Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Невербальные проявления эго-состояний и речевые клише, присущие конкретному типу ролей



 

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ИНТЕНСИВА «ПСИХОЛОГ-ПРАКТИК. БАЗОВЫЕ НАВЫКИ»

 

 

Отрывок из рабочей тетради для участников интенсива «Психолог-практик. Базовые навыки».

 

Тема 1. «Эффективные реакции психолога на первое обращение/запрос клиента. Трансактный анализ возможных реакций психолога и главных ошибок в начале беседы.»

 

Методические рекомендации по теме.

 

Примеры убеждений Родителя, которые могут нарушить «рабочий альянс» психолога и клиента:

 

• «Нельзя доверять мужчинам (женщинам)»;

 

• «Психолог всегда должен знать, что ответить»;

 

• «У хорошего психолога клиент всегда уходит довольный»;

 

• «Когда клиент критикует психолога, то психолог совершил какую-то ошибку»;

 

• «Если за что-то берешься — делай на «отлично»;

 

• «Всё надо делать так, чтобы тебя похвалили»;

 

• «Я должен доказать, что я — лучше всех».

 

 

Невербальные проявления эго-состояний и речевые клише, присущие конкретному типу ролей

 

    Таблица 1  
 

Эго-состояние Родителя

 
       
Категории

Критическое поведение

Заботливое поведение

 

признаков

 
     
А. Общее Автоматически оценивающее, Доброе, ободряющее, признательное,  
поведение ироничное, порицающее, озабоченное, сочувствующее, защищающее  
  наказывающее, обвиняющее, ищущее , поддерживающее, советующее,  
  виновного, приказное, авторитарное, помогающее, утешающее, понимающее,  
  запрещающее, догматичное, пре­ покровительственное, сверхзаботливое  
  тендующее на правоту, указывающее,    
  как правильно, проводящее границы    
       
Б. Речевые «Ты должен»; «Ты не должен»; «Это тебе «Не ломай себе голову»; «Не все так плохо,  
конструкции нельзя»; «Как ты только можешь»; «Это как кажется»; «Не вешай нос»; «Успокойся  
  следует сделать»; «Этого не следует де­ сначала»; «Тебе это по силам»; «Бедняга»;  
  лать»; «Сколько тебе говорить одно и то «Хорошо получилось»; «Я могу вас понять»;  
  же!»; «Я не позволю так с собой обращаться «Выше голову»; «Лучше не делай этого»;  
  «Прекрати это сейчас же!» «Это может быть опасным»; «Иди, я сделаю  
    работу за тебя»  
       
В. Интонация, Громко или тихо, твердо, высокомерно, Тепло, успокаивающе, сочувственно  
манера гово­ насмехаясь, иронически, цинично,    
рить саркастически, остро, ясно, с нажимом    
       
Г. Выражение Нахмуренный лоб, критический взгляд, Заботливое, ободряющее, довольное,  
лица сжатый рот, сошедшиеся на переносице счастливое, улыбчивое, опасливо-озабо­  
  или поднятые вверх брови, нос пре­ ченное, любовно-заинтересованное  
  зрительно сморщен, отчужденное    
  выражение лица    
       
Д. Жесты и положение тела Поднятый вверх указательный палец, Протянутые руки, поглаживание по голове  
  руки на бедрах, руки скрещены перед и др.  
  грудью, ноги широко расставлены    
       

 

Продолжение ………

 

Задание 1. Прочитайте ниже приведённые отрывки на из диалога и проведите трансактный анализ взаимодействия между психологом и клиентом.

Ситуация 1.

 

1) Психолог. Мне кажется, что сейчас в ваших словах содержится сомнение.

 

К л и е н т. Что за ерунду Вы говорите! Вы слишком много на себя берете!

 

Психолог. Я вижу, вы сейчас волнуетесь.

 

Клиент. Вы специально за мной всё подмечаете, чтобы надо мной посмеяться.

 

Психолог. Ничего подобного! Я абсолютно доброжелателен к Вам.

 

Ситуация 2……

Ситуация 3……

Вопросы для обсуждения в группе:

 

1. Как вы думаете, в каких эго-состояниях находятся психолог и клиент?

 

 

2. Какой репликой мог бы ответить психолог, чтобы образовалась пересекающаяся трансакция? Как бы вы себя чувствовали, еслибы на вашу фразу вы получили такой ответ?

3. Предложите возможные фразы психолога в ответ на реплики клиента, которые, на ваш взгляд, будут более удачными и иллюстрировать его компетентность.

 

Продолжение ………

Задание 2.

….

Задание 3.

 

 

Итоговые вопросы для обсуждения в группе


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.