Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТЕМА 3. ЦИФРОВАЯ ТАМОЖНЯ: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ



ТЕМА 3. ЦИФРОВАЯ ТАМОЖНЯ: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ

1. Цифровая экономика

2. Понятие электронной и цифровой таможни

3. «Большие данные» как элемент цифровой таможни

 

1. Цифровая экономика

2016 год был объявлен Всемирной таможенной организацией (далее – ВтамО) годом «Цифровой таможни» (Digital Customs). Годом, в котором таможенные органы должны активно демонстрировать использование информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в целях сбора и обеспечения гарантии уплаты таможенных пошлин, осуществления контроля перемещения товаров, людей, транспортных и денежных средств, а также в целях обеспечения безопасности трансграничной торговли. Под лозунгом «Цифровая Таможня: прогрессивное взаимодействие» ВТамО объявило о стремлении к дальнейшему развитию цифровых решений и услуг и к дальнейшему внедрению технологий (использование больших баз данных, телематики и облачных технологий и т.д.), в целях модернизации методов работы таможни.

Появление парадигмы «Цифровая таможня» предопределено функционированием цифровой экономики, которая представляет собой объективно существующее, быстроразвивающееся международное экономическое явление.

Цифровая экономика –это экономика, которая функционирует главным образом с помощью цифровых технологий, в частности электронных транзакций, совершаемых через Интернет. Оцифровка «всего» создает новые интеллектуальные цифровые сети, которые фундаментально меняют традиционную торговлю. Появление трансграничной электронной торговли… увеличивает товарооборот между странами, что положительно влияет на их экономическое развитие. По оценкам экспертов, цифровая экономика вносит вклад в ВВП ведущих стран G-20 до 8%, стимулируя рост и создавая рабочие места.

Вопросы цифровой экономики становятся все более актуальными в повестке развития и Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), и Российской Федерации.

В ЕАЭС сегодня происходит формирование «Цифровой повестки», в соответствии с которой целями формирования «Цифрового пространства» являются: создание условий для устойчивого развития экономик государств-членов ЕАЭС при переходе на новые технологический и экономический уклады, обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в Цифровом пространстве, формирование единого цифрового рынка ЕАЭС, рост включенности граждан и хозяйствующих субъектов в цифровую экономику.

Необходимо отметить, что в Евразийской экономической комиссии в рамках Рабочей группы по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности функционирует тематический блок «Электронная таможня». На очередном заседании тематического блока «Электронная таможня», которое состоялось 27 марта 2017 года, был рассмотрен вопрос «О концептуальных подходах и причинах перехода к цифровой таможне». По итогам обсуждения указанного вопроса были приняты следующие решения:

- принять к сведению информацию о подходах к определению термина «цифровая таможня», а также о тенденциях использования современных технологий в таможенной сфере;

- продолжить работу по изучению квалифицирующих характеристик «безбумажная таможня», «электронная таможня», «цифровая таможня».

Дополнительно в проект Плана первого полугодия работы тематического блока «Электронная таможня» было предложено включить мероприятие по подготовке проекта стратегии (концепции) развития «электронной/цифровой таможни».

Президент Российской Федерации в своем послании 1 декабря 2016 года Федеральному Собранию предложил: «… запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики». 9 мая 2017 года была утверждена Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы. В ней дается определение цифровой экономики как деятельности, «в которой ключевыми факторами производства являются данные, представленные в цифровом виде, а их обработка и использование в больших объемах, в том числе непосредственно в момент их образования, позволяет по сравнению с традиционными формами хозяйствования существенно повысить эффективность, качество и производительность в различных видах производства, технологий, оборудования при хранении, продаже, доставке и потреблении товаров и услуг». Стратегия описывает процесс цифровой трансформации даже не в направлении новых экономических отношений (цифровая экономика), а до времени создания цифрового (информационного) общества.

«Цифровая таможня» является логическим продолжением, развитием «безбумажной таможни» и «электронной таможни». В науке и практике дискуссионный характер носит понимание содержание понятий «безбумажный», «электронный», «цифровой». Проведенный анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день в международных актах не закреплен унифицированный подход к формулировке содержания указанных понятий. Рассмотрим подробнее их соотношение в контексте новой парадигмы «цифровая таможня» Всемирной таможенной организации, сформулируем ее общую характеристику, раскроем суть через понятия «безбумажная торговля», «электронная таможня», «цифровая экономика».

Термин «безбумажная таможня» появился в 2008 году в докладе Кунио Микуриа «Международная безбумажная среда – согласованность в сложном спектре инициатив». В нем упоминалась связь Декларации «Таможня в XXI веке» со стратегией развития электронной таможни. Обращает на себя внимание, что слово «paperless» применяется ВТамО в основном вместе со словом «environment» (среда). Таким образом, имеется в виду не переход от таможенной очистки с использованием бумажных документов, а создание электронной среды, которая станет в будущем основой для «единого окна».

Одним из важнейших элементов информационного (цифрового) общества, о котором речь велась ранее, является электронное правительство. Перемещение экономической активности в цифровое пространство предопределяет необходимость перехода контролирующих органов также в цифровую плоскость деятельности. Международным сообществом накоплен положительный опыт функционирования электронной таможни как органа электронного правительства.

Обратимся к зарубежному опыту в исследуемой сфере. В качестве одного из первых шагов в формировании комплекса электронной таможни в ЕС в 1997 г. была система электронного обмена таможенными декларациями «Новая компьютеризированная транзитная система». Она подразумевала внедрение так называемой Транзитной сетевой адресной книги, которая постоянно обновляется и используется в ЕС до сих пор. На сегодняшний день Общеевропейская операционная сеть включает в себя более 30 национальных координаторов и несколько сотен региональных и местных сотрудников связи по вопросам транзита.

В июле 2003 года Европейская Комиссия опубликовала сообщение Совету, Европейскому Парламенту, Европейскому экономическому и социальному комитету и Комитету регионов о каботажном судоходстве (без выхода из границ) о безбумажной среде для таможни и торговли, которая обеспечила бы электронное взаимодействие между контролирующими органами и торговым сообществом. Согласно сообщению, некоторые проблемы повышения эффективности таможни носили исключительно практический характер и могли быть упрощены или осуществлены путем подачи в электронном виде таможенных и других данных (механизм «электронная таможня»).

С целью ускорения перевода таможенных операций и процедур в электронную среду во ВТамО разработаны Методические рекомендации по расширению использования информационных технологий должностными лицами таможни и ведутся работы по созданию IT-инструментов, обеспечивающих дальнейшую поддержку электронной деятельности таможенных органов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.