Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рейчел Поллак – Мудрость ТАРО. Духовные учения и глубинные значения карт



Рейчел Поллак – Мудрость ТАРО. Духовные учения и глубинные значения карт

 

www.e-puzzle.ru

ТАRОТ WISDOM

Spiritual teachings and deeper meanings

Llewellyn Publications St.Pau], Minnesota

 

Рейчел Поллак

Мудрость ТАРО

 «Энигма» Москва, 2011

Перевод с английского А.Осипова

 

УДК 133.3 ББК 86.41

П 51

Поллак, Рейчел

П 51 Мудрость Таро. Духовные учения и глубинные значения карт / Рейчел Поллак; пер. с англ. А. Осипова. — М.: Энигма, 2011. — 512 с. — (Искусство Таро). — Доп. тит. л. англ.

ISBN 978-5-94698-093-7

 

Рейчел Поллак — всемирно известный специалист, преподаватель и автор нескольких популярных книг по Таро, художник — автор колоды Таро Сияющего Племени. «Мудрость Таро» — итог ее сорокалетней работы. Эта книга может быть использована как пособие для начинающих, но она содержит массу полезной информации и ответов на вопросы, интересующие и практикующих тарологов. К особым достоинствам этой книги следует отнести то, что помимо тщательного рассмотрения Старших арканов, автор анализирует все числовые и придворные карты. При этом сопоставляются все основные колоды и раскрываются их особенности. Кроме того, эта книга отражает собственный, весьма продуктивный индивидуальный поход Р. Поллак к работе с Таро, основанный на использовании архетипов К. Юнга. Для начинающих она послужит основательным пособием, а специалистам даст возможность более тонко работать с клиентами и сделает их предсказания глубже и точнее.

Все права защищены. Никакая часть даной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав

 

Перевод осуществлен по изданию Rachel Pollack’s Tarot Wisdom © 2008 Rachel Pollack.

Published by Llewellyn Publications Woodbury, MN 55125-2989 www.llewellyn.com

ISBN 978-5-94698-093-7                                    © А. Осипов, перевод, 2010

О                                                                               В. Серебряков, оформление, 2011 © ООО Издательство «Энигма», 2011 © ООО «ОДДИ-Стиль», 2011

 

Старшие арканы Младшие арканы Придворные карты Гадания

 

Учиться можно лишь через радость.

Джоанна Салаян

 

Введение

впервые столкнулась с Таро в начале семидесятых: как-то раз мне погадала подруга. Прежде чем эта книга смогла оказаться у вас в руках, я изучала Таро (а также работала и играла с ним) более сорока лет, что превышает количество числовых карт — от туза до десятки в каждой из четырех мастей — в той части колоды, которая известна как Младшие арканы. Именно Таро познакомило меня с духовными и эзотерическими традициями, о существовании которых я даже и не подозревала. Я узнала много неожиданного о закономерностях поведения людей; и в конце концов я пришла, хочется надеяться, к лучшему пониманию такого явления, как свободная воля, а также того, что мы называем «сакральным».

Я всю свою жизнь писала рассказы, но также хотела поделиться с читателями тем, что поняла из карт, поэтому моя первая книга по Таро и мой первый роман вышли одновременно. При помощи Таро я путешествовала по разным странам — разные люди любезно приглашали меня преподавать. Эти путешествия подарили мне дорогих друзей, оставшихся со мной на долгие десятилетия, и неважно, что мы живем так далеко друг от друга.

Самой первой книгой по Таро, опубликованной в двух частях в 1980 и 1983 годах, были «Семьдесять восемь ступеней мудрости». Она стала результатом недельного курса, который я вела в Амстердаме, где прожила девятнадцать лет. Мне казалось, что я разработала совершенно новый подход к картам; ничего подобного я в то время не встречала. Помимо всего прочего само гадание в рамках этого подхода использовалось как средство проникнуть в глубины значений карты и в том числе в ее духовные и метафизические тайны. В те времена гадатели обычно либо толковали карты, опираясь на их формальные значения, либо изучали их, следуя той или иной жесткой системе оккультных идей. Я же использовала при интерпретации психологию, мифологию, эзотерическую философию, превращая расклад в череду мгновений чьей-то жизни, или в повесть, или в сон.

