|
|||
Журнал БиблиографияЖурнал "Библиография" №1-2013 (январь - февраль) Библиопанорама: коллекционирование Н. В. Степанова, Г. А. Мельничук, О. И. Попова Колокольная тема в книгах и периодике В статье описывается история колокольного дела в России и за рубежом, рассказывается о личностях, внёсших вклад как в производство, так и в изучение колоколов, о коллекционировании колокольчиков, анализируется соответствующая литература и приводится обширный список публикаций по данной теме. N.V. Stepanova, G.A. Melnichuk, O.I. Popova Среди многообразных исследований российской культурной самобытности особняком стоят работы о колоколах, колокольных звонах и обо всём, что с ними связано. В последние годы тема обретает не только культурологический, но и библиографический контекст. Давайте совершим небольшой исторический экскурс. Из жития святого известно, что, возвращаясь как-то домой, святой Павлин прилёг отдохнуть на поле, поросшем колокольчиками. Во сне он увидел, как с небес нисходят светлые ангелы, раскачивают колокольчики, и те издают нежные серебряные звуки, сладкие, как ангельское пение. Возвратившись домой, он приказал мастеру отлить большую бронзовую копию полевого цветка. Когда колокол был отлит, епископ ударил по нему, и тотчас вокруг полился полнозвучный и приятный, как глас Божий, звон. Предание гласит, что это событие произошло около 400 г. в Европе. В то же время археологами были найдены бронзовые бубенцы и колокольчики при раскопках древних городов Китая, Кавказа, Ближнего и Среднего Востока. А дошедший до нас литой колокольчик имеет дохристианское происхождение, он найден на территории Китая, где уже в XXIII–XVII вв. до н. э. была хорошо развита технология бронзового литья. На Руси для передачи сигнально-звуковой информации использовались била и клепало, а с принятием христианства в 988 г. стали появляться колокола, призывающие на богослужение. В новгородской летописи первое упоминание о колоколе относится к 1066 г. В Московском государстве существовал интересный обычай, по которому при присоединении новых территорий оттуда увозился местный вечевой колокол, собиравший людей на народные собрания. С расширением границ Русского государства в конце XV – начале XVIII в. и его укреплением увеличивался и вес колоколов, отлитых отечественными мастерами: «Медведь» (1501 г.) – 405 или, по другим источникам, 450 пудов, «Лебедь» (1550 г.) – 2200 пудов, Большой Успенский колокол (1654 г.) – 8000 пудов, «Царь-колокол» (1735 г.) – свыше 12 000 пудов. К колоколам на Руси относились как к живым существам и часто нарекали именами: «Глухой» (1621 г.), «Реут» (1622 г.), «Баран» (1654 г.), «Корноухий» (1683), «Сысой» (1689 г.), «Медведь» (1775 г.), «Переспор» (1780 г.). Расцвет колокольного дела на Руси, по мнению историков, приходится на XVII в. Различные источники донесли до нас имена мастеров, среди них Андрей Чохов (ок. 1550–1629) со своими соратниками и учениками: Кондратием Михайловым, Григорием Наумовым, Алексеем Екимовым, Игнатом Максимовым, Кириллом Самойловым, а также Данила Матвеев с сыном Емельяном. Навечно запечатлены имена мастеров на Царь-колоколе: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Маторин с сыном своим Михайло Маториным». Тысячи колоколов в городах и сёлах Российской империи созывали православных на богослужение. С развитием флота на кораблях стали устанавливать судовые колокола, по примеру английского опыта, с помощью которых отбивали склянки (т. е. время), сообщающие о флотском распорядке дня, появлении неприятеля и др. На таких колоколах обычно делается надпись с названием судна, а при смене названия по морской традиции не принято менять колокол. Отечественное почтовое дело и курьерские перевозки на бескрайних просторах Российской империи тоже не обошлись без колокольчиков, ставших со второй половины XVIII в. непременной принадлежностью русской тройки лошадей и получивших название «поддужные», или «дужные». Их звон на быстро мчавшихся тройках был слышен издалека, что, во-первых, требовало от пешеходов и остальных экипажей освобождать дорогу; а во-вторых, на