Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Потребности



 

Потребность как объект маркетинга

 

Представить классификацию потребностей, заполняя таблицу:

Потребности

ТРУ

Вид Разновидность
     
     
     
     

Физиологические потребностиявляются наиболее распростра­ненными, но они присущи только индивидуальным потребителям (потребители-организации ими не обладают). Это потребности, предназначенные для поддержания постоянства внутренней среды человека. Человек с физиологической точки зрения представляет сложную биологическую систему, нормальное функционирование которой обусловлено поддержанием гомеостаза: энергетического, пластического, водного, температурного и т. п. В процессе жизне­деятельности организм человека постоянно расходует свои ресурсы, что приводит к нарушению гомеостаза. Необходимость его восста­новления предопределяет постоянство и всеобщность физиологиче­ских потребностей, которые присущи всем людям.

Физиологические потребности подразделяются на разновидно­сти в зависимости от того, какие физиологические системы орга­низма их обусловливают:

1. Энергетические потребности вызваны необходимостью под­держания в организме определенного баланса между поступлением и расходом энергии. Удовлетворяются за счет продуктов питания, обладающих определенной калорийностью.

2. Пластические потребности — потребности организма в пла­стических ресурсах и веществах для их синтеза. Необходимость в пластических ресурсах обусловлена тем, что организм человека со­стоит из большого количества органических и неорганических ве­ществ. К ним относятся вещества, из которых построены основные ткани организма (вода, белки, жиры и минеральные вещества), и вещества, необходимые для нормального функционирования сердечно-сосудистой, кишечно-желудочной, иммунной, нервной и других систем человеческого организма (ферменты, гормоны, вита­мины, минеральные вещества, фенольные, органические кислоты). Некоторые из этих веществ в организме не синтезируются и долж­ны поступать извне с пищей. К ним относятся незаменимые амино­кислоты, жирные кислоты, минеральные вещества и большинство витаминов. Средствами удовлетворения пластических потребностей служат самые разнообразные продукты питания.

3. Потребность в водеобусловлена необходимостью поддержа­ния водного гомеостаза в организме. Вода в организме выполняет самые различные функции: входит в состав всех тканей организма, является средой, в которой происходят многие биохимические про­цессы, служит средством поддержания температурного гомеостаза, способствует выведению из организма многих конечных продуктов обмена веществ в растворенном виде. Средствами удовлетворения потребности организма в воде служат пищевые продукты, жидкая фракция которых представлена водой.

4. Потребность поддержания температурного гомеостаза опре­деляется необходимостью создания и поддержания температуры внутренней среды организма на уровне 36,6 “С. Такая температура является оптимальной для большинства процессов обмена веществ, происходящих в организме человека. К факторам, влияющим на удовлетворение дан­ной потребности, относятся пищевой рацион человека (жители ре­гионов с холодным климатом включают в рацион высокожирную пищу, а с жарким — низкокалорийную, с большим количеством воды), а также одежда, обувь, головные уборы с разными теплоза­щитными свойствами.

5. Потребность в защите от неблагоприятных внешних воздейст­вий обусловлена необходимостью создания благоприятных условий для жизни и здоровья человека. Окружающая среда оказывает суще­ственное влияние на внутреннюю среду человека. Благоприятная среда обитания человека имеет ограниченный диапазон. Отрица­тельно на организм влияют перепады температур, повышенная влажность воздуха, атмосферное давление, солнечная и естествен­ная радиация, физические нагрузки, отличающиеся от норм, и про­чие. Предотвращению или смягчению отрицательного воздействия экстремальных условий способствуют средства защиты от них: сред­ства индивидуальной защиты (одежда, обувь, головные уборы), средства массовой защиты (здания, сооружения, некоторые виды бытовой техники). В то же время определенное воздействие экстре­мальных условий закаляет организм, способствует его лучшей при­способляемости к ним и потому в дозах, не превышающих адапта­ционные возможности человека, может быть и полезным. На этом основано предоставление туристических, спортивных и других по­добных услуг.