За эти годы очень многие говорили мне, что нашли книгу «Семьдесят восемь ступеней мудрости» очень полезной. С тех пор в области изучения и практики Таро произошло много нового. Увидело свет множество новых колод, в том числе и мое Таро Сияющего Племени. Появились гениальные новые интерпретации, а также колоды и книги, увязавшие Таро с теми или иными мифологическими системами или эзотерическими традициями. Сведения, много веков хранившиеся в глубокой тайне, наконец были обнародованы. Кроме того, мы сейчас знаем куда больше об истории Таро, поэтому некоторые мои утверждения, сделанные в «Семидесяти восьми ступенях» — вроде того, что обычные игральные карты произошли от Таро, — были попросту неверны.

И вот, раз уж так много всего произошло и мои собственные взгляды так сильно изменились, я подумала, что пришло время написать новую книгу — снова с подробными интерпретациями полной колоды, карта за картой. И как «Семьдесят восемь ступеней» родились из моего амстердамского курса, точно так же в основу «Мудрости Таро» легла серия моих мастер-классов, каждый длиною в день, которые я назвала Таро-интенсивами. На этих занятиях мы проводили, бывало, целое утро или целый вечер, изучая одну или две карты под всеми возможными углами — сравнивая арканы разных колод, оценивая историческую эволюцию значения карт на протяжении последних столетий, составляя расклады, вдохновленные ключевой идеей одной-единственной карты.

Одной из особенностей этих интенсивов было как раз рассмотрение значений, придаваемых той или иной карте гадателями прошлого. В этом нам очень помогла последняя книга Пола Хьюсо- на, ранняя работа которого «Дьявольская книжка с картинками» была моей любимой в ту пору, когда я только приступила к изучению карт.

Новое же его произведение, «Мистические корни Таро», входит в группу превосходных работ различных авторов, пытающихся перекинуть мост между историческим подходом в тарологии и школами оккультной или духовной интерпретации. В последние десять лет история Таро шагала вперед буквально семимильными шагами. Сегодня мы знаем гораздо больше не только о происхождении колоды как таковой, но и о вероятных источниках большинства изображений. Те, кто осуществлял эти исследования, в некотором смысле стояли на антиоккультных позициях. Если бы им удалось опровергнуть теорию о том, что Таро издревле формировалось как некая мистическая доктрина, то весь построенный на ней символизм враз утратил бы всякий смысл. Все мы, свято верящие, что в Таро сокрыты глубокие духовные истины, вдруг оказались бы у разбитого корыта, согласившись с теми, кто утверждает, что Таро было изобретено всего лишь для игры, а все остальное — глупые фантазии. В качестве реакции на подобный экстремизм некоторые тарологи решили вовсе игнорировать исторические данные. Для них Таро однозначно пришло из Древнего Египта, или с Атлантиды, или откуда-то еще (некоторые примеры вы найдете на страницах этой книги), и какая разница, что там скандируют эти историки!

Хьюсон и другие исследователи — в особенности Мэри Грир и Роберт Плейс — выбрали совершенно иной подход. Они приняли к сведению все, что удалось обнаружить историкам, дабы обрести более полное понимание карт; при этом они вполне признавали тот факт, что понимание это должно непременно включать все концепции, формировавшиеся вокруг Таро с XVIII века (краткую историю Таро см. ниже), а также и ту любопытную теорию, что создателям игры в тарок, весьма вероятно, были хорошо известны аллегорические уроки, содержащиеся в изображениях на картах.

Хьюсон сделал одну очень важную вещь: для каждой карты колоды он составил список значений, принятых в ранней гадательной практике, начиная с «Пратези». Название это проистекает от имени современного историка, обнаружившего манускрипт по Таро, в котором содержатся простые значения некоторого количества карт. Рукопись эта датируется приблизительно 1750 годом, а поскольку первые упоминания о Таро прежде относили к 1781 году, то этот анонимный текст представляет собой самый ранний известный перечень дивинационных, или мантических, значений, а также первое свидетельство в пользу теории, согласно которой карты Таро действительно использовались для гадания.