почтовой станции в срочном порядке готовить замену уставшим лошадям. Поддужные колокольчики стали использовать и при частном извозе (прообраз «мигалок». – Авт.). Это мешало работе почтового ведомства, и 18 декабря 1836 г. вышел циркуляр Сената «О мерах к отвращению беспорядочнаго следования обозов по дорогам», в котором предписывалось «воспретить употребление колокольчиков всем тем, которые едут на собственных или вольнонаёмных лошадях, предоставив оные одной почтовой гоньбе и чиновникам земской». Колокольчики заменили на бубенцы, т. е. шарообразные колокольцы с дробиной внутри, про которые в сенатском документе ничего не сообщалось. Популярные валдайские колокольчики получили известность вследствие активного развития почтового и курьерского сообщения между двумя столицами – Москвой и Санкт-Петербургом. В других регионах России, находящихся на важнейших трактах, активно изготавливались и использовались поддужные колокольчики: касимовские на Рязанщине, слободские в Вятском крае, пурехские в Нижегородской губернии… На седьмом Всероссийском конкурсе региональной и краеведческой литературы «Малая родина» в 2011 г. книга краеведа А.Н. Рябова «Пурехские колокольчики» (Н. Новгород: Изд-во Нижегород. ин-та экон. развития, 2010) стала дипломантом в номинации «Увлекательное краеведение». Девятнадцатый век можно назвать периодом расцвета поддужных колокольчиков в России. Мастера на таких колокольчиках делали различные надписи, например: «Звону много – веселей дорога», «Купи – не скупись, езди – веселись», «Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей», «Звени, утешай – ехать поспешай», «Нет барыша, зато слава хороша», «Кто колокол купит, тот счастлив будет», «С далеча весточку собою подавай», «Подай голосок тому предмету, которого милее нету». Самый ранний колокольчик с надписью, выявленный в коллекциях собирателей и исследователей поддужных колокольчиков, датирован 1804 г., но, по всей вероятности, мастера делали на них надписи и ранее. Неспроста же А.С. Пушкин, много путешествовавший по России, оставил в 1825 г. в поэме «Граф Нулин» следующее четверостишье: С активным развитием железнодорожного, а позже и автомобильного сообщения потребность в поддужных колокольчиках как неотъемлемых предметах русской тройки и русского быта сама собой отпала. Это произошло в начале ХХ в. Поддужные колокольчики сначала рассматривались как металлолом ценного цветного металла, а через полвека приоритеты в отношении сохранившихся колокольчиков поменялись, и они стали предметами коллекционирования и изучения. Широкое распространение в повседневной практике нашли вызывные колокольчики специального назначения: кабинетные, спальные, столовые, конторские, коридорные и др. В Московском Кремле в 1836 г., спустя 101 год и 7 месяцев после отливки, был поднят и установлен на постамент Царь-колокол. Работами по извлечению из литейной ямы самого большого колокола в мире руководил инженер и архитектор, строитель Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге Огюст Монферран (1786–1858). В последней трети XIX в. началась складываться наука о колоколах. Помимо разнообразных сведений в местных – губернских – изданиях стали появляться исторические работы на «колокольные» темы в книгах и столичной периодике: о колокольне Ивана Великого и Царь-колоколе в Кремле, ссыльном Угличском колоколе, полтавском Кизикермене (изготовленном из трофейных пушек в 1695 г., взятых русскими из Кизикерменской крепости), новгородских и псковских колоколах. Менее ожидаемой по объёму оказалась библиография по санкт-петербургским колоколам, в то время как по колоколам и звонам Ростова Великого и Ярославской губернии выявлено значительное количество публикаций. В 1882 г. на XV Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве была представлена продукция колокольных заводов: из Ярославля – Оловянишникова, из Харьковской губернии – Рыжова и двух московских – Финляндского и Самгина. Их колокола пользовались большой популярностью в России. Протоиерей из Ростова Великого А. А. Израилев (1817–1901) оставил заметный след в