|
|||
Профилактика суицидального поведенияПрофилактика суицидального поведения
Психогигиеническая профилактика суицидального поведения подростков и взрослых лиц является сегодня одной из базисных задач современного общества. В. Кондратенко отмечает в структуре профилактической работы два главных этапа, а именно первичные мероприятия и вторичные меры по предупреждению возникновения суицидальных попыток. Первичная профилактика суицидального поведения в школе, высшем учебном заведении, на рабочем месте и общегосударственном уровне включает: - совершенствование уровня социальной жизни людей; - воспитание позитивно ориентированной личности; - ликвидацию социальных условий, провоцирующих возникновение самоубийственных намерений и порождающих выработку суицидальных намерений. С целью воплощения в жизнь мер по вторичной профилактике суицидальных действий разработана программа профилактики суицидального поведения, включающая: - выявление факторов риска, провоцирующих суицидальные наклонности; - разделение категорий профилактического учета по группам, которые отвечают определенным формам анормального (девиантного) поведения; - раннее выявление особ с нервно-психическими патологиями; - коррекционное воздействие выявленных недугов и патологий психики. Большинство современных суицидологов сходится во мнении, что комплексная работа по профилактике суицидального поведения должна быть непременно устремлена на решение следующих базисных задач: - своевременное обнаружение и устранение состояний, которые несут потенциальную опасность самоубийства; - раннее распознавание среди определенных категорий населения суицидальных тенденций; - лечение постсуицидальных состояний; - регистрация самоубийств и учет попыток; - социально-трудовая реадаптация; - проведение среди населения масштабной психогигиенической работы. Существует несколько общих рекомендаций, направленных на предвосхищение самоубийства. Задача предупреждения суицидов заключается в умении распознать признаки опасности, принятии индивида как личности, установлении заботливых взаимоотношений. Кроме того, человек, собирающийся встать на путь самоуничтожения, нуждается во внимании. Он хочет, чтобы его выслушали, не осуждая, обсудили с ним его боль или проблему. Сталкиваясь с угрозой попытки суицида, не нужно спорить с потенциальным самоубийцей и проявлять агрессивность. Если кризисная ситуация выявлена, то необходимо выяснить, каким образом индивид ранее разрешал подобные ситуации, поскольку это может стать полезным в решении нынешней проблемы. Также рекомендуется выяснить у индивида, подумывающего о самоубийстве, что для него осталось позитивно значимым. Необходимо выяснить степень риска совершения самоубийства. Так, к примеру, когда депрессивный подросток подарил кому-то свою самую любимую вещь, без которой ранее не мыслил жизни, то не следует сомневаться в серьезности его намерений. Не нужно оставлять одного человека в ситуации высокого риска совершения попытки ухода из жизни. С индивидом, решившимся на суицид, рекомендуется проводить все время, пока не минует кризис либо не прибудет профессиональная помощь. Субъекты, совершающие действия, направленные на осознанное прекращение своего существования, характеризуются наличием суицидогенных личностных особенностей, которые проявляются в определенных ситуациях. Поэтому современная психология успешно разрабатывает последние десятилетия разнообразные пакеты диагностических методов, которые позволяют, как можно раньше выявить кризис или начало его формирования и оказать индивидуально либо в группе необходимую психотерапевтическую, коррекционную или консультативную помощь.
|
|||
|