|
||||||||
Невербальные проявления эго-состояний и речевые клише, присущие конкретному типу ролей
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ИНТЕНСИВА «ПСИХОЛОГ-ПРАКТИК. БАЗОВЫЕ НАВЫКИ»
Отрывок из рабочей тетради для участников интенсива «Психолог-практик. Базовые навыки».
Тема 1. «Эффективные реакции психолога на первое обращение/запрос клиента. Трансактный анализ возможных реакций психолога и главных ошибок в начале беседы.»
Методические рекомендации по теме.
Примеры убеждений Родителя, которые могут нарушить «рабочий альянс» психолога и клиента:
• «Нельзя доверять мужчинам (женщинам)»;
• «Психолог всегда должен знать, что ответить»;
• «У хорошего психолога клиент всегда уходит довольный»;
• «Когда клиент критикует психолога, то психолог совершил какую-то ошибку»;
• «Если за что-то берешься — делай на «отлично»;
• «Всё надо делать так, чтобы тебя похвалили»;
• «Я должен доказать, что я — лучше всех».
Невербальные проявления эго-состояний и речевые клише, присущие конкретному типу ролей
Эго-состояние Родителя | ||||||||
Категории | Критическое поведение | Заботливое поведение | ||||||
признаков | ||||||||
А. Общее | Автоматически оценивающее, | Доброе, ободряющее, признательное, | ||||||
поведение | ироничное, порицающее, | озабоченное, сочувствующее, защищающее | ||||||
наказывающее, обвиняющее, ищущее | , поддерживающее, советующее, | |||||||
виновного, приказное, авторитарное, | помогающее, утешающее, понимающее, | |||||||
запрещающее, догматичное, пре | покровительственное, сверхзаботливое | |||||||
тендующее на правоту, указывающее, | ||||||||
как правильно, проводящее границы | ||||||||
Б. Речевые | «Ты должен»; «Ты не должен»; «Это тебе | «Не ломай себе голову»; «Не все так плохо, | ||||||
конструкции | нельзя»; «Как ты только можешь»; «Это | как кажется»; «Не вешай нос»; «Успокойся | ||||||
следует сделать»; «Этого не следует де | сначала»; «Тебе это по силам»; «Бедняга»; | |||||||
лать»; «Сколько тебе говорить одно и то | «Хорошо получилось»; «Я могу вас понять»; | |||||||
же!»; «Я не позволю так с собой обращаться | «Выше голову»; «Лучше не делай этого»; | |||||||
«Прекрати это сейчас же!» | «Это может быть опасным»; «Иди, я сделаю | |||||||
работу за тебя» | ||||||||
В. Интонация, | Громко или тихо, твердо, высокомерно, | Тепло, успокаивающе, сочувственно | ||||||
манера гово | насмехаясь, иронически, цинично, | |||||||
рить | саркастически, остро, ясно, с нажимом | |||||||
Г. Выражение | Нахмуренный лоб, критический взгляд, | Заботливое, ободряющее, довольное, | ||||||
лица | сжатый рот, сошедшиеся на переносице | счастливое, улыбчивое, опасливо-озабо | ||||||
или поднятые вверх брови, нос пре | ченное, любовно-заинтересованное | |||||||
зрительно сморщен, отчужденное | ||||||||
выражение лица | ||||||||
Д. Жесты и положение тела | Поднятый вверх указательный палец, | Протянутые руки, поглаживание по голове | ||||||
руки на бедрах, руки скрещены перед | и др. | |||||||
грудью, ноги широко расставлены | ||||||||
Продолжение ………
Задание 1. Прочитайте ниже приведённые отрывки на из диалога и проведите трансактный анализ взаимодействия между психологом и клиентом.
Ситуация 1.
1) Психолог. Мне кажется, что сейчас в ваших словах содержится сомнение.
К л и е н т. Что за ерунду Вы говорите! Вы слишком много на себя берете!
Психолог. Я вижу, вы сейчас волнуетесь.
Клиент. Вы специально за мной всё подмечаете, чтобы надо мной посмеяться.
Психолог. Ничего подобного! Я абсолютно доброжелателен к Вам.
Ситуация 2……
Ситуация 3……
Вопросы для обсуждения в группе:
1. Как вы думаете, в каких эго-состояниях находятся психолог и клиент?
2. Какой репликой мог бы ответить психолог, чтобы образовалась пересекающаяся трансакция? Как бы вы себя чувствовали, еслибы на вашу фразу вы получили такой ответ?
3. Предложите возможные фразы психолога в ответ на реплики клиента, которые, на ваш взгляд, будут более удачными и иллюстрировать его компетентность.
Продолжение ………
Задание 2.
….
Задание 3.
Итоговые вопросы для обсуждения в группе
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|