразительное искусство», «Искусство» невозможно вести по всем требованиям ГОС в неспециализированных кабинетах. Сегодня, в условиях дистанционного обучения эту проблему мы можем частично решить. Использование ИКТ на уроках искусства – одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Оно позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся, что дает возможность перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие ее интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Использование ИКТ повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, помогает ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность для развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности в их исследовательской деятельности. Каждый учебный предмет имеет свои особенности, специфику, свои принципы и методы преподавания и поэтому для урока искусства нужно выработать определенные принципы: · доступность, · наглядность, · научность, · связь с жизнью, · систематичность, · последовательность усвоения знаний. Современный урок должен быть эмоционально насыщенным, а педагог должен постоянно ощущать эмоциональный контакт с учащимися. Для достижения проектируемого результата в уроке, то есть для реализации его содержания и организации деятельности педагога и ученика, существует группа средств - это методы и приемы. В конструировании современного урока наиболее плодотворной представляется та, в основе которой находятся компоненты деятельности. Можно выделить три группы методов: · стимулирование и мотивация учебной деятельности; · организация и осуществление учебных действий и операций; · контроль и самоконтроль. Эти группы методов позволяют упорядочить способы взаимосвязанной деятельности педагога и ученика. В современной школьной практике существуют два исторически сложившихся подхода к преподаванию уроков искусства. Один из них - преподавание как школьного предмета, подчиняющегося общедидактическим принципам, а другой - преподавание урока, как живого образного искусства, воплотившийся в педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.
Большое значение для уроков искусства имеет использование игровых педагогических технологий. Реализация игровых приемов и ситуаций на уроках может проходить по таким основным направлениям: · дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; · учебная деятельность подчиняется правилам игры; · учебный материал используется в качестве ее средства; · в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; · успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: · обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; · познавательные, воспитательные, развивающие; · репродуктивные, продуктивные, творческие; · коммуникативные, диагностические и др.
Кроме того, на уроках искусства необходимо применять такие личностно-ориентированные методы, как: · метод диалога, когда учитель и ученик – собеседники; · метод сравнений и ассоциаций, когда каждый ученик может высказать свою ассоциацию по данной ситуации; · придумывание образа или ситуаций; · индивидуальная работа. Таким образом, применение в педагогической практикев условияхреализации новых государственных образовательных стандартов некоторых вышеизложенных технологий, позволит выявить и развить у учащихся художественные способности, и воспитать творческое отношение к любой деятельности. Современная инновационная педагогика требует переосмысления всего педагогического процесса, как обучения, так и воспитания, взгляда на ученика как на субъект деятельности.
|
|||
|