|
|||
Отзыв о сериале
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»
Отзыв о сериале «Люди» (англ. «Humans») Жанр – научная фантастика, годы выпуска – 2015-2018, страна – Великобритания, создатели – С. Винсент и Д. Бракли
Выполнила: Морцева Ксения, студентка группы 19ФИЛ-1
Нижний Новгород, 2020 Макет будущего, представленный в «Humans», является довольно распространенным и описывается во многих произведениях. Тем не менее, мне он кажется наиболее привлекательным. Я решила выбрать именно «Humans», чтобы узнать, как данная картина покажет проблему отношений человека и искусственного интеллекта (ИИ), а в частности – проблему размытия границ между человеком и человекоподобным роботом, имеющим сознание. Было также интересно узнать, как в рамках подобного концепта будет показана повседневная жизнь людей и что в ней изменится, как в этом случае создатели расставят акценты – с чьей стороны покажут мир? Выбранный мной научно-фантастический британский сериал «Humans» является продуктом совместного производства каналов Channel4, AMC и Kudos и основан на шведском фантастическом сериале «Настоящие люди» («Äkta människor») (режиссер – Ларс Лундстрём). Исполнительными продюсерами и вместе с тем и главными сценаристами сериала «Humans» стали Сэм Винсент и Джонатан Бракли. Действие сериала разворачивается в мире, который имеет единственное, но значительное отличие от нашего – наличие высокотехнологичных роботов, выглядящих в точности как люди. Их называют синтетиками. Человечество использует их как замену себе для выполнения разного рода тяжелых и непривлекательных работ в различных областях, будь то сфера производства, домашнего хозяйства или даже социального обслуживания. Сюжет сосредотачивает внимание на особенных синтетиках, созданных доктором Дэвидом Элстером, – на нескольких роботах, обладающих человеческим сознанием и вынужденных жить под прикрытием из-за своей необычности. Одна из самых ярких, на мой взгляд, проблем связана с тем, что синтетики используются как работники, что приводит к сокращению рабочих мест для людей. Это, несомненно, вызывает недовольство у общества: в сериале показаны создаваемые людьми группы, негативно настроенные против синтетиков, и устраиваемые демонстрации, которые сопровождаются лозунгами против роботов. Создаются даже незаконные мероприятия, где люди за определенную плату могут выпустить гнев и избить синтетика или просто понаблюдать, как это делают другие, что и заставило одну из героинь сериала, синтетика, обладающего сознанием, таким же образом в отместку убить человека. Вторая выявленная мной проблема связанна непосредственно с самоопределением школьникови их неуверенностью в необходимости и полезности профессии, которую они выберут, в будущем. Эта проблема раскрывается на примере Матильды – старшеклассницы, в чью семью попала незаконно модифицированная синтетик, прежде имевшая сознание. Матти, как ее называют в семье, отказывается учиться и получать высшее образование, так как ее старания, по ее мнению, ничего не стоят. Она приводит в пример профессию хирурга и говорит, что пока она тратит условные семь лет на получение квалификации, технологии могут зайти так далеко, что ее как специалиста без проблем смогут заменить самым обычным синтетиком. Последняя проблема – возможность и последующее обретение роботами сознания. По сюжету сознанием обладают только несколько синтетиков, ставших продуктами экспериментов доктора Элстера, который создал специальный код, способный наделить любого антропоморфного робота сознанием. Код расшифровывают и записывают на съемный носитель, и спустя время благодаря одной из синтетиков он утекает в сеть, заражая все больше и больше роботов. Машины, обладающие сознанием, порождают сонм беспорядков и проблем. Актуализируются новые вопросы – можно ли считать синтетика с сознанием равным человеку? можно ли судить синтетика как человека? И даже в такой ситуации некоторые представители человечества хотят коммерциализировать роботов с сознанием: создавать и продавать «человечных» синтетиков-детей. Последствиями первой из проблем, с одной стороны, является устаревание профессий и растущая из-за этого структурная безработица. В таком случае, у человека есть только один выход – переквалификация. С другой стороны, само же появление синтетиков и создает новые профессии, связанные с их созданием и обслуживанием с технической точки зрения, влияя на изменение структуры