 

 

Когда я начала продираться через многочисленные мантические значения каждой карты — а Хьюсон охватывает самый широкий их спектр: от «Пратези» до начала XX века, то осознала один удивительный факт: во многих случаях старые значения карт не имеют ичего общего с современными. Возьмем, например, карту Дурака. Сегодня мы рассматриваем этого персонажа как мудрое и невинное существо, интуитивно идущее своим путем по миру. В прежние же времена люди видели в нем сумасшедшего бродягу. И я здесь говорю вовсе не о тех гадателях, которые знать не знали о духовном и оккультном значении карт, а об интерпретаторах, писавших книги и рисовавших карты. И чем больше подобных открытий я делала, тем более достойным внимания выглядел вопрос о том, как с течением времени менялись значения каждой из карт.

 

Терминология

Полагаю, нелишним будет ненадолго прерваться и объяснить, в каком ключе я намерена использовать два важных термина — «оккультный» и «эзотерический». Для кого-то оккультизм означает человеческие жертвоприношения, дьяволопоклонничество и прочие кошмарные практики, встречающиеся по большей части в плохих фильмах и проповедях фундаменталистов. Но в действительности «оккультный» значит всего лишь «скрытый», и слово это описывает традицию или идеи и представления, которые их сторонники считают вполне научным описанием различных измерений реальности. Я использую его прежде всего в отношении символических систем и концепций, оказывавших влияние на Таро на протяжении последних двух с половиной столетий.

«Эзотерический» означает «внутреннее учение или концепцию»; его противоположность — «экзотерический», внешний. Так, если говорить о религии, на экзотерическом плане находятся обычно законы морали и заповеди вроде «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (из Левита, процитировано Иисусом в качестве основы Божьего Закона). Эзотерический план подразумевает более возвышенные и тонкие материи, которые невозможно объяснить простыми конвенциональными понятиями. Снова процитируем Иисуса: когда он говорит о том, что в Царство Божье не войти тем, «кто не стал, как дети», то он вряд ли имеет в виду, что вы должны стать физически гораздо меньше и здоровее, чем сейчас, и вдобавок забыть все, что узнали со времени перехода во второй класс. Данное утверждение следует классифицировать как эзотерическое — то есть понимаемое не буквально, а лишь на символическом, внутреннем уровне.

Также мне следует здесь предупредить, что на протяжении книги я буду неоднократно ссылаться на разные религиозные традиции, и прежде всего на иудаизм и христианство. Это ни в коем случае не следует воспринимать как пропаганду данных учений; цитаты будут появляться исключительно потому, что они иллюстрируют рассматриваемые нами концепции. Таро на самом деле вышло из христианской культурной среды (возникнув в Европе позднего Средневековья и раннего Ренессанса), и именно ее идеи и образы нашли отражение в иконографии карт. Буквально через мгновение мы увидим, что в какой-то момент возникла прочнейшая связь Таро с каббалой, мистической традицией, уходящей корнями в иудаизм (поэтому на картах часто присутствуют еврейские буквы); следовательно, сюжеты и символы иудаистических легенд также играют здесь свою роль. Но все это имеет место лишь на эзотерическом уровне и вовсе не подразумевает веры во внешние учения и кодексы этих систем. Кроме того, мы с вами рассмотрим сюжеты и образы, пришедшие из язычества, Древнего Египта и Греции, из даосизма и индуизма, а также из других интереснейших традиций. Повторю еще раз: чтобы читать карты Таро, вам нет никакой нуж- Аы быть приверженцем какой бы то ни было религии и ее практик.

И последнее замечание касательно эзотерического: некоторые авторы используют этот термин, чтобы подчеркнуть информационную среду, отличающуюся от нормальной. Так, если вы, например, возьмете Короля Жезлов и посмотрите, что про него пишут в некоторых книгах по Таро, то узнаете, что он может означать человека, а точнее, мужчину такого-то возраста, с таким-то цветом волос и темпераментом. Это можно считать экзотерической стороной карты. В то же время другие авторы сообщат вам, что это «Огонь Огня» (о том, что это такое, мы поговорим позднее, в разделе, посвященном придворным картам), астрологический знак Овна и тому подобное. Эту разновидность информации относят к эзотерике, так как в обычных описаниях вы ее вряд ли найдете. Я бы, впрочем, сказала, что настолько простые сведения нельзя назвать подлинно эзотерическими, даже если они исходят из темного и таинственного источника.

Лично я мыслю себе эзотерическое как то, что требует уровня понимания, превосходящего любые упорядоченные списки. Внешние уровни включают некую естественную реакцию на карту, но реакция эта должна хотя бы частично исходить изнутри. Карты Таро так мощно воздействуют на наше сознание не только потому, что в каждую картинку заложены целые века символической информации, но еще и потому, что это именно картинки, и мы реагируем на них на внерациональном уровне.

