|
|||
Художник живет на свете для созидательной работы, и таковая есть его нравственная обязанность»- (Римский-Корсаков).Стр 1 из 2Следующая ⇒
НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙЙ-КОРСАКОВ «Художник живет на свете для созидательной работы, и таковая есть его нравственная обязанность»- (Римский-Корсаков). Происходил из старинного дворянского рода. Отец - чиновник в отставке. Большое влияние брата (моряк, на 22 года старше композитора). Раннее проявление музыкальности. Занятия музыкой с 6 лет, в 11 лет - 1-е произведение (дуэт «Бабочка» на сл. из детской книжки). 1856-62 гг. - учеба в Петербургском Морском корпусе (традиционная в семье профессия). Занятия у Канилле (фортепиано; композиция). 1861 - знакомство с Балакиревым. Мусоргским, Кюи, Стасовым. Начало работы над 1 симфонией. 1862 - смерть отца; окончание Морского корпуса; уход в плавание на клипере «Алмаз» (был в Западной Европе, Северной и Южной Америке). 1865 - возвращение в Петербург. Окончание и успешное исполнение 1-й симфонии (дир. Балакирев). Участие в деятельности Балакиревского кружка, посещение музыкальных вечеров Даргомыжского. Конец 60 гг. - симфонические произведения, в т.ч. «Садко»), работа над 1-й оперой «Псковитянка». 70-е гг. - активная деятельность: профессор Петербургской консерватории, инспектор хоров морского ведомства, директор БМШ (после ухода Балакирева). Начало выступлений в качестве дирижера. Создание оперы «Майская ночь». Женитьба на пианистке Н.Н. Пургольд. 80-е гг. - служба в Придворной певческой капелле. Работа над завершением произведений Мусоргского (ум. в 1881г.) и Бородина (ум. в 1887г.). Участие в деятельности Беляевского кружка. Создание симфонических произведений «Испанское каприччио», «Шехеразада», «Светлый праздник», оперы-балета «Млада». Начало 90 гг. - тяжелые события в семье (смерть матери, сына и дочери), разрыв отношений с Балакиревым (расхождение во взглядах на развитие искусства и музыкальное образования), недовольство своим творчеством. 1894-1907 гг. — «оперный» период: «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Моцарт и Сальери», «Боярыня Вера Шелога», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Сервилия», «Кащей бессмертный», «Пан воевода», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок». 1905г. - увольнение Римского-Корсакова из консерватории. Всеобщее возмущение этим. Возвращение в консерваторию после избрания Глазунова на пост директора. 1907г. - последнее зарубежное выступление (Париж). Весна 1908г. - постановка «Снегурочки» в Париже - начало мирового признания композитора. Ухудшение состояния здоровья весной 1908г. Скончался 8 (21) июня в имении Любенск. Похоронен в Петербурге. Обобщение. Младший представитель Балакиревкого кружка. Интенсивная деятельность: творческая (15 опер, 10 симфонических произведений, 79 романсов, произведения для хора (в т.ч. кантаты), фортепиано (в т.ч. Фортепианный концерт), духовых оркестров, камерно-инструментальные и вокальные ансамбли; литературно-музыкальная («Летопись моей музыкальной жизни», учебники по гармонии, оркестровке, композиции, статьи); дирижерская; педагогическая (среди учеников Лядов, Глазунов, Стравинский, Прокофьев); музыкально-общественная (Балакиревский и Беляевский кружки); редактирование произведений Глинки. Даргомыжского, Мусоргского, Бородина; составление 2 сборников русских народных песен. Объединение традиций петербургской и московской композиторских школ. Главное в творчестве - воспевание красоты: в природе, в человеческих чувствах(самое прекрасное чувство - любовь - раскрывалось через контрастные женские образы), в искусстве(обращение к народному искусству - к русским и восточным сказкам, обрядам, песням). «СНЕГУРОЧКА» 1881г. Дед Мороз -бас Леший -тенор Масленица (соломенное чучело) -бас Реальные: Мизгирь -баритон Бермята, ближний боярин -бас Бобыль -тенор Бобылиха -меццо-сопрано полумифические – полуреальные: Снегурочка – дочь Мороза и Весны -сопрано Царь Берендей -тенор Певец – пастух Лель -контральто Две драматургические линии: обрядовая (народные сцены) и сказочная лирико-эпическая. Большая роль оркестра: лейттембры (Снегурочка - флейта и скрипка, Купава - струнные стаккато, Лель - кларнет, Мизгирь - бас-кларнет), красочные инструментальные эпизоды. Сложный гармонический язык. Лейттональности (Римский-Корсаков обладал «цветным «слухом»). Вступление. Рисует пробуждение природы весной. В оркестре в низком регистре тихо звучит лейтмотив Деда Мороза: Весь оркестр наполнен возбужденным щебетом птиц: (в оркестре звучит его лейтмотив – угловатая тритоновая интонация). Тема Весны контрастирует предыдущим темам: в оркестре - чириканье птиц, мелодия песенного склада, «Орел-воевода» - цитата: Форма: 3-частная с чертами вариационности и рондообразоности. Свадебный обряд (1 д.) - двойные вариации на народные темы. Характеры Купавы и Мизгиря намеренно не выявлены, т.к. это обряд. В основе народная песня «Ай, во поле липенька». 2 тема - также цитата: Пляска скоморохов(инструментальный эпизод в сонатной форме без разработки) и 3-я песня Леля(1 и 2 песни в 1 д.) - предваряется лейтмотивом - наигрышем кларнета в народном духе. Куплетно-вариационная форма (меняется оркестровка). «ШЕХЕРАЗАДА» 1888г. Реприза - картина разбушевавшегося моря. Кода - умиротворение, покой. 2ч.- сложная 3-частная форма. Вступление - лейтмотив Шехеразады. Основная тема – тема Календера - неторопливая, с чертами речитатива (рассказ), соло фагота:
|
|||
|