6. Потребность в безопасности внутренней среды организма чело­века вызвана необходимостью предотвращения ущерба, который может быть нанесен внутренней среде различными загрязнителями или вредными воздействиями. Экстремальные условия для внутрен­ней среды человека создаются, когда в организм человека попадают различные чужеродные для него загрязнители. При этом следует иметь в виду, что чужеродность обусловлена не только видом за­грязнителя, но и его количеством, а также физиологическим со­стоянием организма на момент воздействия. Так, токсичные эле­менты (свинец, железо) в определенных микродозах необходимы для обмена веществ, но в количествах, превышающих предельно до­пустимые концентрации, оказываются опасными. Наиболее небла­гоприятное воздействие радиация оказывает на молодой организм. Средствами удовлетворения потребности в безопасности служат по­требительские товары (услуги), безопасность которых подтверждена установленными способами (сертификатами, декларациями о соот­ветствии и знаками соответствия). Безопасность внутренней среды зависит не только от чужеродных воздействий извне, но и от ве­ществ, являющихся конечными, не используемыми организмом шлаками. Своевременное выведение их из организма предупреждает его самоотравление. Удалению этих веществ способствуют пищевые волокна растительного и животного происхождения (хлеб из низ­ших сортов муки, мясные изделия с высоким содержанием соеди­нительных тканей и т. д.). Потребность в безопасности внутренней среды человека обусловлена и необходимостью защиты его от воз­действия патогенных микроорганизмов и их токсинов, а также фи­зиологических расстройств. В этом случае средствами профилактики и лечения служат медикаменты, товары для ухода за больными, гигиенические товары и др.

7. Потребность в кислороде воздуха предназначена для поддержа­ния необходимого уровня окислительно-восстановительных процес­сов в организме человека. Отсутствие или недостаток кислорода в окружающей среде вызывает удушье и гибель человека в течение нескольких минут. Специфика этой потребности состоит в том, что она удовлетворяется за счет воздуха окружающей среды, поэтому товаров для ее удовлетворения не существует. Однако косвенное удовлетворение этой потребности осуществляется с помощью цело­го ряда услуг (оздоровительных, туристических, транспортных и т. п.), предназначенных для перемещения людей в местности с чистым воздухом, богатым кислородом. Некоторые товары бытовой техники (вентиляторы, кондиционеры, обеспечивающие воздухооб­мен в закрытых помещениях) также косвенно способствуют удовле­творению потребности в кислороде.

Социальные потребностисвязаны с жизнью и отношениями лю­дей в обществе. Социальные потребности направлены на со­блюдение установленных требований общества, создание и поддер­жание определенного правового положения, принятых экономиче­ских, нравственных и профессиональных взаимоотношений в обществе. В зависимости от этого их подразделяют на несколько разновидностей.

1. Престижные потребности направлены на создание и поддер­жание определенного статуса, правового положения, имиджа орга­низации или потребителя, а также на установление или подтвер­ждение принадлежности к определенной социальной среде. Средст­вами удовлетворения этих потребностей являются товары, их упаковка, здания и помещения, занимаемые организа­цией, их оформление, одежда персонала, оборудование и приспо­собления, выполненные в фирменном стиле, и имеющиеся товар­ные знаки. Удовлетворение этих потребностей происходит с помо­щью символической функции товаров или услуг. Средствами удовлетворения потребностей принадлежности к определенной со­циальной среде служат товары и услуги определенного социального назначения. Так, товары роскоши, продукция и услуги престижных фирм отличаются от товаров, реализуемых в магазинах для бедных, социальным назначением, хотя их функциональные свойства могут существенно не отличаться.

2. Потребность в соблюдении требований общества обусловлена осознанием обязательств и ответственности перед государством, об­ществом и иными контактными сообществами (партнерами, поставщиками, посредниками, общественными организациями и др. Требования общества — обязательства, вытекающие из законов, ин­струкций, правил, кодексов, уставов и других соображений. Средст­вами удовлетворения потребности служат юридические, информационные, образовательные, аудиторские, консал­тинговые, медицинские, природоохранные и другие услуги.