В колоде есть две карты, которые как раз и показывают экзотерический и эзотерический аспекты учения. Это Иерофант и Отшельник.

Первоначально именовавшийся Папой, Иерофант олицентво- ряет церковную традицию: ученики склоняются перед ним, чтобы принять из уст священнослужителя официально утвержденное и одобренное Слово. Отшельник, по контрасту с ним, стоит один на горной вершине, держа в руке светоч истины для тех, кто уже взобрался достаточно высоко, чтобы увидеть его.

 

(Крайне) краткая история Таро

Прежде всего — сама колода. Таро состоит из семидесяти восьми карт, делящихся на две части — Старшие арканы и Младшие арканы («арканы» значит «секреты» — то, что скрыто под покровом тайны). Младшие карты подразделяются на четыре масти, обычно именуемые Жезлами (трефами в обычных игральных картах), Чашами (червами), Мечами (пиками) и Пентаклями (бубнами). В разное время эти масти назывались по-разному, и позднее мы рассмотрим этот вопрос более подробно, а пока достаточно и этого. Старшие арканы состоят из двадцати двух поименованных и пронумерованных карт. Номера эти — от первого до двадцать первого плюс дополнительная нулевая карта, Дурак. Некоторые специалисты считают Дурака совершенно отдельной картой, но болыпин- ство включает его в ряд Старших арканов, которые иногда называют также и «козырями», поскольку в карточной игре в Таро (тарок) они бьют (или побеждают) карты четырех мастей.

Кое-кого, возможно, удивит тот факт, что с Таро можно играть. Известная во франции как les Tarots, а в Италии как Tarocchi, эта игра насчитывает уже четыре сотни лет и до сих пор весьма популярна; у нее, представьте себе, есть международные лиги и турниры.

Откуда же явилось Таро? Прежде чем предложить вам краткое изложение исторических сведений, думаю, будет нелишним сделать обзор некоторых версий происхождения Таро, выдвигавшихся в разные времена, но почти всегда — с абсолютной уверенностью в их истинности.

Перед вами список, составленный мною для одной из предшествовавших книг, а именно для «Леса душ»:

Таро изображает священные мифы цыган, сокрытые в картах со времен их бегства или изгнания из родных земель (Индии, Египта или даже «внешних пространств»).

Таро — это карточная игра эпохи Возрождения, источником вдохновения для которой послужили ежегодные карнавальные шествия, именовавшиеся «триумфами».

Таро — карточная игра, восходящая к ежегодным процессиям- триамбам, посвященным богу вина Дионису.

Таро скрывает (или уж тогда раскрывает) священное нумерологическое учение Пифагора, греческого мистика, жившего во времена Моисея и повлиявшего на формирование философии Платона.

Таро содержит священное изустное учение Моисея, полученное им непосредственно от Бога.

Таро содержит утраченную мудрость Атлантиды — затонувшего континента, описанного впервые тем же Платоном.

Таро — карточная игра, завезенная в Европу из Египта или Палестины во время Крестовых походов.

Таро представляет собой мнемоническую систему, непосредственно связанную с Древом Жизни, диаграммой законов творения.

Таро наглядно, хотя и в тайной форме, доносит до нас мудрость египетского бога Тота, владыки знания.

Таро показывает систему посвящений, проводившихся в египетских храмах.

Таро показывает систему посвящений, проводившихся в тантрических храмах.

Таро хранит мудрость ведьм, получавших посвящение Великой Богини на всем протяжении долгих темных веков владычества патриархальных религий.

Таро связано с лунарными циклами халдейской астрологии.

/

Таро было создано гильдиями производителей бумаги — последними из катаров (представителей одной из христианских ересей, жестоко подавленной римской церковью).

Все вышеизложенное (и далеко не только это) авторы книг по Таро провозглашали как единственно подлинные и аутентичные теории происхождения этой системы.

Любопытно, что сегодня наибольшим доверием пользуется теория символической карточной игры, хотя ее происхождение, заложенные в ее основу первоначальные концепции, и явственно аллегорический образный ряд продолжают вызывать немало споров, и подчас весьма яростных. Карты же, несмотря на все спекуляции об их восточном или мистическом происхождении, показывают нам популярные жанровые сценки, преимущественно религиозного характера, известные в Северной Италии с конца Средних веков.

