|
|||
Практическая работа № 3.. Содержание отчёта.Практическая работа № 3. Тема:Характеристика коммерческого учёта. Цель:Изучить принципы организации коммерческого учёта. Содержание отчёта. 1. Перечислите цели и задачи коммерческого учёта. 2.Напишите, как должны располагаться технические средства коммерческого учета на оптовом рынке. 3. Опишите архитектуру АСКУЭ на оптовом рынке. 4. Рассмотрите организацию информационного канала системы учёта. 5.Напишите, как организован измерительный канал системы учёта. 6.Составьте кроссворд (из 12 слов) по терминам и определениям, входящим в характеристики коммерческого учета. 7. Напишите вывод по проделанной работе. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Термины и определения. Оптовый рынок – сфера купли-продажи электроэнергии (мощности), осуществляемой его субъектами в пределах Единой энергетической системы России. Автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ) – комплекс специализированных, метрологических аттестованных технических и программных средств, позволяющих производить измерение и вычисление сальдированной величины потребления – генерации электроэнергии субъекта оптового рынка. Оператор торговой системы (в конкурентном рынке – администратор торговой системы) – специализированное юридическое лицо, осуществляющее организацию договорных отношений и финансовых расчетов между субъектами оптового рынка. Субъект оптового рынка – юридическое лицо, вырабатывающее, транспортирующее или потребляющее электроэнергию, являющееся продавцом или покупателем электроэнергии на оптовым рынке, согласно постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации. Устройство сбора и передачи данных (УСПД) – многофункциональное устройство, работающее в автоматическом режиме в составе АСКУЭ субъекта оптового рынка, осуществляющее прием, обработку, хранение, отображение (необходимость определяется проектом) информации от счетчиков электроэнергии и обеспечивающее передачу данных (по различным каналам связи) на вышестоящие уровни сбора и обработки информации. Точка поставки - физическая точка на элементе сети, в которой происходит поставка электроэнергии и мощности субъектом рынка и которая зафиксирована в системе действующих договоров на оптовом рынке. Точка поставки, как правило, совпадает с точкой раздела (границей) балансовой (эксплуатационной) принадлежности электрических сетей субъектов оптового рынка, но может приниматься и иной по согласованию заинтересованных сторон. Сечение поставки - совокупность всех элементов сети, на которых расположены точки поставки для субъекта оптового рынка. Зона поставки - множество точек поставки в сечении поставки. Как и точки поставки, обычно совпадает с границей балансовой принадлежности субъекта рынка. Точка учета - это физическая точка на элементе сети, в которой измеряется электрическая энергия, проходящая по данному элементу. Точка учета совпадает с точкой подключения трансформатора тока соответствующего присоединения и электросчетчика. На одном конце элемента сети может быть одна, две и более точек учета в зависимости от схемы присоединения воздушной (кабельной) линии или трансформатора (автотрансформатора) к распредустройству. Сечение учета - совокупность всех элементов сети, на которых находятся точки учета, обеспечивающие полную наблюдаемость коммерческих перетоков электроэнергии субъекта оптового рынка. Зона учета - множество точек учета в сечении учета, в которых производится измерение всего объема поставки (покупки) электроэнергии субъектом оптового рынка. При существующем состоянии коммерческого учета сечение поставки каждого субъекта рынка может контролироваться одной или двумя зонами учета. Субабонент – юридическое или физическое лицо, частный предприниматель без образования юридического лица, имеющее границу балансовой (эксплуатационной) принадлежности электрических сетей с основным абонентом и получающее электроэнергию по отдельному договору. Целью коммерческого учета на оптовом рынке является получение Продавцами, Покупателями, Оператором торговой системы и другими заинтересованными участниками оптового рынка достоверной, соответствующей действующим нормативным документам, информации о поставке товарной продукции (электроэнергии, мощности) для организации коммерческих расчетов в соответствии с правилами работы оптового рынка электроэнергии. Данные коммерческого учета могут быть использованы также и для решения технических, технико-экономических и статистических задач, как самого субъекта оптового рынка, так и на всех уровнях иерархии управления энергетическим производством. Коммерческий учет для определения движения товарной продукции должен быть автоматизированным и охватывать весь объем потребления, передачи и отпуска в натуральном выражении (при невозможности, это должно быть оговорено договором поставки). При этом информация не автоматизированного коммерческого учета должна заноситься в базу данных АСКУЭ вручную, с периодичностью, определяемой расчетным периодом и договором с Оператором торговой системы. Организация коммерческого учета (в т.