истории колокольного дела. Будучи самоучкой и занимаясь вопросами акустики в течение 40 лет, он изобрёл акустический прибор для точного определения числа колебаний звучащего тела, благодаря чему появилась возможность настраивать колокола в любой тон. В 2001 г. о нём вышла капитальная работа [96]. В дореволюционный период изучением церковной музыки занимались С. В. Смоленский (1848–1909), А. Д. Кастальский (1856–1926), С. Г. Рыбаков (1867–1921), А. М. Покровский (1869–1941) и другие исследователи, однако после 1917 г. эти работы на десятилетия были приостановлены. К сведению, словосочетание «малиновый звон» (приятный и мягкий по тембру) происходит от названия фламандского (бельгийского) города Мехелен, который по-французски называется Malines (Мали́н) и в XVII в. стал центром колокольного литья и колокольной музыки. В Мехелене основной достопримечательностью считается собор Святого Румбольда, известный своим карильоном, т. е. специальным музыкальным инструментом, с помощью часового механизма заставляющим колокола исполнять определённую мелодию. Первый российский карильон из 35 колоколов был приобретён Петром I в 1720 г. именно из Мехелена и установлен на колокольне Петропавловского собора, однако в 1756 г. он был утрачен при пожаре. Для любого исследователя по вопросами кампанологии настольной книгой остаётся издание 1912 г. – предпринимателя, исследователя колоколов, благотворителя Николая Ивановича Оловянишникова (1875–1918) «История колоколов и колокололитейное искусство» [35]. О её актуальности свидетельствует тот факт, что работа выдержала пять изданий и дважды была уже переиздана в XXI в. в серии «Возвращённое наследие: памятники исторической мысли» [106]. В патенте Российской Федерации № 2097165 «Способ изготовления колоколов» за прототип, т. е. ближайший аналог изобретения, авторы взяли способ из этой книги, используемый в колокольном производстве более века назад. Можно сказать, редчайший случай в патентной практике. Политика государства, проводимая после 1917 г., старалась стереть из сознания людей всё, что было связано с царским прошлым. Однако, кроме политических мотивов, значительное место отводилось экономическим аспектам, когда молодой советской республике требовались значительные финансовые средства. Изымаемое церковное имущество за бесценок продавалось за рубеж. Промышленности требовался металл, и в 1927 г. широкую известность приобрёл лозунг «Колокола – в фонд индустриализации страны». В 1928 г. и вторым тиражом в 1929 г. в издательстве «Атеист» вышла работа бывшего профессора церковного права Московского университета П. В. Гидулянова (1874–1937) «Церковные колокола на службе магии и царизма» [44, 45]. Исследователи постоянно ссылаются на неё, причём называют автора то «идеологом атеизма», то «неким “красным” профессором», отмечают, что он подсчитал общий вес колоколов в стране (по состоянию на 1920 г.), равный 2 млн. пудов, и призывал в своей брошюре пустить колокола на переплавку. Между тем, религиозный деятель исходя из реалий времени и не видя иного выхода для спасения колоколов, бросил клич: «Наиболее целесообразным выходом для ликвидации у нас уникальных колоколов является вывоз их за границу и продажа их там наравне с другими предметами роскоши, искусства и т. д.». К мнению авторитетного учёного прислушались, и уже летом 1930 г. колокола Данилова монастыря были проданы в США и тем самым спасены от гибели. В 2007 г. они вернулись из Гарвардского университета на родину. Послереволюционная жизнь П. В. Гидулянова свидетельствует, что он остался верен науке, к его трудам обращаются современные исследователи, а колокола Данилова монастыря своим звоном напоминают, что в их спасении не последняя роль принадлежит репрессированному учёному. Такого же мнения придерживается и А.Ф. Бондаренко, первая в нашей стране защитившая докторскую диссертацию по истории колокольного дела в России. Даниловские колокола, проданные в США, сопровождал в Гарвардский университет и настраивал за океаном известный московский звонарь Константин Константинович Сараджев (1900–1942), забытый временем, но «воскрешённый» А. И. Цветаевой (1894–1993) в работе «Сказ о московском звонаре» (Москва. 