Опросник. Обработка результатов
Опросник
- Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко.
- Люди преувеличивают способность животных чувствовать и переживать.
- Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.
- Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.
- Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.
- Я считаю, что плакать от счастья глупо.
- Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей.
- Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств.
- Я сильно волнуюсь, когда должен (должна) сообщить людям неприятное для них известие.
- На мое настроение сильно влияют окружающие люди.
- Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными.
- Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.
- Я не слишком расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.
- Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.
- По-моему, одинокие люди чаще бывают недоброжелательными.
- Когда я вижу плачущего человека, то сам (сама) расстраиваюсь.
- Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой).
- Когда я читаю книгу (роман, повесть и т.п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.
- Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь.
- Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются.
- Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
- Мне неприятно, когда люди, смотря кино, вздыхают и плачут.
- Чужой смех меня не заражает.
- Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет.
- Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.
- Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков.
- Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.
- Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.
- Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.
- Чужие слезы вызывают у меня раздражение.
- Я очень переживаю, когда смотрю фильм.
- Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг.
- Маленькие дети плачут без причины.
Обработка результатов
Сопоставьте свои ответы с ключом и подсчитайте количество совпадений.
Ключ
Ответ
| Номера утверждений-предложений
| Согласен "+"
| 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31
| Не согласен "-"
| 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33
| Полученное общее количество совпадений (сумму баллов) проанализируйте, сравнив свой результат с показателями, представленными в нижеследующей таблице.
Пол
| Уровень эмпатических тенденций
| высокий
| средний
| низкий
| очень низкий
| Юноши
| 33-26
| 25-17
| 16-8
| 7-0
| Девушки
| 33-30
| 29-23
| 22-17
| 16-0
| Обратите внимание на то, что уровень эмпатических тенденций в среднем выше у представительниц женского пола. Вероятно, это связано с влиянием культурных особенностей, ожиданий и стереотипов, проявляющихся в поощрении большей чуткости и отзывчивости у женщин и большей сдержанности и невозмутимости у мужчин. В целом же необходимо помнить о возможности развития способности к эмпатии по мере личностного роста и стремления к самоактуализации.
Градацию уровней можно проводить и внутри профессиональной группы, если это качество для ее представителей профессионально значимо.
Высокие показатели по способности к эмпатии находятся в обратной связи с агрессивностью и склонностью к насилию; высоко коррелируют с покладистостью, уступчивостью, готовностью прощать других (но не себя), готовностью выполнять рутинную работу.
Люди с высокими показателями по шкале эмоционального отклика в сравнении с теми, у кого низкие показатели чаще:
- на эмоциональные стимулы реагируют изменением кожной проводимости и учащением сердцебиения;
- более эмоциональны, чаще плачут;
- как правило, имели родителей, которые проводили с ними много времени, ярко проявляли свои эмоции и говорили о своих чувствах;
- проявляют альтруизм в реальных поступках, склонны оказывать людям деятельную помощь;
- демонстрируют аффилиативное поведение (способствующее поддержанию и укреплению дружеских отношений);
- менее агрессивны;
- оценивают позитивные социальные черты как важные;
- более ориентированы на моральные оценки.
Умение сопереживать другим людям — ценное качество, однако при его гипертрофирофии может формироваться эмоциональная зависимость от других людей, болезненная ранимость, что затрудняет эффективную социализацию и даже может приводить к различным психосоматическим заболеваниям.
Люди со средним (нормальным) уровнем развития эмпатии в межличностных отношениях более склонны судить о других по поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Как правило, они хорошо контролируют собственные эмоциональные проявления, но при этом часто затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми.
Люди с низким уровнем развития эмпатии в межличностных отношениях испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, некомфортно чувствуют себя в большой компании, не понимают эмоциональных проявлений и поступков, часто не находят взаимопонимания с окружающими. Они гораздо более продуктивны при индивидуальной работе, чем при групповой, склонны к рациональным решениям, больше ценят других за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость.
Выбор неэффективных поведенческих стратегий может быть следствием личностных особенностей человека или свидетельством незнания им деятельных форм участия в жизни других людей. Для развития эмпатических способностей нужно совершенствовать коммуникативные навыки, особенно умение слушать другого, перефразировать, отражать и отзеркаливать эмоции. Очень полезны тренинги ассертивности, «гимнастика чувств».
| - Практическая психология для менеджеров / Под ред. М. К. Тутушкиной. - М. : Филинъ, 1996. - 368с. (с. 101-103)
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Издательство Института Психотерапии, 2005. - 490 с. (с. 15-16)
- Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: 1984.
|
|