Самая ранняя известная исследователям колода Таро — почти полная, за исключением буквально нескольких карт — датируется 1450 годом и происходит из Милана. Именуемая колодой Висконти—Сфорца, она, по всей вероятности, была выполнена художником по имени Бонифацио Бембо и служила свадебным даром при бракосочетании представителей двух поименованных благородных домов (семья Висконти, собственно, и правила Миланом). Карты из современной реплики этой колоды, Таро Висконти, мы будем часто использовать в качестве примеров.

Но если Таро началось с карточной игры, откуда же взялись все остальные связанные с ним идеи и концепции? И не дезавуирует ли их открытая нами «истина»?

Я так не думаю. Иначе с какой стати я села бы писать эту книгу? Прежде всего вспомним, что оригинальные изображения носили символический характер. Они показывали такие явления, как правосудие и воскресение мертвых. Может, они и не явились прямиком с Атлантиды, но совершенно очевидно восходят к очень древней изобразительной традиции, подразумевающей многоплановые толкования и множественные уровни понимания. И все же это еще не основание для всех известных нам диких теорий. А основание для них на самом деле — могущество мифа.

Во второй половине XVIII столетия французский исследователь по имени Антуан Кур де Жеблен опубликовал фундаментальную работу по эзотерическим традициям, озаглавленную «Первобытный мир». «Первобытный» тут означает не грубое или дикое состояние, а возвышенный и прекрасный «Золотой век». В восьмом томе издания было сделано поразительное заявление. Автор рассказал, как отправился с визитом к своей приятельнице, мадам де ..., а она познакомила его с прелестной новой диковиной, распространявшейся по модному Парижу со скоростью поветрия, — карточной игрой под названием les Tarots.

Увидав карты, Кур де Жеблен мгновенно признал в них пикто- риальное отображение древнего учения египетского бога Тота, известного также под именем Гермеса. (Подробнее об этом боге и о термине «герметический», образованном от его имени, см. в главе «Маг».)

В разделе, посвященном Таро, Кур де Жеблен привел некоторые свои идеи относительно значения карт, после чего предоставил слово своему другу, графу де Мелле, добавившему кое-что от себя. Некоторые историки Таро, в том числе Мэри Грир, полагают, что вся история чудесного «открытия» была выдумана просто для прикрытия: оба автора были масонами, а в этой традиции вполне

могла иметься некая эзотерическая теория касательно Таро. По какой-то причине данное общество (или только двое поименованных его членов) решило предать эту часть своих познаний гласности, а поскольку характер их деятельности был все же тайным, то они сочли необходимым подать ее под неким правдоподобным соусом.

Самое замечательное во всей этой истории — даже не содержащаяся в ней информация, а сама идея. Великая тайна, предположительно сокрытая в непритязательной карточной игре, владеет умами людей уже два с половиной столетия. Она стала центральным мифом Таро; с XVIII века тарологи спорят лишь о том, какая именно это тайна, но не о том, есть ли она вообще. То, что карты что-то скрывают, ни у кого не вызывает сомнения.

Идея эта обладает практически неодолимой силой. Многие ранние колоды и вправду выглядят так, словно их карты полны скрытого смысла. Взять хотя бы женщину, облаченную в платье аббатисы, но увенчанную при этом тройной тиарой папы римского! Что символизирует эта Папесса? Всего лишь сатиру на сплошь мужское католическое духовенство — или нечто более сложное и зага-

двадцати двух букв. И поскольку Таро содержит в себе именно двадцать два Старших аркана, а число карт каждой масти равняется десяти (от туза до десятки), то параллели прямо-таки бросаются в глаза.

В середине XIX века французский оккультист по имени Элифас Леви (верность каббалистической традиции побудила Альфонса- Луи Констана принять еврейское имя) разработал более комплексную систему соответствий между Таро и каббалой. Пошедший по стопам Леви Поль Кристиан (настоящее имя — Жан-Батист Питуа) предложил систему египетских образов для Таро; его идеи относительно значений карт до сих пор продолжают оказывать влияние на практиков. Художник Морис Отто Вегнер, опираясь на работы Кристиана, создал набор Старших арканов, также до некоторой степени определивший дальнейшее развитие иконографии Таро. Современная версия карт Вегнера не так давно увидела свет под названием «Египетское Таро»; ее мы также будем использовать здесь в качестве иллюстраций.