1977. № 7. С. 129–171). Из неё мы узнаём, что К.К. Сараджев – внук известного врача Н. Ф. Филатова (1847–1902), имя которого носит сегодня детская больница в Москве. С детства он увлекался колокольным звоном, считал этот звук абсолютно чистым в музыкальном отношении. Колокол, по его мнению, это «звуковое дерево» в виде корня, ствола и кроны. К. К. Сараджиев обладал поистине уникальным слухом. С 14 лет став звонарём, он звонил на 35 колокольнях, но чаще всего – в звоннице церкви Святого Марона Пустынника (ул. Б. Якиманка в Москве), колокола которой определял лучшими в Москве; каждый раз тщательно готовился и настраивался на занятие любимым делом. Мог легко отличить звук 4000 столичных колоколов. Его заветной мечтой было создание светской звонницы – Московской художественно-музыкально-показательной концертной колокольни. Несколько лет работал над книгой «Музыка – колокол», но рукопись не сохранилась. В 1920-е гг. записал подробные звуковые спектры 317 благовестников Москвы и её окрестностей (всего 295 колоколен и звонниц) . В 1930 г. колокольные звоны в Москве «по просьбе трудящихся» были запрещены. К. К. Сараджев, настроив колокола в США, вернулся на родину, погиб в 1942 г. К 100-летию К. К. Сараджева в 2000 г. в Москве, на территории Андроникова монастыря, была открыта концертная звонница, о создании которой он мечтал всю жизнь. Начиная с 1930-х гг. из сознания советских людей выхолащивалась память о духовном прошлом России. Колокола и колокольные звоны тоже оказались под запретом. Статья «Колокол» была исключена из первого издания Большой советской энциклопедии (1938), но возвращена во второе издание БСЭ (1953). В период «оттепели» в 1958 г. увидела свет брошюра Г. А. Богуславского «Царь-колокол» [47]. Двумя знаменательными колокольными событиями был отмечен 1963 г. Весной осуществлена запись колокольных звонов Успенского собора Ростова Великого. В этом немалая заслуга местной учительницы М. Н. Тюниной (1911–1987) и В. А. Десятникова. В июне для фильма С. Ф. Бондарчука «Война и мир» была произведена запись подлинных исторических звонов, которую впоследствии использовали во многих фильмах. Этим событиям профессор Е. В. Гиппиус (1903–1985) посвятил статью «Ростовские колокольные звоны» (Музык. жизнь. 1966. № 9). В 1974 г. издана книга канд. физ.-мат. наук, сотрудника журнала «Наука и жизнь» Ю. В. Пухначёва (1941–2005) «Загадки звучащего металла» [50], вызвавшая живой интерес к колокольной проблеме. С 1975 г. в Архангельском музее деревянного зодчества «Малые Корелы» в дни фольклорных праздников стали проводиться концерты колокольной музыки, первыми звонарями выступили И. В. Данилов (1952–1998) и В. В. Лоханский (1945–2004). В 1980 г. в Валдайском краеведческом музее открылась экспозиция «Валдайский колокольчик». По всей вероятности, в конце 1960-х – начале 1970-х гг. появляется увлечение коллекционированием колокольчиков; естественно, это были поддужные колокольчики. Одни из первых известных коллекционеров и исследователей – проф. Военно-воздушной академии, д-р техн. наук А. К. Ганулич (1927–2007), директор ростовского музея В. А. Ким (1938–2000), продавший в 1980 г. свою нумизматическую коллекцию и увлекшийся собиранием колокольчиков; московский рабочий-кровельщик И. А. Духин (1941–2007) и др. Деятелей искусства и культуры также не обошло стороной это увлечение. Колокольчики собирали писатели В. Ю. Драгунский (1913–1972), В. А. Солоухин (1924–1997), Б. Ш. Окуджава (1927–1997), основатель театра кукол С.В. Образцов (1901–1992); из ныне здравствующих коллекционируют колокольчики писательница А. Маринина, актёр Ю. А. Кузнецов, рок-музыкант А. В. Макаревич и др. Накапливавшийся материал необходимо было как-то обобщить, а исследователям – обменяться новыми задумками. Поэтому при активном участии Ю. В. Пухначёва Научный совет АН СССР по истории мировой культуры 25–26 октября 1982 г. в Центральном доме учёных организовал Первую Всероссийскую колокольную конференцию, прошедшую под руководством чл.