Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Художник живет на свете для созидательной работы, и таковая есть его нравственная обязанность»- (Римский-Корсаков).



 

НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙЙ-КОРСАКОВ
1844 (Тихвин Новгородской губ.) - 1908 (Любенкск, близ Луги)

«Художник живет на свете для созидательной работы, и таковая есть его нравственная обязанность»- (Римский-Корсаков).

Происходил из старинного дворянского рода. Отец - чиновник в отставке. Большое влияние брата (моряк, на 22 года старше композитора). Раннее проявление музыкальности. Занятия музыкой с 6 лет, в 11 лет - 1-е произведение (дуэт «Бабочка» на сл. из детской книжки).

1856-62 гг. - учеба в Петербургском Морском корпусе (традиционная в семье профессия). Занятия у Канилле (фортепиано; композиция).

1861 - знакомство с Балакиревым. Мусоргским, Кюи, Стасовым. Начало работы над 1 симфонией.

1862 - смерть отца; окончание Морского корпуса; уход в плавание на клипере «Алмаз» (был в Западной Европе, Северной и Южной Америке).

1865 - возвращение в Петербург. Окончание и успешное исполнение 1-й симфонии (дир. Балакирев). Участие в деятельности Балакиревского кружка, посещение музыкальных вечеров Даргомыжского. Конец 60 гг. - симфонические произведения, в т.ч. «Садко»), работа над 1-й оперой «Псковитянка».

70-е гг. - активная деятельность: профессор Петербургской консерватории, инспектор хоров морского ведомства, директор БМШ (после ухода Балакирева). Начало выступлений в качестве дирижера. Создание оперы «Майская ночь». Женитьба на пианистке Н.Н. Пургольд.

80-е гг. - служба в Придворной певческой капелле. Работа над завершением произведений Мусоргского (ум. в 1881г.) и Бородина (ум. в 1887г.). Участие в деятельности Беляевского кружка. Создание симфонических произведений «Испанское каприччио», «Шехеразада», «Светлый праздник», оперы-балета «Млада».

Начало 90 гг. - тяжелые события в семье (смерть матери, сына и дочери), разрыв отношений с Балакиревым (расхождение во взглядах на развитие искусства и музыкальное образования), недовольство своим творчеством.

1894-1907 гг. — «оперный» период: «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Моцарт и Сальери», «Боярыня Вера Шелога», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Сервилия», «Кащей бессмертный», «Пан воевода», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».

1905г. - увольнение Римского-Корсакова из консерватории. Всеобщее возмущение этим. Возвращение в консерваторию после избрания Глазунова на пост директора.

1907г. - последнее зарубежное выступление (Париж). Весна 1908г. - постановка «Снегурочки» в Париже - начало мирового признания композитора.

Ухудшение состояния здоровья весной 1908г.

Скончался 8 (21) июня в имении Любенск.

Похоронен в Петербурге.

Обобщение. Младший представитель Балакиревкого кружка. Интенсивная деятельность: творческая (15 опер, 10 симфонических произведений, 79 романсов, произведения для хора (в т.ч. кантаты), фортепиано (в т.ч. Фортепианный концерт), духовых оркестров, камерно-инструментальные и вокальные ансамбли; литературно-музыкальная («Летопись моей музыкальной жизни», учебники по гармонии, оркестровке, композиции, статьи); дирижерская; педагогическая (среди учеников Лядов, Глазунов, Стравинский, Прокофьев); музыкально-общественная (Балакиревский и Беляевский кружки); редактирование произведений Глинки. Даргомыжского, Мусоргского, Бородина; составление 2 сборников русских народных песен. Объединение традиций петербургской и московской композиторских школ.

Главное в творчестве - воспевание красоты: в природе, в человеческих чувствах(самое прекрасное чувство - любовь - раскрывалось через контрастные женские образы), в искусстве(обращение к народному искусству - к русским и восточным сказкам, обрядам, песням).

