Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стадия индивидуально-творческой поэтики



3. Стадия индивидуально-творческой поэтики

  • время: сер. XVIII в. – ХX в.
  • автор – главная категория, которой подчиняются жанр и стиль. Определяющее значение имеет романтический культ гения. Отказ от канонов, стремление к «правде жизни», истине – каждый писатель идет своим путем
  • разнообразие направлений и течений. На 2,5 века (примерно столько длилось одно Возрождение!): сентиментализм, романтизм, реализм, натурализм, модернизм (не считая мелочей и разнообразных «пре», «пост» и «нео»).
  • стиль понимается в первую очередь как индивидуальные особенности авторского письма и связан не с внешними требованиями канона, а с мировоззрением автора.
  • предпочтение жизнеподобия (18-19 вв.) условности.
  • возникновение авангардизма: радикального отрицания традиции
  • распад жанровой системы. Шлегель: «каждое произведение – отдельный жанр». «Драма» понимается и как род литературы, и как его ведущий жанр (в отличие от комедии и трагедии, наиболее адекватный для современной жизни). В лирике жанры исчезают вообще (не считая периферии: сонеты, эпиграммы и т.п.), поэты пишут просто стихотворения. Отдельные тексты могут иметь имманентные черты, напр., элегии или оды, но не позиционироваться в качестве таковых. Среди эпических жанров исключительное положение занимает роман, что М. Бахтин («Эпос и роман») объясняет «всеядностью» романа: он живуч, т.к. вбирает в себя черты любого жанра. С другой стороны, эта всеядность размывает границы жанра: если роман – это и Бальзак, и Пруст, и Толстой, и Павич, – то что такое роман?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.