В 1888 году небольшая группа эзотериков под предводительством С. Л. Макгрегора Мазерса, Уильяма Уэсткотта и Уильяма Вудмана основала поистине выдающуюся организацию, известную как Герметический орден Золотой Зари. Взяв на вооружение Таро и каббалистическую диаграмму Древа Жизни, деятели Золотой Зари синтезировали в единое целое колоссальные объемы информации из самых разных источников — каббала, астрология, неоплатонизм, эзотерическое христианство, масонство, средневековая магия, языческие пантеоны и многое другое. Все это служило великой цели: поднять уровень личностного и духовного развития человека до такой степени, чтобы он стал настоящим магом. Еще Поль Кристиан выдвинул предположение, что Старшие арканы Таро изображают путь волхва, или мага, но члены ордена Золотой Зари пошли гораздо дальше и создали не только комплексную систему понимания Таро, но и чрезвычайно эффективные и сложные магические ритуалы. С плодами их трудов мы еще не раз столкнемся, изучая карты и способы их интерпретации.

Огромное влияние на современное Таро оказала колода, созданная двумя бывшими членами этой организации, ученым и магом Артуром Эдвардом Уэйтом (некоторое время возглавлявшим ор-

ден[1]) и художницей Памелой («Пикси») Колман Смит. В 1909 году лондонский издательский дом Райдера опубликовал эту колоду, которую сам Уэйт называл «истинной и исправленной». Колода Райдера (американские издатели назвали ее «Райдер—Уэйт», а многочисленные фанаты расширили название до «Райдер—Уэйт—Смит», или RWS) буквально произвела революцию в Таро, кардинально изменив Младшие арканы. До сих пор почти во всех колодах на числовых картах красовались лишь наборы символов масти. Так, на Восьмерке Чаш весьма предсказуемо изображались восемь чаш, и т.д. Памела Колман Смит, однако, нарисовала по специальной картинке для каждой карты.

Теперь гадатель мог буквально войти в картинку, воспринимая ее как фрагмент некоего сюжета. В этом — еще одна причина той силы, какой обладает колода Райдера. Хотя созданные Уэйтом и Смит картинки опираются на подробно проработанные сим-

RRpgpHiip   -------------------------------------------------------- w

волические структуры — каждый жест персонажа, каждая деталь вплоть до складочки на одеянии ангела что-то да значит, — нам нет никакой нужды разбирать все их элементы, чтобы уловить смысл карты и начать использовать ее в гадании. Сама картинка в целом уже говорит о многом.

Именно колоду Райдера я увидала первой у одного из своих друзей и именно с нее начала изучение Таро. По правде говоря, это была единственная доступная тогда колода. Другая великая и влиятельная колода нашего времени — Таро Тота, созданное Алистером Кроули (еще одним бывшим главой ордена Золотой Зари и врагом Уэйта1) и художницей Фридой Харрис, — уже увидела свет, но добыть ее было практически невозможно. Более близкая к системе Золотой Зари, чем колода Райдера, и поразительная с художественной точки зрения колода Тота создавалась во время Второй мировой войны, но опубликована была лишь в 1969 году и очень маленьким тиражом[2]. Сейчас она известна по всему миру; многие даже считают ее единственно подлинным, истинным Таро.

Начиная с семидесятых годов я не только изучила множество колод и работала с ними, но даже создала свою собственную — Таро Сияющего Племени, вдохновленную образцами доисторического первобытного искусства. И все равно, как и многие другие специалисты, я снова и снова возвращаюсь к Райдеру.

Так ли уж важно, откуда на самом деле взялось Таро? Если сегодня мы знаем, что оно возникло спустя более двух тысяч лет после заката древнеегипетской цивилизации, то есть ли у нас повод сбросить со счетов все египетские образы, ассоциации и концепции? Если древние каббалисты в жизни не слыхали о Таро, стоит ли нам на этом основании отказаться от работы с практически идеальной системой соответствий?

Мой ответ: нет. Создав миф о мистическом происхождении Таро, Антуан Кур де Жеблен и все, кто пришел после него, освободили Таро от власти времени. И теперь, дабы углубить свое восприятие карт, мы можем работать с любым сюжетом, учением или образной системой. В той части книги, которая посвящена Старшим арканам, вы найдете мифы и ритуалы Древней Греции и Египта, но также и талмудическую легенду о двух падших ангелах. Все это родилось задолго до того, как возникло Таро. И тем не менее оно идеально вписывается в рассказываемую картами историю души, ее изгнания и освобождения.