3. Экономические потребности предназначены для обеспечения финансово-хозяйственной деятельности организации, индивидуаль­ных предпринимателей и потребителе. В современном обществе экономические потребности определяются товарно-денежными от­ношениями, поэтому средствами их удовлетворения служат деньги, ценные бумаги и т. д., а также финансовые услуги. Способом удов­летворения экономических потребностей является продажа товаров, а также предоставление услуг. К числу таких товаров относится труд персонала, который продает его работодателю. Экономические по­требности имеют широкий спектр распространения, так как прису­щи всем категориям потребителей и организаций независимо от форм собственности и ведомственного подчинения. Степень удов­летворения экономических потребностей определяет платежеспо­собность юридических и физических лиц. По сути дела, необходи­мость или желание удовлетворять все другие потребности и порож­дает в большинстве случаев экономические потребности. Более того, удовлетворение экономических потребностей обеспечивает платежеспособность потребителей и, следовательно, переводит дру­гие потребности в спрос.

4.Трудовые потребности позволяют обеспечить самовыражение человека через трудовую деятельность, а также удовлетворение его экономических потребностей. К факторам, влияющим на форми­рование трудовых потребностей, относятся трудовое воспитание подрастающего поколения, тип личности, возраст, экономическое положение и потребности, социальный статус и прочие. В зависи­мости от потребности в труде принято различать три типа личностей: «трудоголики» (имеют высокую потребность в труде незави­симо от экономического положения и социального статуса); «уме­ренные» (при удовлетворении экономических потребностей за счет иных финансовых источников, кроме платы за труд, они либо ос­тавляют работу, либо продолжают трудиться из-за необходимости поддержания определенного социального статуса, но при этом рез­ко снижаются их работоспособность и ответственность за результа­ты труда); «избегающие» (ленивые люди с низкой или полностью отсутствующей потребностью в труде, повышение заработной пла­ты не влияет на их трудолюбие и работоспособность). Трудовые потребности характерны и для индивидуальных потребителей, и для рабочих коллективов. Результат реализации трудовых потреб­ностей — выполняемая персоналом работа. Любая работа как дея­тельность по преобразованию входящих ресурсов в выходящие мо­жет осуществляться лишь при обеспечении всеми необходимыми средствами.

5. Технологические потребности предназначены для обеспечения производственных процессов необходимыми ресурсами. Эти по­требности в наибольшей степени выражены у предприятий — изго­товителей продукции или исполнителей услуг. В определенной мере они свойственны и другим типам потребителей — индивидуальным и управленцам. Средствами удовлетворения технологических по­требностей служат сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектую­щие изделия, оборудование, транспортные средства и т. п. Техноло­гические потребности индивидуальных потребителей обусловлены необходимостью удовлетворения физиологических и экономических потребностей посредством выполнения определенных видов домаш­ней работы: приготовления пищи, переработки сырья в консервы и другие продукты, стирки, поддержания чистоты и порядка в жилых помещениях. Кроме того, удовлетворение технологических потреб­ностей служит основой для реализации трудовых потребностей.

6. Потребность во внешней безопасности обусловлена необходи­мостью защиты государства и граждан от внешних и внутренних врагов. Эта потребность свойственна не только всем категориям по­требителей, но и государству в целом. Средства удовлетворения этой потребности для разных категорий потребителей неодинаковы. Для государства такими средствами служат материальные и трудовые ре­сурсы обеспечения обороноспособности и мобильной готовности соответствующих органов не только к защите от внешних и внутрен­них врагов, но и к предотвращению или ликвидации последствий от антропогенных, техногенных катастроф и других чрезвычайных си­туаций. Реализации этой потребности способствуют такие морально-нравственные качества граждан, как патриотизм, чувство долга перед родиной, национальное самосознание, самоотверженность граждан и т. п.

