Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Школьный этап всероссийской олимпиады



Школьный этап всероссийской олимпиады

школьников 2020 – 2021 учебный год

Предмет__русский язык_ Возрастная группа10-11 класс_

ШИФР__________________ Класс_______________________

ФИ______________________________________________________

Максимальное количество баллов__77_______________________

Индивидуальное количество баллов______________

 

Таблица с баллами за каждое задание

Итого
77 б.

Задание №1.

1.1. Распределите глаголы по 7 группам в соответствии со значением приставки о- (об-). Сформулируйте эти значения. Обе́гать, обежать (вокруг дома), облагородить, обогатить, обвесить, оговориться, огородить, одарить, озеленить, окормить, окопать, обмерить, осложнить, опечалиться, опить, опиться, ослепить, ослышаться, осмотреть, оснастить, остепениться, оступиться, обсчитать, охватить.

1.2. Запишите по одному своему примеру на каждое значение приставки.

Задание №2.Выпишите из текста все слова, которые могут служить примерами фонетических процессов.

Фонетические процессы Примеры из текста
Оглушение согласного в корне  
Оглушение согласного на стыке корня и суффикса  
Оглушение согласного на стыке приставки и корня  
Озвончение согласного на стыке приставки и корня  
Уподобление согласного последующему согласному по мягкости  
Полное уподобление согласных  
Оглушение согласного на стыке предлога и последующего слова  

Дело было о святках, накануне Васильева вечера. Погода разгулялась самая немилостивая. Жесточайшая поземная пурга, из тех, какими бывают славны зимы на степном заволжье, загнала множество людей в одинокий постоялый двор, стоящий бобылём среди гладкой и необозримой степи <…> Хозяин, суровый мужик, не рад был ни гостям, ни наживе <…>

– Ну, теперь кто хочешь, хоть головой в ворота бейся, не отворю.

       Но едва он успел это выговорить и, сняв с себя обширный овчинный тулуп, перекрестился древним большим крестом и приготовился лезть на жаркую печь, как кто-то робкой рукой застучал в стекло.

       – Кто там? – кликнул громким и недовольным голосом хозяин.

– Мы, – ответили глухо из-за окна… – Пусти, Христа ради, сбились… обмёрзли.

– А много ли вас?

– Не много, не много, восемнадцатеро всего, восемнадцатеро, – говорил за окном, заикаясь и щёлкая зубами, очевидно совсем перезябший человек.

       – Некуда мне вас пустить, вся изба и так народом укладена.

       – Пусти хоть малость обогреться!

–А кто вы такие?

– Извозчики.

– Порожнём или с возами?

– С возами, родной, шкурьё везём.

– Шкурьё! Шкурьё везёте, да в избу ночевать проситесь. Ну, люди на Руси настают! Пошли прочь!

– А что же им делать? – спросил проезжий, лежавший под медвежьею шубой на верхней лавке. (Н.С. Лесков «Запечатленный ангел», фрагмент).

Задание №3.Порожнём. Какой части речи это устаревшее слово (см. текст Н.С. Лескова)? Каково его значение, исходя из корня и контекста? Подберите однокоренной синоним. Какую стилистическую окраску имеет синоним?

Задание №4.

Чем различаются слова восемнадцатеро и восемнадцать?

Задание №5. Но едва он успел это выговорить и, сняв с себя обширный овчинный тулуп, перекрестился древним большим крестом и приготовился лезть на жаркую печь, как кто-то робкой рукой застучал в стекло. Какого типа это сложное предложение? Докажите.

Задание №6.

6.1. Дело было о святках, накануне Васильева вечера. Как вы поняли сочетание «о святках»?

6.2. Прочитайте приведённые ниже предложения. Что общего и что различного между формами с предлогом о в этих предложениях и в предложении из текста?

1) Фабрика стучала и шумела меньше, чем о ту же пору в другие дни. Тургенев «Новь». 2) Старая хозяйка сунула мне большой белый конверт, говоря: – На-ко, вчера еще бабенка принесла, о полдень, да забыла я отдать. М. Горький «В людях». 3) –  Вот чудеса пошли! – говорил перевозчик Анисим. – Об эту пору, бывало, мужики на ту сторону на санях ездили, а этот год уже реку ломает. С. Антонов «Лена».

6.3. Чем отличаются святки от святцев?

Задание №7.

7.1. Определите тип односоставных предложений, выписав каждое простое предложение отдельно.

– Ну, теперь кто хочешь, хоть головой в ворота бейся, не отворю.

– Мы, – ответили глухо из-за окна… – Пусти, Христа ради, сбились… обмёрзли.

7.2. Проведите наблюдение за использованием в этих предложениях личных форм глагола. Какие употребления можно считать нехарактерными для данных словоформ и почему?

Задание №8.«Попробуйте объяснить, какая разница между словами теперь и сейчас. Почему можно сказать: «Я сейчас приду», а фраза «Я теперь приду» звучит странно?

Точно так же в ответ на просьбу «Иди сюда!» мы отвечаем: «Сейчас!», но никак не «Теперь!». С другой стороны, мы скажем: «Лиза долго жила во Франции, и теперь она неплохо знает английский язык, и заменить теперь на сейчас в этом предложении, пожалуй, нельзя». В.А. Плунгян «Почему языки такие разные».

Какая разница между словами теперь и сейчас? Ответьте на вопрос известного отечественного лингвиста. Можно ли в предложении «Ну, теперь кто хочешь, хоть головой в ворота бейся, не отворю» заменить слово теперь словом сейчас?

Задание №9.В каких словах текста есть суффикс -j- (йот)? Выпишите эти слова. Одинаковое ли значение у суффикса в каждом из слов? Сформулируйте значения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.