-кор. АН СССР Б. В. Раушенбаха (1915–2001). Логичным итогом её работы стал выпуск в 1985 г. сборника «Колокола. История и современность». Интерес к русским колоколам проявился за рубежом. В 1985 г. в Принстонским университетом (США) Эдвардом Вильямсом издана книга «Колокола в России : история и производство» [171], которую отечественные исследователи колоколов очень высоко оценили. Известный российский звонарь И. В. Коновалов как-то подметил, что «колокол – это неизменный церковный предмет, хотя и не богослужебный, но освященный, участник богослужения, призывающий к службе». Во время проведения II фестиваля колокольной музыки в Ростове Великом 19 апреля 1989 г. была создана Ассоциация колокольного искусства (http://users.podolsk.ru/akir/) при Советском фонде культуры. Первым руководителем был избран Ю. В. Пухначёв, а заместителем – А. С. Ярешко. В апреле 1989 г. под эгидой издательского отдела Московской Патриархии по благословению Святейшего Патриарха Пимена было создано Общество церковных звонарей (http://zvon.ru/). Знаковым событием стало 26 апреля 1992 г., когда, после 74 лет молчания, на Пасху, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Кремле зазвучали колокола Ивана Великого. Эту миссию осуществил звонарь Свято-Данилова монастыря И. В. Коновалов. Возрождаемым с 1990-х гг. в России и за рубежом православным храмам необходимы были колокола. Но технология производства была утрачена. На нескольких участках литейных цехов началась работа по возрождению старых секретов литья колоколов. Воссоздание колокольного дела в стране стимулировало научные и исследовательские работы в различных областях кампанологии. За 20 лет подготовлено и успешно защищено по колокольным вопросам 22 диссертации (из них 6 докторских). Активизировалась и популяризаторская деятельность. Регулярно стали проводиться фестивали колокольной музыки. Колокольные экспозиции открылись в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» («Ямские колокольчики и бубенцы из собрания В. А. Кима»), Мемориальном музее Булата Окуджавы (Переделкино), Эрмитаже (настольные колокольчики XIX в.), Музее ямского быта (Ижевск), Нижнетагильском музее-заповеднике (коллекция поддужных колокольчиков О. Н. Лузянинова), Церковном колокольном музее (Москва). В Валдайском музее колоколов в 2001–2006 гг. выпускался информационный бюллетень «Мир колоколов», с 2004 г. он доступен и в электронном виде. В дореволюционной России колокола изображались на гербах городов, в которых находились монастыри. В настоящее время геральдика развивается семимильными шагами. Свои гербы имеют малые и большие города, районы, сёла, организации и отдельные персоны. Соответственно колокола и колокольчики стали чаще появляться в виде «гербовых фигур». Звенигород и Макарьев сохранили колокола на своих гербах, из герба Долматова он исчез, но колокол появился на гербах подмосковных городов Реутов и Пушкино. Поддужные колокольчики отражены на гербах поселений, через которые проходили ямские трассы, – в Тамбовской, Тверской и других областях. Морской колокол нашёл отражение в символике сахалинского города Корсаково, а прообразом его на гербе стал колокол-памятник первым русским гидрографам Тихого океана. На гербе города воинской славы Полярный Мурманской области также представлен колокол, символизирующий «храм Николая Мирликийского – святого покровителя моряков, колокольный звон которого возвестил 23 июня 1899 г. об открытии на Кольском заливе города и порта Александровска (ныне город Полярный), названного в честь императора Александра III». В декабре 2009 г. колокол стал частью официального герба Центральной избирательной комиссии России. О его присутствии на гербе сказано, что «вечевой колокол символизирует верховную власть народа и всеобщность выборов в России, а его серебряный цвет обозначает обязанность ЦИК России обеспечивать чистоту и прозрачность выборов. Тип короны, венчающей колокол, указывает на всероссийский масштаб деятельности комиссии». Сегодня в России появилось новое хобби – коллекционирование сувенирных колокольчиков. В