Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Семинар 7 Самопрезентация. Вопросы для обсуждения



Семинар 7 Самопрезентация

 

Вопросы для обсуждения

1. Риски самопознания и саморазвития.

2. Барьеры саморазвития.

3. Контроль и оценка результатов саморазвития.

4. Понятие и самопрезентации. Варианты самопрезентации.

5. Самопрезентация в публичном выступлении. Три составляющих самопрезентации.

6. Причины трудностей самопрезентации. Возможные трудности самопрезентации.

7. Имидж выступающего. Формирование первого впечатления. Советы по эффективному общению. Техники публичного выступления.

 

 

Темы докладов на конференции:

1. Проблема профессиональной самореализации в современном российском обществе.

2. Социально-философские аспекты творчества и самореализации современной молодежи.

3. Духовно-нравственное становление личности в условиях трансформации современного российского общества.

4. Создание виртуального образа в Сети как способ самопрезентации в условиях рынка.

 

 

Мы живем в веке стремительных информационных потоков и многомиллионных мегаполисов, скорость нашей жизни неуклонно растет. В ситуациях, когда мы сталкиваемся с новыми людьми, им приходится быстро составлять о нас свое впечатление, не теряя времени на долгие разговоры и раздумья! Самореклама перестала восприниматься как некий грех выглядеть и восприниматься отрицательным качеством не очень воспитанного человека, они стала необходимостью, пожалуй, единственной возможностью обратить на себя внимание, представить себя и свои достоинства.

Такую «саморекламу» называют самопрезентацией.

Самопрезентация – это технология построения благоприятного первого впечатления.

Самопрезентация – это умение правильно подать себя в обществе, демонстрируя свои достоинства и затеняя недостатки. Что в нее входит? Прежде всего – это то, как человек выглядит. Поэтому, первый канал самопрезентации – это визуальный (зрительный) канал. Затем, как и что он говорит, в том числе и о себе. Второй канал – аудиальный (слуховой). И, наконец, «канал флюидности», где собеседник подпадает под обаяние вашей личности (кинестетический канал – чувства, ощущения, которые возникают в процессе общения с человеком).

Главная цель самопрезентации – завоевание лояльности к своей персоне со стороны значимой, для вас группы людей.

Самопрезентация – инструмент, используя который каждый человек сможет добиться значительных успехов. Освоение навыков самопрезентации – это путь к саморазвитию. Совершенствуя свой стиль общения, установления контакта, проявляющийся в осанке, мимике и жестах, манере говорить, человек создаст свой уникальный имидж. А он позволит каждому добиваться поставленных целей.

Однако процесс усвоения навыков потребует личного вклада. Это работа на внешнем и на внутреннем уровне, направленная на осознание своих зон роста и ресурсов, способствующих будущей успешности. Самое главное – вера в себя и свои способности. Тогда открывается путь к собственным изменениям.

Один из вариантов самопрезентации – это выступление перед аудиторией, публикой.

Самопрезентация в публичном выступлении - это умение направить восприятие аудитории по определенному пути, выгодному оратору; это управление впечатлением, которое оратор производит на аудиторию с целью влияния на нее.

Влиять на аудиторию необходимо, чтобы достигнуть поставленных целей. В последние годы популярным стало слово "харизма". Дословно с древнегреческого оно означает "притягивать к себе внимание". Слово "харизма" восходит к слову "хариты". В древнегреческой мифологии - это три богини красоты и изящества. Слова "харизма", "характер", "харя" - имеют один корень. То есть быть харизматичным в ходе публичного выступления значит уметь производить успешную самопрезентацию, притягивать и удерживать внимание аудитории.

Важно, что самопрезентация происходит всегда, независимо от того, насколько оратор себе ее представляет и как к ней относится. Например, два сотрудника собираются выступить на конференции. Один надевает лучший дорогой деловой костюм, белую рубашку, модный галстук, другой - джинсы и старый свитер. Самопрезентацию производят оба! Первый демонстрирует статус, престиж, уважение. Второй - независимость, наивность, самостоятельность.

Даже просто присутствуя там, где есть другой человек мы так или иначе себя презентуем - большей частью неосознанно. Другой человек оценивает вашу внешность, настроение, тембр речи, смысл ваших слов, позу и жесты. И в итоге о вас формируется определенное мнение: пообщавшись с кем-то пару минут, мы уже вешаем на него не один десяток ярлыков, которые впоследствии определяют наше поведение.

