Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Виды рассуждения



Виды рассуждения

Рассуждения бывают трех видов: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление.

1. Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса.

Главная задача текста заключается в раскрытии содержания тезиса. Пример:

Погода – это совокупность атмосферных явлений и метеорологических факторов, которые наблюдаются в том или месте земного шара. Ее можно описывать температурой воздуха, влажностью, давлением, направлением ветра, атмосферными осадками и многими другими показателями. В отличие от понятия «климат», определяющего среднее состояние атмосферы за большой промежуток времени, погода показывается в определенный период, составляющий обычно не более месяца.

2. Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме:

экспозиция (подведение к вопросу) → вопрос → ответ на вопрос (тезис) → доказательство тезиса → выводы.

После тезиса используются, как правило, слова и выражения типа: оказалось…, дело в том…, что…, вот почему… вот, например…, об этом свидетельствуют такие факты, как…, как выяснилось…

Доказательство истинности тезиса и становится основной частью текста-рассуждения. Пример:

Сложное синтаксическое целое – это речевая единица, отрезок речи, состоящий из нескольких предложений, объединенных по смыслу. Такой ряд предложений имеет и другое название - «сверхфразовое единство». Почему сверхфразовое? Потому что это единство выходит за пределы одного предложения. Чаще всего оно совпадает с абзацем. Абзац характеризуются единством темы. Переход к новой теме должен быть обозначен в письменной речи новым абзацем. Но бывает и не так…

3. Рассуждение-размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать отражение в тексте, а могут не получать.

«Мать – земля, почему не падают горы, почему не разливаются озера, когда погибают такие люди, как Суванкул и Касым? Оба они – отец и сын – были великими хлеборобами. Мир извечно держится на таких людях, они его кормят, поят, а в войну они его защищают, они первые становятся воинами. Если бы не война, сколько бы еще дел сделали Суванкул и Касым, сколько бы людей одарили они плодами своего труда, сколько еще полей засеяли бы, сколько еще зерна намолотили бы. И сами сторицей вознагражденные трудами других, сколько еще радостей жизни увидели бы! Скажи мне мать – земля, скажи правду: могут ли люди жить без войны?» (Ч.Айтматов).

В тексте-рассуждении обычно выделяют три части:

1. тезис (высказывается основная мысль, экспозиция);

2. аргументация (эта мысль доказывается или, наоборот, опровергается);

3. вывод.

Тезис должен быть доказуемым и чётко сформулированным. Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства тезиса. Вывод должен соответствовать тезису.

Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить и т.д.

Пример:

Важнейшая задача городской политики - решение проблем обслуживания жилищного фонд . На эти цели тратится около трети городского бюджета, горожане все больше платят за жилье... и при этом все понимают: деньги тратятся неэффективно. Дело в том, что жилищная сфера чудовищно монополизирована: РЭУ сами себе заказывают работу, сами же получают за нее деньги. Городу остро необходима реформа жилищной сферы, суть которой - не в тривиальном повышении цен, а в демонополизации, в создании механизмов контроля за теми, кто обслуживает жилье.

Анализ текста с точки зрения типа речи рассуждения выглядит так:

1. тезис: Важнейшая задача городской политики - решение проблем обслуживания жилищного фонда.

2. Аргументы: а) На эти цели тратится около трети городского бюджета; б) , горожане все больше платят за жилье; в) жилищная сфера чудовищно монополизирована: РЭУ сами себе заказывают работу, сами же получают за нее деньги.

3. Вывод: Городу остро необходима реформа жилищной сферы, суть которой - не в тривиальном повышении цен, а в демонополизации, в создании механизмов контроля за теми, кто обслуживает жилье.

Обязательными частями рассуждения являются тезис и его доказательства. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо присутствовать в тексте, либо отсутствовать.

 

Если же в тексте совмещены несколько типов речи, тогда говорим о сочетании типов речи, выделяя доминирующий тип и дополнительный. Встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение. При таких сочетаниях говорят описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.

Например:

« И он и Базаров заснули скоро, но другие лица в доме долго еще не спали. Возвращение сына взволновало Николая Петровича. Он лег в постель, но не загасил свечки и, подперши рукою голову, думал долгие думы. Брат его сидел далеко за полночь в своем кабинете, на широком гамбсовом кресле, перед камином, в котором слабо тлел каменный уголь. Павел Петрович не разделся, только китайские красные туфли без задков сменили на его ногах лаковые полусапожки. Он держал в руках последний нумер Galignani, но он не читал; он глядел пристально в камин, где, то замирая, то вспыхивая, вздрагивало голубоватое пламя... Бог знает, где бродили его мысли, но не в одном только прошедшем бродили они: выражение его лица было сосредоточенно и угрюмо, чего не бывает, когда человек занят одними воспоминаниями. А в маленькой задней комнатке, на большом сундуке, сидела, в голубой душегрейке и с наброшенным белым платком на темных волосах, молодая женщина, Фенечка, и то прислушивалась, то дремала, то посматривала на растворенную дверь, из-за которой виднелась детская кроватка и слышалось ровное дыхание спящего ребенка.» (И.С.Туогенев «Отцы и дети»)

Как видно из этого текста доминирующим типом речи является повествование, а дополнительным описание, т.е. повествование с элементами описания.

№1

ЗИМНИЙ ЭТЮД

По балкам, лиманам, распадкам
Распутан по степи ночной
Пушистый клубок снегопада
Метели холодной рукой.

Стремительный стрепет рассвета
Лишь крыльями тени взмахнет —
Проснусь на меже тьмы и света,
Услышав бесшумный полет.

Увижу в рассветном оконце:
Над белой равниной полей
Румяное яблоко-солнце
На дымчатых ветках лучей.

* * *

Замела метелица ложбинки,
Разметала руки, сладко дремлет.
Белые созвездия снежинок
Снова опускаются на землю.
И в селе намного стало тише,
Загрустил о лете старый сад.
А на плечи зябнущие вишен
Все летят снежинки и летят.
А за садом звонкий скрип полозьев —
Кони снег взметают на бегу.
И так пахнет молодым морозом,
Что вкусней представить не могу!
Г.Кукарека

Определите стиль и тип текста

Найдите строки, в которых описывается состояние окружающей среды, природы. Запишите словосочетания, которые передают это состояние.

Какие синтаксические конструкции использует автор?

Какие образные средства языка встретились в тексте? Назовите их и запишите примеры.

 

VII. Д.З. Вопрос по теме урока (устно):

- чем отличается описание научное, деловое от художественного? Подберите образцы текстов. Найдите особенности описания в этих текстах.(тексты по 7-12 предложений)

- творческая работа “Нетленная краса родной земли” (жанр работы, тип речи по выбору учащихся)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.