              «СНЕГУРОЧКА» 1881г.
Либретто создал Римский-Корсаков по «Весенней сказке» Островского. Отражение интереса композитора к мифологии, язычеству, воспевание вечной красоты природы, искусства (обряды, песни; символ искусства - Лель), любви (Лель - бог любви в славянской мифологии; образы Снегурочки и Купавы символизируют идеальную и земную любовь). 3 группы действующих лиц:
мифические:
Весна меццо-сопрано

Дед Мороз -бас

Леший -тенор

Масленица (соломенное чучело) -бас

Реальные:
Купава -сопрано

Мизгирь -баритон

Бермята, ближний боярин -бас

Бобыль -тенор

Бобылиха -меццо-сопрано

полумифические – полуреальные:

Снегурочка – дочь Мороза и Весны -сопрано

Царь Берендей -тенор

Певец – пастух Лель -контральто

Две драматургические линии: обрядовая (народные сцены) и сказочная лирико-эпическая.

Большая роль оркестра: лейттембры (Снегурочка - флейта и скрипка, Купава - струнные стаккато, Лель - кларнет, Мизгирь - бас-кларнет), красочные инструментальные эпизоды. Сложный гармонический язык.

Лейттональности (Римский-Корсаков обладал «цветным «слухом»).

Вступление. Рисует пробуждение природы весной. В оркестре в низком регистре тихо звучит лейтмотив Деда Мороза:

Весь оркестр наполнен возбужденным щебетом птиц:

Леший провозглашает приход весны:

(в оркестре звучит его лейтмотив – угловатая тритоновая интонация).

Тема Весны контрастирует предыдущим темам:


Песня и пляска птиц (пролог) - Ля мажор (тональность Весны):

в оркестре - чириканье птиц, мелодия песенного склада, «Орел-воевода» - цитата:

Песня Деда Мороза (пролог) - близка его лейтмотиву, оркестр изображает вьюгу, холодный колорит.
Ария Снегурочки (пролог) - сказочность. 1-я группа лейтмотивов (определение Римского-Корсакова): легкость, подвижность, высокий регистр, соло флейты. Тема изящна, подвижна, с россыпью колоратур:

Ариетта Снегурочки (пролог) - выражает стремление к людям (другая грань образа). 2-я группа лейтмотивов: медленный темп, лирические интонации м.2, ум. 3, 4.
Хор «Проводы Масленицы» (пролог) - начало обрядовой линии. Короткие попевки древнего происхождения (в т.ч. 3 цитаты), каждая следующая вариант предшествующей.

Форма: 3-частная с чертами вариационности и рондообразоности.
Ариетта Снегурочки (1 д.) лейтмотивы 1-й группы, но медленный темп. Печальный характер. Снегурочка обижена Лелем:


Хор «Прощай, Масленица» - энергичная тема основана на мелодических оборотах старинных обрядовых песен:


Первая и вторая песни Леля(1 д.) – одна медленная, в стиле протяжной, а вторая – задорная, в духе хороводных народных песен:

Свадебный обряд (1 д.) - двойные вариации на народные темы. Характеры Купавы и Мизгиря намеренно не выявлены, т.к. это обряд.
Шествие царя Берендея(2 д.) - причудливость, добродушный юмор, контраст регистров и тембров:

Каватина Берендея звучит как восторженный гимн природе, создающей жизнь и красоту. Мелодия задумчиво-мечтательного характера:


Хоровод и песня Бобыля «Про бобра»(3 д.) - начало обрядовой сцены в заповедном лесу.