Самопрезентация складывается из трех составляющих:

тот, кто самопрезентуется

тот, кому самопрезентуются

то, что самопрезентуется

Эти три составляющих объединяет цель, которую хочет достичь субъект самопрезентации. Второй участник часто воспринимается как объект, на которого можно оказывать воздействие. Дополнительным фактором может выступать окружающая среда, которая задает правила коммуникации.

В качестве причин трудностей самопрезентации можно рассматривать родительские установки, неуверенность в себе, закрепившиеся негативные модели поведения, прошлый неуспех и т.п.

Возможные трудности самопрезентации:

- невнимание к собеседнику

- ограниченность видения ситуации (не могу выйти за пределы инструкции и т.п.)

- отсутствие собственной мотивации

- неуверенность в себе

- страх осуждения, критики со стороны других людей

- страх провала, неуспешности, неудачи

- невнимание к себе, к своим желаниям, целям

- непринятие отказа

- отсутствие четкого понимания, что хочу донести

- страх потери контроля над собой или ситуацией

- стремление к постоянным оправданиям

- скромность, стеснительность

Составьте свой список того, что может помешать, а что помочь успешной самопрезентации.

Для эффективной самопрезентации важен имидж выступающего – внешний вид начинает говорить раньше, чем начинаете говорить вы. Одежда, обувь, грим, косметика, аксессуары – все это составляет ваш облик.

 

Имидж – понятие более широкое, чем просто внешний вид (латинский – “картинка”; англ. – “образ престиж, репутация”; франц. – “образ, изображение, представление”).

 

Имидж включает в себя внешность, манеру одеваться, что и как говорить, что и как делать, стиль поведения, стиль мышления.

 

Исследования подтверждают, что в 75 % случаев первое впечатление оказывается верным. Что фиксируется при формировании первого впечатления:

 

Внешний облик.

Оформление внешности.

Экспрессия, внешняя выразительность.

Выполняемые действия.

Предполагаемые качества личности.

Очевидно, что оратору имеет смысл специально продумывать, как будет формироваться первое впечатление о нем, какие акценты уместно расставить в момент появления перед публикой.

 

Какой у вас должен быть внешний вид, чтобы вы могли произвести благоприятное впечатление?

 

Одежда — это визитная карточка делового человека. Стоит ли очередной раз напоминать всем известную фразу — встречают по одежке. Первое впечатление надолго остается в памяти человека, поэтому пренебрегать своим внешним видом — непростительная ошибка. Самой распространенной и наиболее признанной на сегодняшний день одеждой для делового человека является костюм. Однако, каждый свой наряд необходимо подбирать по ситуации — в исключительных случаях излишняя официозность не приветствуется и вместо брюк вполне можно обойтись классическими джинсами темного цвета.

 

Особое внимание уделите аксессуарам: портфель или папка для документов, ежедневник для записей, запонки и галстук для костюма, часы — такие мелочи всегда бросаются в глаза и могут сыграть вам на руку или наоборот, разочаровать.

 

Психология одежды рассматривает оформление внешности как многомерную информацию о личности. Одежда говорит без слов. "Платье и облачает, и разоблачает человека", гласит афоризм. Примечательно, что дословно с латыни слово "костюм" означает "образ жизни".

 

Одежда является важнейшей составляющей первого впечатления. При формировании первого впечатления об ораторе одежда всегда фиксируется аудиторией как знак привлекательности или непривлекательности. Правильно одеться с позиции психологии восприятия - значит грамотно управлять самопрезентацией.

 

Для того чтобы научиться создавать свой неповторимый образ и производить благоприятное впечатление, необходимо акцентировать внимание на достоинствах и маскировать недостатки. Женщинам в деловой одежде можно придерживаться классического сочетания «черный низ - белый верх», т.е. надеть белую блузку, длинную (или чуть ниже колена) черную юбку или брюки и черные туфли на низком каблуке. Но возможно, это совершенно не ваш стиль делового костюма. В таком случае стоит отойти от классического сочетания, и добавить немного оригинальных деталей и цветов. Мужчинам в деловой одежде стоит остановить выбор на элегантном пуловере или свитере поверх белой рубашки с воротником и классических брюках. Если для вас этот вариант деловой одежды неприемлем, обратите внимание на традиционную рубашку в тонкую полоску в сочетании с однотонным галстуком и брюками черного цвета или цвета хаки. Из обуви хорошо подойдут кожаные или лакированные туфли. Несомненно, деловая одежда очень важна, однако при этом не забывайте о деталях.

 

Деловой женский наряд должен быть длиннее, чем требует смелая мода. "Мини" все еще ассоциируется с самой древней профессией, и когда серьезные люди говорят о "мини", то подразумевают исключительно "итальянский вариант" - юбка до колен!

