|
|||
ПАМЯТКА. Приёмы сжатия текстаСтр 1 из 2Следующая ⇒ ПАМЯТКА «Как написать сжатое изложение?» Приёмы сжатия текста Сжатие текста - компрессия 1. Исключение: • исключение повторов; • исключение одного или нескольких из синонимов; • исключение уточняющих и поясняющих конструкций; • исключение фрагмента предложения; • исключение одного или нескольких предложений. 2. Обобщение: • замена однородных членов обобщающим наименованием; • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением. 3. Упрощение: • слияние нескольких предложений в одно; • замена предложения или его части указательным местоимением; • замена сложноподчинённого предложения простым; • замена фрагмента предложения синонимичным выражением. ИЛИ 1. Объединение, слияние «Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения» = «В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу». 2. Замена «На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки» = «На лугу росли цветы». 3. Удаление, исключение «Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник - то, что находится под окном; подушка - то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова...» = «Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник - то, что находится под окном». Различные способы сокращения информации даются в упражнениях, поэтому важно не столько понять, сколько практически овладеть этими приемами.
Способы сжатия текста: ü Выделите опорные слова в предложении. ü Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть. ü Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию. ü Изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста. ü Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл. ü Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания. ü Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста. ü Проделайте следующую работу с текстом: а) составьте к нему план; б) отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом.
Вспомогательные фразы к сочинению
|
|||
|