Для производственных и управленческих потребителей потребность во внешней безопасности удовлетворяется с помощью охранных услуг и средств. Охрана предприятий и организаций необходима для защиты материальных средств от хищения крими­нальными элементами общества, а также интеллектуальной, собст­венности от промышленного шпионажа конкурентов, от использования товарных знаков, являющихся собственностью предприятия, другими юридическими и физическими лицами. Кроме того, таким потребителям требуется защита от недобросовестного персонала или поставщиков с помощью различных средств контроля. Внешняя безопасность индивидуальных потребителей обеспечивается работой органов государственной и внутренней безопасности, других органов управления, а также за счет предоставления услуг по охране и/или приобретения средств индивидуальной защиты (замков, ох­ранной и/или пожарной сигнализации, газовых баллонов, пистолетов, огнетушителей и т. п.).

Психические потребностивозникают на основе действия законов психической деятельности и относятся к внутренним факторам со­циального взаимодействия. Психические потребности свойственны только индивидуальным потребителям и направлены на создание и поддержание душевного комфорта, удобства и на снижение чувства неудовлетворенности. Существует несколько разновидностей пси­хических потребностей.

1. Органолептические потребности, направленные на создание удовлетворенности за счет ощущений, воспринимаемых органами чувств человека (зрения, вкуса, обоняния, осязания и слуха). Эти восприятия очень индивидуальны и трудно объяснимы, так как на­ходятся на уровне подсознания. В то же время органолептические потребности, как и многие другие психические потребности, могут быть сформированы или подкорректированы. Например, пропаган­да здорового образа жизни за счет снижения калорийности пищи заставила многих европейцев и американцев отказаться от продук­тов с большим содержанием жира и сахара. Средствами удовлетво­рения органолептических потребностей являются все объекты окружающего мира. К факторам, влияющим на органолептические по­требности, относятся возраст, пол, физиологическое состояние организма, а также национальные, религиозные и семейные тради­ции. Их удовлетворение создает ощущение комфорта, удовольствия, сытости.

2. Эргономические потребности, обусловливающие ощущение удовлетворенности, комфорта за счет достижения и поддержания соответствия антропометрическим характеристикам человек. Фак­торами, определяющими эти потребности, являются антропометрические характеристики человека (рост, объем бедер и груди, длина рук и ног и т. п.), его представление о комфорте, а также тип лич­ности и материальные возможности. Средствами удовлетворения данных потребностей служат объекты внешнего мира: одежда, обувь, предметы быта и труда. Степень удовлетворения эргономиче­ских потребностей оказывает существенное влияние на качество жизни: важно не то, сколько и каких товаров и услуг имеет человек, а то, как он к ним относится и насколько ощущает себя удовлетво­ренным.

3. Эстетические потребности, вызванные желанием восприятия красоты и гармонии окружающего мира. Особенностью эстетиче­ских ощущений является их возвышенность, необычайность, что рождает у человека состояние душевного подъема, эйфории. К фак­торам, влияющим на эстетические потребности, относятся врож­денная способность потребителя воспринимать красоту и гармонию внешнего вида, цветов, запахов и вкусов; воспитание, опыт эстети­ческого восприятия и знание законов композиции, а также окруже­ние, образование, материальные возможности. Практически все по­требительские товары и/или их упаковка способны удовлетворять эстетические потребности. В то же время существуют товары и ус­луги, которые удовлетворяют в основном эстетические потребности. Ювелирные изделия, произведения живописи, скульптуры, музыкальные инструменты, аудио- и видеотехника, антикварные вещи, а также услуги музеев, картинных галерей, выставок),

4. Развлекательные потребности, определяемые стремлением людей к развлечениям, разнообразию впечатлений и эмоций. Раз­влечения позволяют людям на некоторое время сменить вид дея­тельности, забыть о бытовых проблемах, соприкоснуться с иным миром и испытать новые ощущения. Факторами, влияющими на развлекательные потребности, являются возраст, пол, физиологиче­ское состояние, физическое и интеллектуальное развитие личности, ее привычки, национальные и религиозные традиции, а также дос­тупность услуг развлекательных учреждений и материальные воз­можности человека. Средствами удовлетворения развлекательных потребностей служат товары (книга, журналы, газеты, игрушки, ау­дио- и видеокассеты и соответствующая бытовая техника к ним, спортивные товары, товары для отдыха и т. д.), а также услуги (те­атров, музеев, концертных залов, транспортных, спортивных и ту­ристических организаций, ресторанов, баров и кафе, обществ охот­ников и рыболовов и др.)г