ч. АСКУЭ) должна осуществляться, как правило, собственником энергообъекта (энергообъектов) по техническим условиям (ТУ) Оператора торговой системы (для предприятий Минатома России ТУ на АСКУЭ согласовываются с концерном «Росэнергоатом). К АСКУЭ субъекта оптового рынка, по согласованию с их собственником, могут быть предъявлены дополнительные технические требования со стороны органов управления энергетическим производством (в том числе органов оперативно-диспетчерского управления) по объему и периодичности передаваемой информации. В этом случае реализация данных технических требований (сверх требований организации коммерческого учета на оптовом рынке) должна производиться за счет средств органов предъявляющих эти требования. Оснащение средствами коммерческого учета оптового рынка энергообъектов, независимо от их формы собственности и балансовой принадлежности, должно осуществляться на всех границах их балансовой принадлежности с энергообъектами других собственников. Центры сбора информации АСКУЭ сетей РАО "ЕЭС России" устанавливаются в соответствующих региональных подразделениях этих сетей (МЭС). Оператор торговой системы имеет право проводить выборочные проверки параметров качества электроэнергии в зонах поставки на соответствие ГОСТ 13109-97. Схема расстановки технических средств коммерческого учета определяется проектом АСКУЭ и находит отражения в договорах. Порядок обмена коммерческой информацией на оптовом рынке определяются договорными отношениями между субъектами рынка и оператора торговой системы. Системы коммерческого учета субъектов рынка должны создаваться таким образом, чтобы сечение поставки и сечение учета для них совпадали, а на каждую зону поставки приходилось две зоны учета по обе стороны от зоны поставки. Данное требование необходимо реализовать в целях резервирования средств коммерческого учета, контроля достоверности информации и возможности расчетного определения потерь электроэнергии (мощности) в элементах сети. Сечения поставки и учета могут не совпадать, а субъект оптового рынка может иметь только одну зону учета, что отражается в договоре поставки с Оператором торговой системы оптового рынка. В целях достоверизации показаний приборов учета на элементах сети, входящих в сечение поставки, на остальных присоединениях системы шин (секции), от которой отходят данные элементы сети, должны устанавливаться измерительные комплексы средств технического учета для составления баланса по системе шин (секции) не реже одного раза в месяц. С целью контроля достоверности коммерческого учета на энергообъектах субъектов оптового рынка должно проводится периодическое измерение небаланса электроэнергии и мощности (по системам шин или ВЛ в соответствии с договором). По согласованию между Оператором торговой системы и субъектом оптового рынка допускается устанавливать в зоне поставки стационарные технические средства контроля качества электроэнергии. В связи с тем, что все субъекты оптового рынка в коммерческих взаимоотношениях являются равноправными сторонами договора, АСКУЭ субъектов оптового рынка должны находиться на одном уровне в иерархии АСКУЭ оптового рынка. Центры сбора информации от АСКУЭ оператора торговой системы и органов оперативно-диспетчерского управления представляют верхний уровень АСКУЭ оптового рынка. На уровне субъекта оптового рынка должна собираться и храниться не менее трех лет вся коммерческая информация о поставленной (купленной) товарной продукции на оптовом рынке (сальдо-переток электроэнергии и мощности) в соответствии с техническим заданием на создание АСКУЭ, включая результаты контроля небаланса на шинах подстанции, и с договорами поставки электроэнергии между субъектом и Оператором торговой системы оптового рынка. Смежные субъекты оптового рынка, участвующие