Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ 5 страница



На законодательном уровне отношения между бюджетами могут регулироваться двумя способами: закреплением в нормативном акте и путем подписания соглашения о разграничении полномочий между представителями государства и региона. Что касается разграничения налоговых платежей между бюджетами, то обычно это достигается либо закреплением за различными бюджетами различных налогов, либо закреплением за бюджетами нижестоящего уровня части собираемых налогов. Помимо разделения налоговых поступлений, отношения между бюджетами могут быть построены по образу и подобию гражданских правоотношений. Имеется в виду то, что в случае несения нижестоящим бюджетом каких-либо расходов за вышестоящий бюджет, последний возмещает эти расходы согласно представляемым ежеквартально сведениям о произведенных расходах.

В исключительных случаях при недостаточности средств местных бюджетов на возмещение расходов по сообщению финансовых органов Министерство финансов Российской Федерации производит авансовое перечисление средств на эти цели с последующим их зачетом согласно представленной финансовыми органами установленной отчетности. Авансовые поступления отражаются в учете исполнения бюджета в финансовых органах как средства, полученные из республиканского бюджета Российской Федерации. Так, из общегосударственного бюджета могут возмещаться расходы на содержание органов государственной власти, расходы, связанные с обеспечением деятельности народных депутатов, возмещение расходов по уплате разницы в процентных ставках, возмещение ущерба, причиненного гражданам, возмещение ущерба и расходы на выплату компенсаций реабилитированным гражданам, выплата компенсаций жертвам политических репрессий, расходы, связанные с хранением, ремонтом, пересылкой, перевозкой конфискованного имущества и кладов, которые подлежат передаче в федеральную собственность, расходы на выплату льгот и компенсаций и другие расходы.

Основой взаимоотношений между бюджетами различных уровней является необходимость достижения так называемого минимального бюджета, т.е. проводимого в соответствие с закрепления в соответствии с социальной политикой определенных гарантий для жителей данного региона. Минимальный бюджет представляет собой расчетный объем доходов соответствующего консолидированного бюджета нижестоящего территориального уровня, покрывающих гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности расчетного объема закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвенциями по решению вышестоящего представительного органа власти.

Расходная часть минимального бюджета исчисляется по единым или групповым минимальным социальным и финансовым нормам и нормативам, установленным вышестоящим представительным органом власти на основании действующих актов законодательства в пределах его финансовых возможностей. Разработка минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, представляемых на утверждение Парламента, производится Правительством. Расходная часть минимального бюджета определяется:

а) суммой затрат, включаемых в бюджет текущих расходов, учитываемых вышестоящими органами власти в расчетах к бюджету года, предшествующего планируемому (в сопоставимых условиях), с учетом увеличения (снижения) этих расходов, вызванного:

- согласованной с вышестоящим органом власти в установленном законодательством порядке суммой затрат в связи с изменением состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию;

- решениями вышестоящих органов власти об изменении социальных и финансовых норм и нормативов;

- изменением индекса цен и тарифов по расчетам вышестоящих исполнительных органов власти, осуществляемым в установленном порядке;

б) минимально необходимой суммой затрат, включаемых в бюджет развития данного национально-государственного или административно - территориального образования.

И, наконец, взаимоотношения между бюджетами строятся на основе уважения закрепленных законодательством либо договором право и обязанностей. Это гарантируется тем, что органы государственной власти обязаны возместить в полном объеме ущерб, причиненный юридическим и физическим лицам в результате принятия указанными органами с превышением своей компетенции решений по бюджетным вопросам. Причиненный ущерб подлежит возмещению за счет средств соответствующего бюджета на основании решения суда или арбитражного суда.

4.2 Расходы региональных и местных бюджетов

Расходы региональных и местных бюджетов можно условно разделить на две большие группы (табл. 3.1).

Таблица 3

Бюджет текущих расходов Бюджет развития
Все расходы, которые не связаны с финансированием капитального строительства, инвестициями и иными долгосрочными вложениями (выплата зарплаты и иных видов содержания, расходы на организацию каких-либо праздничных мероприятий, покрытие убытков). А также расходы на текущее содержание и капитальный ремонт ЖКХ, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и Ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством. Это могут быть вложения в уставные капиталы предприятий, долгосрочные кредиты на развития местных предприятий, на социально-экономическое развитие территорий, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических

 


 

культуры, физической культуры и внебюджетных фондов), иные расходы спорта, средств массовой информации, на расширенное воспроизводство органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления.

