Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Отличительные черты поэзии для детей 20-30-х годов XX века



 

ОБ-РНО -41. К следующему практическому занятию.

Тема: Отличительные черты поэзии для детей 20-30-х годов XX века

План

1. Зачем ребенку поэзия? Восприятие детьми лирических стихотворений.

2. Развитие поэзии для детей в 1920-1930-е годы: темы, проблемы, лирический герой.

- тема революции, классовой борьбы, героизма (В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий, «Гуляем»; Н. Асеев «Беспризорный», «Конная Буденного», «Первомайские сигналы»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» и др.)

- пионерская тема (Н. Асеев «Красношейка», А. Жаров «Взвейтесь кострами, синие ночи»; Э. Багрицкий «Смерть пионерки»; М. Светлов «Горнист», «Пионеру»; А. Барто «Пионеры»; Е. Шварц «Лагерь»; С. Маршак «Отряд» и др.)

- тема труда, рабочих профессий (В. Маяковский «Конь-огонь», «История Власа-лентяя и лоботряса», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Кем быть», «Эта книжечка моя про моря и про маяк» и др. С. Маршак «Почта», «Как рубанок сделал рубанок», «Война с Днепром» и др.; Е. Полонская «Часы», Е. Шварц «Рынок», «Сапоги», К. Чуковский «Сапожник», «Точильщик», «Трубочист»; В. Инбер «Портной». «Маляры»; А. Барто «Трамвай», «Пожарные» и др.)

- школьная тема (А. Барто «В школу», «Любочка», «Девочка с букетом», «Королева», стихотворения В. Берестова «Урок листопада», стихотворения С. Михалкова  «Прививка», «Чистописание», «У меня опять тридцать шесть и пять» и др.; С. Маршак «»Кот и лодыри», «Первый день календаря», «Рано вставать-рано в кровать», «Друзья-товарищи», «Книжка про книжки», «Мастер-ломастер», «Ежели вы вежливы» и др.)

- игра словом, роль юмора в поэзии для детей (Д. Хармс «Иван Топорыжкин», «Сорок четыре веселых чижа» и др.; К. Чуковский Стихи и сказки, С. Маршак «Усатый-полосатый», загадки, «Веселые чижи», «Вот какой рассеянный», С. Михалков «Дядя Степа», А. Барто «Игрушки», «Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая» и др.)

- тема природы (С. Маршак «Детки в клетке», «Про всё на свете», «Пудель», «Праздник леса», Я. Аким «Где ты бродишь, осень?» и др.)

Задание:

1. Кратко в комментариях ответить на вопрос: Зачем нужна ребенку поэзия?

2. К практическому занятию подготовить «слово о поэте» и выразительное чтение стихотворения по выбору из любой темы, вписав его в контекст эпохи, других тем и проблем. Каким предстает лирический герой в стихотворении?

Литература

1. Павлова Н. Лирика детства: Некоторые проблемы поэзии. – м.: Детская литература, 1987.

2. Марченко А. Из дома-в мир // Детская литература. – 1969. – № 1.

3. Соложенкина С. Уже гражданин, хоть и маленький // Детская литература. 1982. – № 11.Борщевская М. «Брюзгливые заметки» (о современной детской литературе) // Детская литература – 1992. – № 1.

4. Жизнь и творчество Агнии Барто: Сборник. – М., 1989.

5. Рогачев В.А. Проблемы становления и развития русской советской детской поэзии 20-х годов. – Свердловск, 1990.

6. Сивоконь С.И. Чуковский и дети. – М., 1983.

7. Эбин Ф.Е. Маяковский – детям: Очерки. – М., 1989.

8. Я думал, чувствовал, я жил: Воспоминания о С.Я. Маршаке. – М, 1988.

9. Языкова Е.В. О творчестве Сергея Михалкова. – М., 1987.  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.