спроса на профессии и тем же самым давая больше вариантов для переквалификации. Однако не исключено, что привычная организация общества, где работа – единственный источник заработка средств к существованию, может кардинально поменяться[1], притом, что наличие синтетиков в повседневной жизни более чем позволяет пересмотреть привычные методы работы в широком смысле. Отсутствие у молодого поколения мотивации получать квалификацию относится, в целом, к проблемам образования и связано меж всего прочего с изменением самого понятия «профессия» – теперь это набор навыков, которые могут быть применены в рамках постоянно изменяющегося общества[2]. Особенно актуально это в рамках реалий «Humans», где невозможно предугадать, когда произойдет сокращение работников из-за замены их синтетиками. Тем не менее, эта проблема влияет непосредственно на мир профессий и рынок труда. С одной стороны, опять же, при изменении привычной системы общества наличие высшего образования не всегда обязательно, так как существуют и другие, даже более эффективные методы самоактуализации на рынке труда (фриланс или предпринимательство, например, которые при таком раскладе будут только продолжать развиваться). С другой стороны, недостаток или даже отсутствие квалифицированных специалистов в отдельных областях, где без помощи человека так или иначе не обойтись (медицина, образование и т. п.) (здесь я не рассматриваю повсеместное присутствие синтетиков с сознанием), серьезно ударит по уровню жизни и состоянию общества в целом. Проблема появления у роботов сознания ставит под вопрос необходимость в людях вообще. Форсайт-исследования по цифровизации труда, хотя и говорят о том, что некоторые профессии в будущем несомненно будут автоматизированы, все же выделяют группу тех профессий, которые невозможно заменить роботами из-за пресловутого человеческого элемента, – заботы о других, творческого и социального интеллекта[3] – которого ни у машин, ни у ИИ нет и быть не может. В реалиях же «Humans» роботы такой элемент получают. Тогда закономерно встает вопрос: зачем нужны люди, если есть синтетики, которые по всем параметрам (физические данные, когнитивные способности) лучше нас? С распространением синтетиков, обладающих сознанием, привилегированность человека исчезнет, а вместе с тем упадет и спрос на работника-человека, ведь при таком развитии событий робот сможет заменить его и в тех областях, где, казалось, заменить человека невозможно. С другой стороны, если отбросить мысли о войне между машинами и людьми, опять же есть возможность, что ничего не поменяется, будь у роботов даже человеческое сознание. Люди, возможно, не смогут довериться и таким синтетикам, потому что робот всегда будет роботом, машиной, программой, набором символов, который может дать сбой в любой ситуации. Однако это уже вопрос морали и будущего. Подводя итог, хочется отметить, что данные проблемы в большинстве своем уже существуют в современном нам обществе. И даже если предугадать, сможет ли человечество даровать роботам сознание, нельзя или очень сложно, справиться с другими проблемами мы способны (ну, или хотя бы должны) уже сейчас. Как мне кажется, одним из выходов является смена подхода к образованию в связи со сменой понятия «профессия» – если сейчас актуальными навыками для профессионала являются гибкость и возможность подстроиться к ситуации, быть может, стоит начать постепенно учить и этому? Таким образом, проблема с автоматизацией труда и сокращением рабочих мест, может и в малой степени, но исчезнет, потому что специалист уже будет знать, как действовать в таких случаях. А может быть, мои домыслы – банальность, которую современное общество уже ввело в оборот и стремится к другим решениям.
Литература: 1. Лавриненко, А. Компетенции XXI века в финансовом секторе: перспективы радикальной трансформации профессий / А. Лавриенко, Н. Шматко // Форсайт. – 2019. – №S2. 2. Фоссен, Ф. Будущее труда: деструктивные и трансформационные эффекты цифровизации / Ф. Фоссен, А. Зоргнер // Форсайт. – 2019. – №2. 3. Х. Энди, Как подготовиться к «Безработному» будущему // Форсайт. – 2019. – №1. [1] Энди, Х. Как подготовиться к безработному будущему. С. 22 [2] Компетенции ХХI века в финансовом секторе: перспективы радикальной трансформации профессий / А. Лавриенко, Н. Шматко / С. 43 [3] Будущее труда: деструктивные и трансформационные эффекты цифровизации / Ф. Фоссен, А. Зонгер / С. 17
|
|||
|