Исполнительные органы власти при составлении проектов бюджетов, уточнении бюджетов в ходе их исполнения, представительные органы власти при рассмотрении проектов бюджетов, утверждении бюджетов и их уточнении в ходе исполнения в пределах своей компетенции соответственно вправе:

1) определять объем финансирования из своих бюджетов мероприятий по социально-экономическому развитию соответствующих национально­государственных и административно-территориальных образований в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных средств;

2) определять направления использования средств бюджетов на инвестиции, собственные целевые программы, а также на совместные программы с представительными органами власти иных национально­государственных и административно-территориальных образований;

3) на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), восстановление памятников природы и культуры, находящихся в ведении соответствующих органов власти, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, на содержание органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления и на другие цели;

4) увеличивать в пределах имеющихся средств нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, органов милиции общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели;

5) определять в установленном порядке в пределах имеющихся средств дополнительные льготы и пособия, а также в пределах имеющихся средств производить иные затраты на оказание помощи отдельным категориям населения, нуждающимся в социальной защите;

6) образовывать в пределах объема доходов своего бюджета резервные и целевые фонды;

7) определять размеры дотаций, субвенций бюджетам нижестоящего территориального уровня и их целевое назначение;

8) объединять на договорной основе средства своих бюджетов со средствами иных бюджетов, а также предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственного и непроизводственного назначения

4.3 Доходы региональных и местных бюджетов

Доходы региональных и местных бюджетов представлены налоговыми поступлениями, доходами от эксплуатации государственной собственности или от продажи либо сдачи в аренду имущества, созданного за счет бюджетных инвестиций, займами. Однако у региональных и местных бюджетов существуют также трансферты. Среди доходов региональных и местных бюджетов выделяют:

1 Налоги, в том числе:

а) Закрепленные доходы - доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет;

б) Регулирующие доходы - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.

2 Заимствования - при недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета исполнительные органы власти могут получать процентные или беспроцентные ссуды из иных бюджетов, а также по решению представительных органов власти в установленном порядке выпускать займы на инвестиционные цели на соответствующих территориях. Это включает право получать краткосрочные кредиты коммерческих банков за счет собственных ресурсов.

3 Трансферты из вышестоящего бюджета, в том числе:

а) дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;

б) субвенция - сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально­экономического развития соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования;

в) субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на условиях долевого финансирования целевых расходов.

5 Финансы предприятий

5.1 Принципы корпоративных финансов

Финансы предприятий- это экономические, денежные отношения, возникающие в результате движения денег и образующихся на этой основе денежных потоков, связанные с функционированием создаваемых на предприятиях денежных фондов. Принципы корпоративных финансов представляют собой основополагающие правила, на которых базируется деятельность предприятия, по крайней мере, ее экономическая часть. Строго говоря, они представляют собой принципы функционирования экономической экономики в целом, и в этом смысле связывают финансы предприятий с другими звеньями финансовой системы:

1 Обеспечение многообразия и защиты права собственности, наличие правовой защиты и регламентация основных прав и обязанностей. Основным видом является собственность частная. В большинстве стран она защищается законом (Конституцией). Еще с древних времен применяются два основных способа защиты прав собственности - истребование имущества из незаконного владения (т.н. виндикационный иск) либо требование о прекращении нарушений прав собственника (т.н. негаторный иск).

2 Присутствие спроса и предложения на рынках (капитала, труда, товаров и т.д.). Как правило, «приход» денежных средств обеспечивается продажей товаров (работ, услуг), а расход средств связан с заработной платой, налогами, закупкой следующей партии товаров для продажи или сырья для производства и т.д. Таким образом, финансы предприятия вряд ли способны нормально функционировать без наличия спроса и предложения на соответствующих рынках (товарных, сырьевых, трудовых и т.д.). Следовательно, одним из правил корпоративных финансов является необходимость наличия таких рынках и свободного на них доступа.