Гадания мудрости

Итак, приступим. Но прежде нужно объяснить еще один термин, встречающийся в этой книге — обычно в связи с раскладами (пространственными моделями для интерпретации карт), затрагивающими не столько сиюминутные заботы, сколько более глобальные вопросы. Термин этот — «гадания мудрости». Проще говоря, чем спрашивать у карт: «Как мне отыскать вторую половинку моей души?», лучше спросить: «А что такое душа?»

Концепция гадания мудрости — мое собственное изобретение, а вопрос этот был самым первым из тех, что я задала Таро. Мы с Мэри Грир преподавали вместе в Омега-инститьют в Нью-Йорке, где вели ежегодный курс в течение ни много ни мало двадцати лет. И вот в рамках этого курса мы определили для себя тему «Таро и построение души» (термин этот впервые ввел Джон Ките, а психолог Джеймс Хиллман посвятил его разработке несколько последних десятилетий). Итак, я решила спросить у карт, что такое душа. Ответ поразил меня до глубины существа: Туз Птиц из Таро Сияющего Племени.

Подобно сове (картинку я взяла с древнеегипетской палетки), душа могущественна и таинственна и охотится на истину во тьме мирской жизни.

Несколько дней спустя я спросила, что такое Таро, и получила Шестерку Деревьев, на которой изображена женщина, идущая через лес со странными деревьями, испещренными совиными глазами.

Это дало мне следующую идею: Таро — проводник через чащобу человеческих жизней, которую я называю «лесом душ». В финальной части книги мы поговорим о гаданиях мудрости подробнее.

Что касается иллюстраций

Иллюстрации из колоды Райдера — оригинальные рисунки, взятые в черно-белом варианте. Карты из колод Висконти, Марсельской и Сола—Буска — современные перерисовки, максимально приближенные к оригинальному дизайну.

Все, что следует далее, можно обобщить в одной фразе: это то, что я узнала о Таро за последние сорок лет. Надеюсь, это окажется полезным для моих читателей.

Старшие

арканы

 

 

всегда думала о Старших арканах Таро как о подлинном шедевре западной культуры, долгое время пребывавшем в небрежении. Оккультисты считают, что в Старших арканах сокрыты высшие истины, и связывают их с комплексными символическими системами каббалы и герметизма — двумя столпами эзотерической традиции. Однако широкая публика, к которой относится большинство художников и мыслителей, воспринимает эти двадцать две карты всего лишь как часть фантастического инструмента для предсказания будущего.

Каббала уходит корнями в иудейские мистические практики и теории; герметизм — в греческие и египетские. Для обоих характерны глубина интеллектуального постижения и детальное отображение реальности, которое по прошествии веков, кажется, стало еще более комплексным. Мы рассмотрим некоторые их элементы, но необязательно в систематическом порядке. Так, например, каждая карта Старших арканов имеет ряд соответствий. Среди них— буква еврейского алфавита, знак зодиака или планета (скажем, Близнецы для Влюбленных или Марс для Башни) и один из путей каббалистического Древа Жизни. Я предпосылаю их каждой главе, посвященной тому или иному аркану, и могла бы добавить еще немало — ноты, имена богов и демонов, направления так называемого «куба пространства» и так далее. Но я решила придерживаться принципа простоты и не вдаваться в подробные разъяснения этих соответствий, делая на них акцент лишь там, где они особенно важны для понимания карты. Например, в описании карты Дурак мне показалось важным сосредоточиться на его букве, Алеф, и меньше внимания уделить его планете, Урану. С другой стороны, рассма-

Старшие арканы

тривая Влюбленных, нельзя не обратить внимания на знак Близнецов, который подчеркивает связанную с этой картой тему выбора; в то время как буква Зайин видится мне не столь важной. Желающие ознакомиться с подробными системами соответствий для каждой карты найдут их в многочисленных тематических изданиях. Поэтому я решила сконцентрироваться на цепочке значений, которую называю сюжетом и которая просматривается в картинке карты.