5. Потребности в отдыхе, обусловленные необходимостью вос­становления жизненных сил человека. Жизненные силы организма постоянно расходуются в процессе его функционирования. Это ка­сается не только постоянства внутренней среды, но и ресурсов нервной системы. Отсутствие возможностей или недостаточная их реализация для удовлетворения таких потребностей приводят к на­коплению усталости, эмоциональным срывам, а внекоторых случа­ях и к расстройствам психики. Факторами, определяющими данные потребности, являются возраст, пол, физическое и интеллектуаль­ное развитие и физиологическое состояние, вкусы, привычки, на­циональные, религиозные и местные традиции, а также доступность оздоровительных услуг и материальные возможности потребителей. Средствами удовлетворения потребностей в отдыхе служат меди­цинские товары и услуги, спортивные товары, а также услуги гости­ничные, Туристические, оздоровительных учреждений (санаториев, пансионатов, домов отдыха и т. п.).

6. Потребность психической активности, выраженная в необхо­димости осуществления определенной формы психической деятель­ности, свойственной человеку. Данная потребность тесно связана с понятием социального взаимодействия и является характеристикой психических процессов. Обычный человек в состоянии бодрствования постоянно о чем-то думает, размышляет. У него возникает желание общаться с другими людьми, природой, животными ит. п., испытывать определенные внешние раздражители. При этом психическая деятельность не только выступает средством удовлетворения некоторых потребностей, но и сама составляет содержание специ­фической потребности. Факторами, влияющими на потребность психической активности, являются тип личности, возможности ее индивидуальной адаптации, социальная и культурная среда. Средствами удовлетворения потребности служат многие виды услуг (бытовые, розничной торговли, общественного питания, образовательные и др.), а также трудовая деятельность.

Интеллектуальные потребностиопределяются стремлением лю­дей к познанию их внешнего и внутреннего мира. В зависимости от средств познания интеллектуальные потребности делятся на инфор­мационные и образовательные.

1. Информационные потребности обусловлены необходимостью потребителей и организаций в информации. Необходимость в ин­формации может возникнуть у индивидуальных потребителей для личных (бытовая информация) и общественных (профессиональная, социальная и тому подобная информация) целей. Потребность организаций в информации имеет в основном профессиональный характер, хотя в некоторых случаях может носить и социальный ха­рактер, особенно если это — общественная организация. К факто­рам, определяющим информационную потребность, относятся ха­рактер (первичная и вторичная информация) и направленность ин­формационных ресурсов (зависит от целей, для которых она предназначена), их доступность, а также средства информационного обеспечения (различные документы, учебная и другая литература, средства массовой информации и т. п.). Характер информационных потребностей и выбор источников информации во многом зависят от интеллекта потребителей, уровня их образованности и профес­сионализма. Степень удовлетворения указанных потребностей во многом обусловливается уровнем информатизации в определенной области.

2. Образовательные потребности вызваны необходимостью при­обретения теоретических знаний и практических умений, навыков их применения для формирования профессиональной подготовки, а также для самосовершенствования и развития личности. По харак­теру люди бывают любознательными (с явно выраженными образо­вательными потребностями) и нелюбознательными (с отсутствую­щими или неразвитыми образовательными потребностями). От при­роды в каждом человеке заложены образовательные потребности, так как с возрастом у него постоянно пополняется объем информа­ции об окружающем мире и о самом себе. Однако если информация не обрабатывается, естественная детская любознательность сменяет­ся равнодушием, а образовательные потребности не развиваются.