Англии, Германии и Франции такое собирательство существует не одно десятилетие, а в США ещё в 1940 г. была создана Американская колокольная ассоциация (American Bell Association International Inc: http://www.americanbell.org), объединяющая в своих рядах 1500 членов из разных стран мира и раз в два месяца выпускающая журнал «The Bell Tower». В России, к сожалению, нет ни одной книги о коллекционировании сувенирных колокольчиков. Идея была одобрена и поддержана Фондом народных художественных промыслов Российской Федерации, который выступил одним из организаторов выставки. Председатель Союза краеведов России, канд. ист. наук, доц. Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета В.Ф.Козлов отметил в буклете, что «сегодня колокола расширили свои полномочия: помимо “рабочих” появились и “сувенирные”, символизирующие в большинстве случаев особенности, своеобразие и традиции местности, в которой они изготовлены. Современные колокола и колокольчики своим многообразием и оригинальными видами дают возможность коллекционерам не только их собирать, но и ещё углублённо изучать то место (страну, край, город), в котором умелые руки мастера сотворили очередное “чудо” и оставили о нём символическую память» (С. 3). В залах фонда было представлено более тысячи экспонатов. Один зал – исторический, второй – сувенирные колокольчики. В историческом зале экспонировались скифские колокольчики, датированные IX в. до н. э.; бронзовые вызывные скульптурные колокольчики голландских, русских, французских мастеров XVII–XIX вв. в виде дам различных сословий. Помимо большой гаммы ямщицких, свадебных, коридорных колокольчиков, бубенцов, ботал, ропотни и гремков (прообразы колокольцев – побрякушки на шее скота для наслышки на выпасе, а в старину ещё и для оберега) выставлялись и редкие экземпляры. Например, колокол, отлитый на заводе Оловянишникова в Ярославле к 300-летию дома Романовых. Их было изготовлено 50 штук, сегодня в России осталось всего два. В “сувенирном” зале были представлены частные коллекции, колокольчики предприятий, знаменитая ярославская майолика, хрустальные колокольчики Дядьковского хрустального завода; изделия филимоновских, хлудневских, липецких мастеров, которые возвращают нас к истокам народных колокольных промыслов, знакомят с сюжетами быта и традиций этих мест. Также была представлена авторская керамика мастеров со всей России. Колокольная выставка вызвала большой интерес и активизировала работу по популяризации в России колоколов и колокольчиков. За выставкой «Путешествие колокольчика» последовали и другие колокольные смотрины в 2011 г. – «Колокольная симфония» в выставочном зале «Галерея на Песчаной» (Москва), «Звонкая Россия» в «Музее истории Бронниц» (г. Бронницы, Моск. обл.), на которой было представлено 350 колокольчиков с символикой российских городов, «Колокольный Зоосад» в столичном зоопарке, где экспонировалось более 600 орининальных колокольчиков с флорой и фауной 50 стран мира . Анастасия Салкуцан (Санкт-Петербург) в Музее кошки в г. Всеволожске Ленинградской области организовала Котовыставку колокольчиков из Испании, Италии, Китая, Литвы, Латвии, Эстонии. Обладатель крупнейшей коллекции колокольчиков в России , заместитель главного редактора еженедельника «Экономика и жизнь», проф. А. А. Глушецкий собрал около 4000 колокольчиков и организовал передвижную выставку, которая уже побывала в Историко-архитектурном музее-заповеднике «Рязанский кремль» (15 октября – 1 декабря 2010 г.), в Нижегородской области – «Литые стозвоны» в Балахнинском историко-художественном комплексе (18 августа – 20 октября 2011 г.), в Городецком историко-художественном музейном комплексе – «Звонкое диво» (25 ноября 2011 г. – январь 2012 г.). Весной 2011 г. в Новороссийском историческом музее-заповеднике прошла выставка «Колокольный звон Новороссийска», посвящённая 95-летию основания музея. Колокольные выставки стали постоянными в разных городах страны. Колокола и колокольчики – интереснейшая область научного и культурного изучения, ждущая новых исследователей и новых открытий.
|
|||
|