Моё путешествие по Чуйскому тракту»

«Моё путешествие по Чуйскому тракту»

Автор: Кузнецова Вероника Игоревна

Возраст: 9 лет

Ученица 3А класса МБОУ «Смоленская СОШ №2»

Смоленского района Алтайского края

Руководитель: Федосеева Наталья Николаевна,

учитель начальных классов

с. Смоленское

2020 год

Моё путешествие по Чуйскому тракту.

Меня зовут Вероника Кузнецова. Мне 9 лет, учусь в 3 классе. Я живу в селе Смоленском, которое находится недалеко от города Бийска. А через этот город проходит автомобильная дорога, которая соединяет города Новосибирск, Новоалтайск, Бийск с республикой Алтай и ведёт до самой Монгольской границы.  Эта дорога называется Чуйский тракт.

Я узнала, что длина этой дороги около 968 километров. Она проходит и по равнинной местности и по Горному Алтаю. А ещё Чуйский тракт входит в десятку самых красивых дорог мира.  Удивительно, что Чуйский тракт — одна из немногих дорог мира, которым посвящён музей. Музей Чуйского тракта находится в Бийске. Очень жаль, что я в нём ещё не была.

Я давно мечтала проехать по Чуйскому тракту и побывать в горах Алтая. Моя мама родилась и выросла между двух перевалов: Семинским и Чике-Таман, в селе Онгудай.  Я очень много слышала рассказов от мамы про эту удивительную дорогу и про красоту Горного Алтая. Первое моё путешествие по Чуйскому тракту состоялось, когда мне было 3 года и я мало, что запомнила.

А вот следующая поездка была летом этого 2020 года. Это путешествие запомнится мне на всю жизнь, потому что оно было не просто интересным, но и очень познавательным.  Столько незабываемых впечатлений оно оставило в моей душе. Я узнала очень много нового, необычного.

Мы поехали в родное мамино село всей семьёй. Первая остановка была на Родине писателя, актёра и режиссёра  Василия Макаровича Шукшина, в селе Сростки, которое находится берегу реки Катунь. Через село проходит Чуйский тракт. Мы побывали в доме-музее матери В.М.Шукшина и на горе Пикет, с которой открывается чудесный вид на реку, село, дорогу и горы. На горе установлен памятник В.М.Шукшину. А, когда мне рассказали, что здесь снимались последние кадры фильма «Печки-лавочки», то захотелось посмотреть этот фильм, что я позже и сделала.

Далее мы остановились около местечка Аржан-cуу, что в переводе означает «святая вода». Это минеральный источник, памятник природы Республики Алтай. Вода в нём издавна считается целебной. Как гласит легенда, источник даёт силу и жизнь всем, кто пьёт эту воду. В кафе «Аржан-Суу» при приготовлении блюд используется вода из источника, а само здание кафе похоже на средневековый замок. Это очень красивое место, а вода в источнике студёная и очень вкусная. Мы попили её и с собой набрали. Вкуснее воды я не пробовала. По древнему обычаю алтайцев мы повязали «ленточки-дьалама» на «шаман-деревьях» в знак уважения к месту, как приветствие и подарок природе, и, как сказала моя мама, чтобы обязательно вернуться сюда вновь.

Следующая достопримечательность – Семинский перевал. Удивительное место: внизу, до подъёма очень тепло, а когда поднимаешься на перевал, становится всё холоднее. Мне сказали, это оттого, что перевал высокий. Его высота 1717 метров. Даже уши закладывало при подъёме. Подъём на перевал продолжается 9 километров, а спуск - 11 километров. На вершине перевала стоит памятник в честь двухсотлетия добровольного вхождения алтайского народа в состав Российской империи. Здесь продаётся очень много народных алтайских сувениров.

И вот мы доехали до места, где собирались остановиться на ночлег. Это село Туекта. Там, в логу, стоят два домика, где мы и остановились, а кругом возвышаются величавые горы.

На следующий день мы посетили удивительный памятник мальчику с сусликом. Он находится в Онгудайском районе. Памятник был сооружен по желанию жителей в дань уважения детям войны и маленькому зверьку-суслику, который в страшные военные и послевоенные годы спасал людей от голода и холода. Мне даже захотелось плакать, когда узнала историю про это памятник. Я собрала небольшой букет полевых цветов и положила к памятнику в дань уважения к людям и маленькому зверьку.

Далее мы побывали в Онгудае, на родине моей мамы, осмотрели село и поехали дальше по Чуйскому тракту.

Моему удивлению не было предела, когда мы доехали до перевала Чике-Таман. От красоты и открывшихся видов захватило дух. Ранее я готовила в школе проект по теме «Есть по Чуйскому тракту перевал Чике-Таман»  и заняла первое место в окружном конкурсе исследовательских работ. Эту тему я выбрала не случайно. Я слышала много интересных историй о строительстве дороги через этот перевал, так как мой дедушка Самохвалов Василий Иванович с 1975 года по 1996 год в должности главного инженера принимал непосредственное участие в строительстве перевала.

Серпантинная дорога, неописуемая красота этого места удивляет и восхищает. На вершине перевала оборудована смотровая площадка и установлен памятник строителям дороги через перевал.

Сама дорога поражает своим качеством и хорошим покрытием. Она очень ровная и гладкая. На ней сделано всё, чтобы она была безопасной. Я очень горжусь, что мой дедушка построил такую дорогу!

Налюбовавшись видами, мы спустились с перевала, проехали ещё немного и остановились на стоянку на берегу реки. Варили уху из хариуса. Уха на костре получилась – пальчики оближешь!

Вернулись поздним вечером в Онгудай, уставшие, но счастливые. Там мы прожили ещё два дня, ходили отдыхать на речку Урсул. Это горная река, очень холодная, поэтому купаться я не рискнула, только загорала.

Возвращаться домой не хотелось, настолько мне всё понравилось. Теперь мне хочется каждый год возвращаться по Чуйскому тракту в Горный Алтай.

«Алтай» переводится «золотые горы». Действительно красота гор, быстрые бурные реки, достопримечательности, удивительная природа и сама дорога оставили настолько замечательные впечатления, что мы обязательно вернёмся туда снова и снова. Горжусь тем, что я родилась на Алтае, этом удивительном крае великолепных гор и бескрайних равнин. Нигде нет такой красоты, как в нашем родном крае!

Окрестности с. Туекта

Памятник мальчику с сусликом.

У памятника мальчику с сусликом

Кезер-Таш (каменные бабы) у Каракольской долины.