В дальнейшем такой человек обречен на низкий образовательный и профессиональный уровень, не может рассчитывать на успешную карьеру. Образовательные потребности удовлетворяются в основном за счет учебной информации, составляющей дидактическую основу образовательного процесса, частично за счет научной и справочной литературы. Индивидуальные образовательные потребности направлены на получение профессионального образования или его совершенствование посредством повышения квалификации отдельными гражданами. Общественные образовательные потребности возника­ют также у организаций и определяются необходимостью формирования требуемого уровня у персонала, который был бы способен решать задачи в соответствии с целями фирмы. Образовательные потребности на государственном уровне связаны с формированием интеллектуального, научного, учебного и/или производственного потенциала страны в различных отраслях народного хозяйства.

К факторам, определяющим образовательные потребности, отно­сятся возраст, физическое и умственное развитие личности, образо­вательный уровень, местожительство, характер профессиональной деятельности, материальные возможности, мотивация к получению знаний. Средствами удовлетворения образовательных потребностей служат образовательные услуги учебных заведений, информацион­ные услуги библиотек, а также учебные компьютерные программы, видеофильмы, аудиокассеты с обучающими программами, учебные наглядные пособия, учебная и методическая литература.

Духовные потребности потребности, обусловленные стремлением людей к познанию духовных основ жизни и с их помощью к самосовершенствованию. Можно выделить следующие разновидно­сти духовных потребностей.

Религиозные потребности, определяемые верой в Бога ни за­висят от того, какую веру исповедует человек, насколько он стре­мится выполнять установленные заповеди и предписанные церко­вью правила. Религиозные потребности присущи только верующим людям и отсутствуют у атеистов. Религиозные потребности удовле­творяются при посещении богослужений, святых мест, чтении духовной литературы, а также при использовании церковных предме­тов. Поэтому к средствам удовлетворения этих потребностей отно­сятся услуги туристических паломнических центров, церковные товары, деятельность церкви в разнообразных ее проявлениях, участие и помощь в этой деятельности, а также в деятельности соответ­ствующих общественных объединений (благотворительных обществ, церковных общин и т. п.).

1. Потребности в самосовершенствовании, обусловленные стрем­лением личности повышать свои моральные, нравственные и этиче­ские качества. Потребности в самосовершенствовании могут быть природными и/или формируемыми в процессе воспитания лично­сти. Средством удовлетворения потребности может быть деятель­ность людей, через которую происходит самовыражение личности и реализуются высокие моральные, нравственные и этические качест­ва личности духовные потребности возникают не у всех людей. Од­нако если у людей есть эти потребности, они оказывают определяю­щее влияние на все другие потребности.

3..Потребность в любви, вызванная чувством самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения, любовь как возвы­шенное чувство индивида проявляется на высшем духовном уровне (любовь к Богу, родине, людям или отдельным личностям, природе, искусству и т. п.). Однако возможно проявление любви и на низших уровнях потребностей (любовь к определенным вещам, пище, роскоши, комфорту, удобству и т. п.), хотя в этом случае следовало бы говорить не столько о любви, сколько о потребительских предпоч­тениях при удовлетворении физиологических, социальных, психи­ческих и интеллектуальных потребностей. К духовным потребно­стям необходимо отнести лишь потребность в возвышенной любви, что и предопределяет средства для удовлетворения такой потребно­сти. Во многом эти средства аналогичны средствам удовлетворения других разновидностей духовных потребностей. Их объединяет то, что они одновременно являются и объектами привязанности, сер­дечного влечения. Достаточно часто эти объекты и средства нахо­дятся вне сферы маркетинговой деятельности. Духовные потребно­сти присущи и индивидуальным потребителям, и отдельным обще­ственным организациям.

4. Потребность в общении — желание индивидов поделиться с окружающими своими знаниями, переживаниями, мнением о про­исходящих событиях и почувствовать в их лице поддержку и пони­мание). Удовлетворяются эти потребности посредством встреч и раз­говоров с другими людьми. Чтобы найти себе близких по духу лю­дей человек посещает различные развлекательные и спортивные заведения. Косвенно эту потребность удовлетворяет приобретение различных знаний и информации (с целью поддержать беседу с ин­тересными людьми). Удовлетворению этих потребностей способст­вует также развитие современных средств коммуникации — с помо­щью Интернета люди знакомятся, общаются и т. д

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.