Под сюжетом я подразумеваю не сказку про «жили-были», хотя на самом деле в картинках можно найти элементы и даже самую суть не одной сказки и мифа. Я говорю как раз о базовой идее, скрытой в самом сердце всех этих герметических сложностей. Идея эта заключается в том, что мы не знаем себя настоящих и живем как бы изгнанными из родной страны нашего подлинного духовного бытия. Однако Таро может указать нам путь назад. Используя другую метафору, можно сказать, что все мы спим и видим сны о своих повседневных делах, но всегда можем проснуться. Изучая изображения Старших арканов и пути древней мудрости, которые они нам открывают, мы можем достичь освобождения. Б моем Таро Сияющего Племени я изменила название предпоследней карты, «Суд», на «Пробуждение». Следуя от карты к карте, мы действительно постепенно пробуждаемся и вступаем в истинное бытие, достигнув последней карты — Мир.

Значит ли это, что, просто глядя на карты и читая их описания, мы сможем достичь подлинного духовного освобождения? Разумеется, нет. Если бы все было так просто, мы уже все перешли бы в разряд великих духовных учителей. Но я совершенно уверена, что карты могут показать нам проблеск истины, которую мы, возможно, иначе никогда не узнали бы. А кроме того, они намечают нам маршрут, по которому мы можем последовать и обрести в итоге свое настоящее место в мироздании.

Для опыта, описываемого рядом Старших арканов Таро, есть специальное название — анамнезия, уничтожение забвения. Представьте: просыпаетесь вы в один прекрасный день и не помните, кто вы такой и где ваш дом, а верите вместо этого, что вы — кто-то совсем другой. И вот вы живете в таком состоянии годами, и осознание того факта, что вы не знаете, кто вы такой, становится первым шагом к выздоровлению. А теперь представьте, будто вы наш

ли тайную карту или план, объясняющий, как так получилось, что вы все забыли, и — еще важнее — как вернуть себе все утраченное и возвратиться домой. Эта карта, этот план, и есть Таро.

Можем ли мы быть уверены, что этот сюжет, как я его называю, или, если уж на то пошло, доктрины каббалы и (или) герметизма в целом — и есть то, что изначально предназначено для отражения Старших арканов? Конечно нет. Историки, занимающиеся игральными картами, доказали, что образность Таро уходит корнями в стандартные аллегорические изображения, соответствующие времени его возникновения, как мы уже говорили во введении. Но все эти аллегории, разумеется, что-то означали, и это «что-то» имело преимущественно религиозный характер. Поэтому определенное духовное содержание у карт конечно же было, хотя и крайне маловероятно, чтобы они раскрывали высокоспециализированное и точное учение каббалы.

Эзотерическое понимание Таро начинается как раз с сюжета, с истории о том, как Антуан Кур де Жеблен в 1781 году открыл древнее учение египетского бога Тота (именуемого также Гермесом Трисмегистом), зашифрованное в профанной карточной игре под названием les Tarots. И такова была мощь этой истории, что еще четверть века назад люди свято верили, что Таро содержит тайную доктрину величайшего могущества, и спорили лишь о деталях — например, о том, что же именно следует считать «настоящим» Таро с единственно верным набором соответствий.

Герметический орден Золотой Зари возник в последние годы XIX века, но и в наши дни многие считают, что его подробно проработанные системы соответствий не только отражают подлинную мудрость Таро, но и представляют собой настоящую картину вселенной. Другие поддерживают более поздние версии, чаще всего — Таро Тота Алистера Кроули и Фриды Харрис. Многие европейские оккультисты, особенно французы, предпочитают классическое Марсельское Таро, а также соответствия и порядок карт, предложенные Элифасом Леви. И каждый из этих спорщиков уверен, что, во-первых, Таро и вправду содержит некое тайное учение, и, во-вторых, что лишь одна его версия истинна.

Если бы Таро основывалось на герметической доктрине, а та, в свою очередь, представляла научный взгляд на вещи, тогда действительно можно было бы говорить о «правильном» порядке карт

и системе соответствий. В конце концов, периодическая таблица элементов у нас всего одна, начинающаяся с водорода и заканчивающаяся ураном (по крайней мере, для веществ, встречающихся в природе), а порядок их определяется количеством протонов и электронов в молекулах. В этом смысле я не считаю Таро научной системой. Напротив, я считаю его историей или мифом.

Тем не менее всякий раз, когда мне ок<



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.