В основе народная песня «Ай, во поле липенька». 2 тема - также цитата:


Продолжение обрядовой сцены –

Пляска скоморохов(инструментальный эпизод в сонатной форме без разработки) и 3-я песня Леля(1 и 2 песни в 1 д.) - предваряется лейтмотивом - наигрышем кларнета в народном духе. Куплетно-вариационная форма (меняется оркестровка).
Третья песня Леля начинается пастушьим наигрышем:

Песня написана в куплетно-вариационной форме, каждый куплет которой начинается речитативным запевом:

Ариозо Мизгиря («На теплом синем море») – в жанре баркаролы (р-р 6/8). Мелодия, насыщенная синкопами, имеет восточную окраску.
Вступление к 4 д. -«Голоса природы» (изображение светлячков - флейта-пикколо, арфа, колокольчики), соединение лейтмотивов Снегурочки и Мизгиря.
Дуэт Снегурочки с Мизгирем(4 д.) - Ре-бемоль мажор (тональность любви), восторженно-лирический характер, преображение лейтмотивов Снегурочки.
«Сцена таяния»(4 д.) - лирическая «тихая» кульминация оперы, соло скрипки, неустойчивость гармонии, лейтмотивы 2й группы.
Заключительный хор. Песнь Яриле-Солнцу- на основе лейтмотива Солнца (звучал в оркестре начиная с пролога), размер 11/4, ритмическая ровность, мажор, величие, радость, кульминация обрядовой линии:

«Кто не любит моей «Снегурочки», тот не понимает моих сочинений вообще и не понимает меня» (Римский-Корсаков).

«ШЕХЕРАЗАДА» 1888г.
Программная 4х-частная симфоническая сюита. По мотивам арабских сказок «1001 ночь». Содержит лучшие и наиболее характерные черты творчества Римского-Корсакова: сказочность, темы природы, искусства (символ - Шехеразада), любви; эпические принципы - образ рассказчицы (проведение лейтмотива Шехеразады во всех частях), контрастное сопоставление частей, разделов, тем (из контраста лейтмотивов грозного Шахриара и нежной поэтичной Шехеразады во вступлении 1 ч. вырастает все произведение); повторность (проведение в финале тем предыдущих частей, рондообразность в 4 ч., вариационность как основной метод развития, вариации в крайних разделах (2 ч.);симметричность (кода финала - зеркальное отображение тем 1 ч.); оркестровое мастерство; восток.
1ч.-вступление: повелительные грозные унисоны (лейтмотив Шахриара):

Мелодия солирующей скрипки с аккомпанементом арфы (лейтмотив Шехеразады) напоминает восточный орнамент:


Экспозиция: т.ГП - изображение моря (преобразованный лейтмотив Шахриара), плавное покачивание у виолончелей (волны), аккорды духовых и пиццикато струнных (всплески волн). Ми мажор (у Римского-Корсакова - темно-синий, сапфировый цвет) построена на теме Шахриара:

1-я т.ПП - спокойное ровное восходящее движение аккордов деревянных духовых:

2-я т.ПП - на лейтмотиве Шехеразады:

Реприза - картина разбушевавшегося моря. Кода - умиротворение, покой.

.- сложная 3-частная форма. Вступление - лейтмотив Шехеразады. Основная тема – тема Календера - неторопливая, с чертами речитатива (рассказ), соло фагота:


1 вариация - гобой, песенность, 2 - скрипки, танцевальность, 3 - деревянные духовые, маршевость - т.е. тема активизируется, меняет оркестровку и жанр. Средний раздел (фантастическая битва) быстрый, основан на контрасте тем: фанфарной, скерцозной, маршевой. Реприза - новый этап вариаций.
3ч.- сонатная форма без разработки. т.ГП (тема Царевича) - певучая, плавная у скрипки:

т.ПП (тема Царевны) - танцевальная у кларнета, с аккомпанементом ударных и пиццикато струнных. В репризе ГП включает в себя каденцию скрипки (лейтмотив Шехеразады), т.ПП - более эмоциональна:

4ч.-сонатная форма с чертами рондообразности и вариационности. Является общей репризой произведения, т.к. содержит темы предыдущих частей. Стремительный темп, темпераментная восточная пляска:

Кода (кульминация сюиты) - изображение морской бури (ГП 1 ч.), затем 1 т ПП 1 ч. и оба лейтмотива - умиротворенно (искусство победило зло).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.