 

Платье или костюм? Платье - это внутрифирменная одежда, оно уместно, если вы находитесь в окружении только своих сотрудников.

 

Следующим не менее важным аспектом формирования положительного образа является ваше умение грамотно преподносить информацию. Манера держаться — это такой же способ проявлять уважение к окружающим людям, как и опрятная одежда, вежливое обращение в разговоре и тактичность.

 

Если речь идет о самопрезентации на собеседовании, то с уверенностью можно заявить, что опытные рекрутеры уже после нескольких минут общения с кандидатом формируют его образ, повлиять на который в большинстве случаев практически невозможно. Часто для специалистов по персоналу важны не сами ответы, а внешние проявления внутреннего состояния человека, его манеры, психологические качества.

При любом виде самопрезентации, будь то общение с работодателем или партнером по бизнесу, важен такой нюанс, как язык тела. Избегайте закрытых статичных поз, скованное положение тела может свидетельствовать о вашей нерешительности. Движения должны быть открытыми, плавными и, что самое важное, уверенными.

Выступая с докладом перед аудиторией, подкрепляйте ваши слова жестами. Благодаря грамотной жестикуляции информация усваивается быстрее и лучше. Главное не переигрывайте. Естественность — один из главных принципов поведения делового человека, а попытка ввести собеседника в заблуждение всегда заметна со стороны.

Будьте максимально открытыми, ваш оппонент должен почувствовать ваше настроение и искренность ваших намерений.

Очень часто во время публичных выступлений мы не можем справиться со своим волнением, напряжением, от этого страдает общее впечатление о человеке. Как же можно снять эмоциональное напряжение?

Можно предложить семь советов тренера по эффективному общению персонала рекламного агентства “Огилви энд Мейзер” Дороти Сарнофф:

Что бы Вы ни делали, не делайте это расслаблено. Держите себя не в напряжении, а в энергичном состоянии, которое присуще игроку в теннис, когда он ракеткой бьет по мячу и все его мускулы натягиваются. Вы производите хорошее впечатление, когда сидите энергично. Безвольно расслабив тело, Вы лишь обозначите свое присутствие.

Рассуждайте живо и воодушевленно – это наилучшая косметика. Речь идет не о мимолетной улыбке: улыбка – это горизонтальное напряжение мускулов, тогда как воодушевление – вертикальное. Оно приподнимает щеки и зажигает Ваши глаза. Попробуйте – увидите.

Когда Вы разговариваете, старайтесь смотреть в глаза. Многие смотрят не в глаза, а на глаза, в лучшем случае в один глаз собеседника. Это делает Ваш взгляд остекленевшим. Когда взгляд переходит с одного на другой глаз Вашего собеседника, Вы действительно видите его душу. И это поразительно.

Не суетитесь! Если Вы понаблюдаете, то увидите, как много вокруг суетливых людей: они крутят пальцами карандаш, кольца, бусы, цепочки, разгибают и сгибают скрепки и т.д. Часто мы не осознаем, что делаем, но наши манеры отвлекают внимание слушающих нас.

Не прячьтесь за свои волосы. У людей есть желание видеть оба Ваших глаза. Попробуйте убрать волосы и посмотрите, какое впечатление это произведет на Ваших деловых партнеров. Чаще это делает Вас авторитетнее.

Слушайте также активно, как и говорите. Помните, что во время встречи Вас одинаково хорошо видно и когда Вы говорите, и когда Вы молчите. Выражайте внимание телом и глазами или Вас неверно поймут. Если Вы знаете, как слушать, то это делает Вас в глазах других и хорошим оратором.

Опирайтесь на хороший вкус. Вы ведь хотите, чтобы люди заметили Вас, а не Вашу одежду.

В завершение разговора о самопрезентации оратора позвольте напомнить две аксиомы.

Провал в подготовке - подготовка к провалу. Важно подготовить не только текст выступления, но и уделить особое внимание (не меньшее чем вы уделяете содержанию) форме вашего выступления - деловым манерам, оформлению внешности, личному обаянию.

Ошибок нет - есть практика. Только регулярная практика, радость своим успехам и спокойное отношение к любым результатам своих выступлений помогут вам найти свой, уникальный стиль публичного говорения.

И на прощание позвольте напомнить вам слова из книги по публичному выступлению (Рон Хофф "Я вижу Вас голыми"):

 

«Даже если свет в зале погас, слайд-проектор взорвался, и даже самые смешные ваши истории не вызывают у публики ни малейшей улыбки, - смело пробивайтесь вперед. Не теряйтесь. Не сдавайтесь. Не ослабляйте напора. Тех, кто останется в живых, нередко ждет овация».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.