Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





РАЗДЕЛ I. Система «человек–общество–природа» (6 часов)



 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Самойловская школа» администрации Новоазовского района

 

РЕКОМЕНДОВАНО решением педагогического совета Протокол От «»    2020г.       №____
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора Пересадько С.А. __________________   «__» ____________ 2020 г.   УТВЕРЖДЕНО Директор школы Зварич В.В. __________________   «___» ___________ 2020 г.  

 

 


 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебного предмета «Экология»

11 класс

Базовый уровень

 

 

Составитель программы:

учитель экологии

Париловская Галина Ивановна

 

Самойлово

2020 год

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной программой по учебному предмету «Экология». 10-11 классы/ сост. Антропова О.В., Панкина В.Е. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 18 с. Программа по учебному предмету "Экология" составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 №  116-IIНС); Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 120-НП, в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы основного общего образования Донецкой Народной Республики в редакции 2020 года.

Экология – учебный предмет, изучающий все аспекты взаимоотношений живых организмов и среды, в которой они обитают, а также последствия взаимодействия  систем «общество» и «природа», условия недопущения либо нейтрализации этих последствий. Объектами изучения экологии являются живые организмы, а также системы «общество» и «природа», что превращает экологию в комплексную социальную дисциплину.

Экология на основе изучения законов взаимодействия человеческого общества и природы предлагает пути восстановления нарушенного природного баланса. Экология, таким образом, становится одной из основополагающих научных дисциплин о взаимоотношениях природы и общества, а владение экологическими знаниями является одним из необходимых условий реализации в любой будущей профессиональной деятельности.

Основу содержания учебной дисциплины «Экология» составляет концепция устойчивого развития. В соответствии с ней выделены содержательные линии: экология как научная дисциплина и экологические закономерности; взаимодействие системы «природа» с системой «общество», прикладные вопросы решения экологических проблем в рамках концепции устойчивого развития; методы научного познания в экологии: естественно- научные и гуманитарные аспекты.

Изучение экологии на базовом уровне ориентировано на формирование целостного восприятия сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, умения использовать учебное оборудование, проводить измерения, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы, прогнозировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, оказывающие влияние на окружающую среду, моделировать экологические последствия хозяйственной деятельности местного, регионального и глобального уровней.

Формирование содержания модуля «Взаимоотношения человека с окружающей средой», включающего практикум по применению экологических знаний в жизненных ситуациях и практикум по оценке экологических последствий в разных сферах деятельности, отнесено к компетенции органов государственной Донецкой Народной Республики в сфере образования.

Общая целькурса: формирование экологической культуры старшеклассников, навыков, экологических знаний, экологического мышления и сознания, которые основываются на бережном отношении к природе как уникальному природному ресурсу.

Содержание программы «Экология» направлено на достижение следующих задач:

· получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, её роли в формировании картины мира; о методах научного познания;

· овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;

· воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;

· использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.

В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед экологией, решение которых направлено на рациональное природопользование, на охрану окружающей среды и создание здоровьесберегающей среды обитания человека.

Структура и содержание программы «Экология» базируется на принципах непрерывности и преемственности школьного экологического образования, его интеграции на основе предметных и межпредметных связей, гуманизации, экологизации, диференциации учебного материала.

Программа учебного предмета «Экология» на уровне среднего общего образования составлена в соответствии с требованиями к результатам среднего общего образования, утвержденными ГОС СОО в интересах устойчивого развития.

Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала, не определяет количество часов на изучение учебного предмета и классы, в которых предмет может изучаться.

Программа направлена на обеспечение общеобразовательной подготовки выпускников, на развитие у обучающихся экологического сознания и экологической ответственности, отражающих сформированность представлений об экологической культуре и направленных на приобретение социально ориентированных компетентностей, на овладение умениями применять экологические знания в жизни.

Программа учитывает условия, необходимые для развития личностных качеств выпускников, и предполагает реализацию междисциплинарного похода к формированию содержания, интегрирующего вопросы защиты окружающей среды с предметными знаниями естественных, общественных и гуманитарных наук.

Изучение экологии на базовом уровне ориентировано на формирование целостного восприятия сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, умения использовать учебное оборудование, проводить измерения, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы, прогнозировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, оказывающие влияние на окружающую среду, моделировать экологические последствия хозяйственной деятельности местного, регионального и глобального уровней.

 

II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  Кол-во часов Содержание учебного материала Требования к учебным достижениям
Введение Экология – комплекс наук о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. Взаимодействие энергии и материи в экосистеме. Эволюция развития экосистем. Естественные и антропогенные экосистемы. Проблемы рационального использования экосистем. Промышленные техносистемы. Биосфера и ноосфера. Творческая работа «Экология как наука и учебный предмет, её значение для меня». Обучающиеся: - называют объекты изучения экологии, составные, основные источники экологических знаний, способы сбора экологической информации; - знают суть экологических проблем; - подбирают экологическую информацию из разных источников, и определять ее роль; - анализируют данные наблюдений за изменениями в природе; - объясняют на конкретных примерах значение экологии для жизнедеятельности человека; - оценивают значение экологических знаний; - умеют обосновать необходимость изучения экологии.

РАЗДЕЛ I. Система «человек–общество–природа» (6 часов)

Тема 1. Социоэкосистема и ее особенности. Человек как биосоциальный вид. История и тенденции взаимодействия общества и природы. Влияние глобализации на развитие природы и общества. Глобальные экологические проблемы человечества. Концепция устойчивого развития. Обучающиеся: - объясняют понятие «социоэкосистема» и ее особенности; - знают историю взаимодействия общества и природы; - имеют представления о глобализации; - знают суть стратегии устойчивого развития; - понимают суть процессов оптимизации,       гармонизации, гуманизации взаимодействия общества и природы; - умеют анализировать концептуальные подходы к определению экологических стратегий человечества, принципы и направления устойчивого развития, используя конкретные примеры; - имеют представление об особенностях обеспечения экологической безопасности в разных странах и регионах.
Тема 2. Проблема голода и переедание. Обучающиеся:

 

  Кол-во часов Содержание учебного материала Требования к учебным достижениям
    Разумные потребности потребления продуктов и товаров. Продуктовая корзина. Продовольственная безопасность. Значение сохранения агроресурсов. - знают, что такое продовольственная корзина, продовольственная безопасность; - анализируют проблему голода и переедания; - сравнивают проблему голода в разных регионах мира; - оценивают роль сохранения агроресурсов; - понимают, что такое разумные потребности потребления продуктов и товаров.
Тема 3. Экологические связи в системе «человек– общество–природа». Экологическая культура как условие достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы. Обучающиеся: - знают особенности экологические связи в системе «человек– общество–природа»; - объясняют особенности экологические связи в системе «человек–общество–природа»; - умеют давать оценку экологической культуре; - имеют представление об устойчивом развитии общества и природы.
 


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.