в договорных отношениях должны по согласованию с Оператором торговой системы, обеспечить передачу Оператору необходимой коммерческой информацией между АСКУЭ субъектов. Центр сбора и обработки информации Оператора торговой системы должен обеспечить: прием и обработку первичной коммерческой информации от АСКУЭ субъектов оптового рынка с периодичностью, определенной правилами оптового рынка; предоставление информации для проведения финансовых расчетов в соответствии с заключенными договорами между субъектами оптового рынка; архивацию и хранение коммерческой информации в базе данных не менее трех лет; автоматический контроль работоспособности АСКУЭ субъектов оптового рынка; ведение базы данных технических и программных средств АСКУЭ субъектов оптового рынка; диагностику комплекса технических и программных средств центра сбора информации. Основу измерительного канала системы коммерческого учета составляют измерительные трансформаторы тока (ТТ), измерительные трансформаторы напряжения (ТН), их вторичные цепи, счетчик электрической энергии. Для АСКУЭ, использующих статические счетчики электрической энергии на базе микропроцессоров с цифровым выходом, измерительные каналы заканчивается на информационном выходе электросчетчика. При использовании индукционных электросчетчиков с телеметрическими приставками или статических электросчетчиков с импульсным выходом в измерительные каналы входят телеметрические линии связи и УСПД. Измерительные каналы учета электроэнергии организуются в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и должны обеспечивать метрологические характеристики в соответствии с требованиями нормативных документов (стандарты, инструкции, рекомендации, методики и пр.). При новом строительстве, реконструкции или техперевооружении энергообъектов с присоединениями, входящими в сечение поставки (учета) для измерительных каналов, рекомендуется: устанавливать трансформаторы тока в трех фазах (кроме сетей с изолированной нейтралью); исключать из измерительных токовых цепей устройства РЗА; применять ТТ класса точности 0.2S или 0,5S; производить подключение электросчетчиков к измерительным ТН отдельным кабелем; выводить измерительные цепи учета на специальные испытательные блоки (испытательные коробки), устанавливаемые в непосредственной близости от электросчетчиков и обеспечить возможность их пломбирования; применять статические трехэлементные счетчики на базе микропроцессоров с цифровым выходом; Средства измерений должны быть внесены в Государственный реестр средств измерений РФ и иметь действующие свидетельства о поверке. Каждый измерительный комплекс коммерческого учета субъекта оптового рынка должен иметь паспорт – протокол (по форме РД34.09.101-94), который должен переоформляться при всех производимых изменениях в измерительных каналах и при проведении плановых работ по периодической поверке средств измерений. Каналы связи для передачи информации от АСКУЭ субъектов оптового рынка, входящих в РАО «ЕЭС России», на вышестоящий уровень организуются в соответствии с существующей структурой оперативно-диспетчерского управления РАО «ЕЭС России» и нормативными документами по построению средств диспетчерского и технологического управления (СДТУ). Потребители - субъекты оптового рынка организуют отдельный канал связи для передачи данных от АСКУЭ в центр сбора и обработки информации Оператора торговой системы (существующий канал передачи данных должен быть сохранен). Канал связи должен быть двухстороннего действия и «непрерывным», то есть без любых пунктов промежуточного накопления и обработки информации. Пропускная способность каналов связи от потребителей – субъектов оптового рынка до приемных станций Оператора торговой системы должна составлять не менее 24 кБит/сек. Технические средства и способ организации канала связи определяются при разработке конкретных проектов АСКУЭ. В обязательном порядке предусматривается организация дублирующего канала связи. При наличии у потребителя – субъекта оптового рынка сечений поставки с другими субъектами оптового рынка необходимо организовывать каналы передачи информации от АСКУЭ потребителя к этим субъектам оптового рынка. При наличии у потребителей – субъектов оптового рынка сечений поставки с субабонентами необходимо организовывать канал передачи информации от АСКУЭ потребителя до субъекта оптового рынка, являющегося поставщиком электроэнергии для субабонентов.
|
|||
|