3 Свободное ценообразование на рынках, присутствие конкуренции. Производитель или продавец должен бороться за контрагента или покупателя; причем сама борьба имеет два важных аспекта: (1) убедить потребителя в необходимости приобрести и (2) убедить его в своем превосходстве над конкурентами. Функция государства как гаранта правовой защищенности хозяйствующих субъектов в том, чтобы максимально снизить негативные последствия той или иной монополизации рынка, а также содействовать установлению чистой конкуренции.

4 Свобода договора, воли сторон, принятия решений, самостоятельность в осуществлении деятельности, подчиненность только своей прибыли.

5 Правило самофинансирования и самоокупаемости, ведения деятельности за свой страх и риск.

Финансы предприятий имеют исключительно важное значение в структуре финансовой системы, ибо именно они составляют основу финансовой системы. Государственный бюджет и финансы фондов аккумулируют и перераспределяют громадные ресурсы, однако они все же меньше финансов предприятий. Финансы ПП являются основой финансовой системы государства. Состояние финансов ПП оказывает влияние на обеспеченность общегосударственных и региональных денежных фондов финансовыми ресурсами. Зависимость прямая: чем крепче и устойчивее финансовое положение, тем обеспеченнее общегосударственные и региональные денежные фонды. Финансы предприятия выполняют следующие функции:

1) распределительную (стимулирующую);

2) контрольную.

Распределительная функция финансов на предприятии заключается в том, что с их помощью формируются и используются все денежные доходы и фонды, имеющиеся на предприятии. Выполняя распределительную функцию, финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом, обеспечивая его непрерывность и оказывая влияние на все его стадии. Кроме того, правильное распределение денежных средств оказывает стимулирующее воздействие на улучшение работы предприятия. Способность финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса позволяет осуществлять его контроль. Основу контрольной функции составляет движение финансовых ресурсов как в фондовой, так и в не фондовой формах. Контрольная функция реализуется двояким образом:

- через финансовые показатели в бухгалтерском учете, показатели статистической и оперативной отчетности;

- посредством финансового воздействия.

Но если в период централизованной системы управления экономикой предприятиям устанавливались строгие границы деятельности по выпуску продукции, прибыли, себестоимости и другим показателям, то в настоящее время воздействие осуществляется с помощью экономических рычагов и стимулов (налоги, льготы и т.д.).

5.2 Денежные фонды предприятий

Финансовые отношения предприятий можно объединить в 4 группы:

- отношения с другими предприятиями и организациями;

- отношения внутри предприятия;

- внутри объединений предприятий (с вышестоящей организацией, внутри холдинга);

- с финансово-кредитной системой (бюджетами и внебюджетными фондами, банком, биржей).

Важнейшая сторона финансовой деятельности предприятий - формирование и использование различных денежных фондов. Через них осуществляется обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствами, а также расширенного воспроизводства, финансирование НТП, освоение и внедрение новой техники, экономическое стимулирование, расчеты с бюджетом, банками.

Денежные фонды предприятий можно разбить на 4 группы:

1 Фонды собственных средств: уставный капитал, добавочный и резервный капитал, инвестиционный фонд, валютный фонд.

2 Фонды заемных средств: кредиты банков, коммерческие кредиты, факторинг, лизинг, кредиторы.

3 Фонды привлеченных средств: фонды потребления, расчеты по дивидендам, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей.

4 Оперативные денежные фонды: для выплаты зарплаты, дивидендов, для платежей в бюджет.

Фонды собственных средств играют решающую роль в деятельности предприятий. При организации предприятий должно уплатить уставный капитал, за счет которого формируются основные фонды и оборотные средства. Уставный капитал - это источник собственных средств предприятий. Он выступает первым денежным фондом, отражаемым в разделе пассива баланса предприятия.

В этой связи баланс делится на:

Актив (1. Внеоборотные активы, 2. Оборотные активы);

Пассив (3. Капитал и резервы, 4. Долгосрочные пассивы, 5. Краткосрочные пассивы).

Добавочный капитал включает результаты переоценки основных фондов, эмиссионный доход АО (продажа акций сверх их номинальной стоимости), безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели, ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений, поступления на пополнение оборотных средств. