![]()
|
|||||
Романтизм в творчестве М.Горького.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Романтизм в творчестве М.Горького. Анализ рассказа "Старуха Изергиль"
Цели 1. Развитие мыслительных способностей учащихся. 2. Умение сопоставлять характеристики главных героев для раскрытия основной идеи произведения. 3. Формирование у учащихся нравственных качеств личности, взглядов и убеждений. Задачислайд 2 1. Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького; 2. Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко; 3. Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя; 4. Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении. Ход урока. «Если только для себя, то зачем ты?» слайд 3
I. Организационный момент В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе. II. Основная часть 1. Ранние рассказы М. Горького имеют романтический характер. Приём корзинка «- Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности.» Романтизм - особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми. Слайд 4. Сравниваем с «корзинкой» 2. Романтизмом окутано всё произведение. Романтические герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом). Беседа по вопросам: - В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток); - Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна); - Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (эпитеты, олицетворение, метафору); - Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять). ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко. 3.Композиция рассказа “Старуха Изергиль”. - Каково композиционное решение рассказа? Слайд 5 - В произведениях, каких авторов мы встречались с такой композицией? (“Ася” И.С. Тургенева, “После бала” Л.Н. Толстой, “Макар Чудра”, “Песенка о Соколе” М. Горький). - Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в рассказе? (В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа). - Сколько частей в композиции вы могли бы выделить? (Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко). 4. Анализ легенды о Ларре. Слайд 6,7 • Как изображает М. Горький Ларру? (Портрет, речь) • Важно ли, что Ларра – сын женщины и орла? • Каковы люди, к которым привела его мать? По каким нравственным законам они живут? • В чем суть конфликта людей и Ларры? • «Экспозицией» легенды является фраза: «Вот что может сделать бог с человеком за гордость!» Слайд 8 Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре. • В чем трагедия бессмертия Ларры?
5. Анализ легенды о Данко. Слайд 9,10 • Портретная характеристика, детали и их функции. • Чем отличается «сильный» Данко от «сильного» Ларры? • Изергиль называет «гордым» и Ларру, и Данко. В одном и том же значении употреблен эпитет или нет? а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко). Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь. Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась. Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер. б) Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь к людям, желание помочь им) ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения. - Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом). 6.После анализа легенды о Ларре и Данко самостоятельная работа учащихся. Учащиеся сопоставляют Данко и Ларру, выводы записывают в тетрадь. Проверка таблицы. Таблица 1 В результате работы учащихся с таблицей может получиться следующее: Таблица1 |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|