|
|||
Виды рассуждения ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Виды рассуждения Рассуждения бывают трех видов: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление. 1. Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главная задача текста заключается в раскрытии содержания тезиса. Пример: Погода – это совокупность атмосферных явлений и метеорологических факторов, которые наблюдаются в том или месте земного шара. Ее можно описывать температурой воздуха, влажностью, давлением, направлением ветра, атмосферными осадками и многими другими показателями. В отличие от понятия «климат», определяющего среднее состояние атмосферы за большой промежуток времени, погода показывается в определенный период, составляющий обычно не более месяца. 2. Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиция (подведение к вопросу) → вопрос → ответ на вопрос (тезис) → доказательство тезиса → выводы. После тезиса используются, как правило, слова и выражения типа: оказалось…, дело в том…, что…, вот почему… вот, например…, об этом свидетельствуют такие факты, как…, как выяснилось… Доказательство истинности тезиса и становится основной частью текста-рассуждения. Пример: Сложное синтаксическое целое – это речевая единица, отрезок речи, состоящий из нескольких предложений, объединенных по смыслу. Такой ряд предложений имеет и другое название - «сверхфразовое единство». Почему сверхфразовое? Потому что это единство выходит за пределы одного предложения. Чаще всего оно совпадает с абзацем. Абзац характеризуются единством темы. Переход к новой теме должен быть обозначен в письменной речи новым абзацем. Но бывает и не так… 3. Рассуждение-размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать отражение в тексте, а могут не получать. «Мать – земля, почему не падают горы, почему не разливаются озера, когда погибают такие люди, как Суванкул и Касым? Оба они – отец и сын – были великими хлеборобами. Мир извечно держится на таких людях, они его кормят, поят, а в войну они его защищают, они первые становятся воинами. Если бы не война, сколько бы еще дел сделали Суванкул и Касым, сколько бы людей одарили они плодами своего труда, сколько еще полей засеяли бы, сколько еще зерна намолотили бы. И сами сторицей вознагражденные трудами других, сколько еще радостей жизни увидели бы! Скажи мне мать – земля, скажи правду: могут ли люди жить без войны?» (Ч.Айтматов). В тексте-рассуждении обычно выделяют три части: 1. тезис (высказывается основная мысль, экспозиция); 2. аргументация (эта мысль доказывается или, наоборот, опровергается); 3. вывод. Тезис должен быть доказуемым и чётко сформулированным. Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства тезиса. Вывод должен соответствовать тезису. Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить и т.д. Пример: Важнейшая задача городской политики - решение проблем обслуживания жилищного фонд . На эти цели тратится около трети городского бюджета, горожане все больше платят за жилье... и при этом все понимают: деньги тратятся неэффективно. Дело в том, что жилищная сфера чудовищно монополизирована: РЭУ сами себе заказывают работу, сами же получают за нее деньги. Городу остро необходима реформа жилищной сферы, суть которой - не в тривиальном повышении цен, а в демонополизации, в создании механизмов контроля за теми, кто обслуживает жилье. Анализ текста с точки зрения типа речи рассуждения выглядит так: 1. тезис: Важнейшая задача городской политики - решение проблем обслуживания жилищного фонда. 2. Аргументы: а) На эти цели тратится около трети городского бюджета; б) , горожане все больше платят за жилье; в) жилищная сфера чудовищно монополизирована: РЭУ сами себе заказывают работу, сами же получают за нее деньги. 3. Вывод: Городу остро необходима реформа жилищной сферы, суть которой - не в тривиальном повышении цен, а в демонополизации, в создании механизмов контроля за теми, кто обслуживает жилье. Обязательными частями рассуждения являются тезис и его доказательства. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо присутствовать в тексте, либо отсутствовать.
Если же в тексте совмещены несколько типов речи, тогда говорим о сочетании типов речи, выделяя доминирующий тип и дополнительный. Встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение. При таких сочетаниях говорят описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п. Например: « И он и Базаров заснули скоро, но другие лица в доме долго еще не спали. Возвращение сына взволновало Николая Петровича. Он лег в постель, но не загасил свечки и, подперши рукою голову, думал долгие думы. Брат его сидел далеко за полночь в своем кабинете, на широком гамбсовом кресле, перед камином, в котором слабо тлел каменный уголь. Павел Петрович не разделся, только китайские красные туфли без задков сменили на его ногах лаковые полусапожки. Он держал в руках последний нумер Galignani, но он не читал; он глядел пристально в камин, где, то замирая, то вспыхивая, вздрагивало голубоватое пламя... Бог знает, где бродили его мысли, но не в одном только прошедшем бродили они: выражение его лица было сосредоточенно и угрюмо, чего не бывает, когда человек занят одними воспоминаниями. А в маленькой задней комнатке, на большом сундуке, сидела, в голубой душегрейке и с наброшенным белым платком на темных волосах, молодая женщина, Фенечка, и то прислушивалась, то дремала, то посматривала на растворенную дверь, из-за которой виднелась детская кроватка и слышалось ровное дыхание спящего ребенка.» (И.С.Туогенев «Отцы и дети») Как видно из этого текста доминирующим типом речи является повествование, а дополнительным описание, т.е. повествование с элементами описания. №1 ЗИМНИЙ ЭТЮД По балкам, лиманам, распадкам Стремительный стрепет рассвета Увижу в рассветном оконце: * * * Замела метелица ложбинки, Определите стиль и тип текста Найдите строки, в которых описывается состояние окружающей среды, природы. Запишите словосочетания, которые передают это состояние. Какие синтаксические конструкции использует автор? Какие образные средства языка встретились в тексте? Назовите их и запишите примеры.
VII. Д.З. Вопрос по теме урока (устно): - чем отличается описание научное, деловое от художественного? Подберите образцы текстов. Найдите особенности описания в этих текстах.(тексты по 7-12 предложений) - творческая работа “Нетленная краса родной земли” (жанр работы, тип речи по выбору учащихся)
|
|||
|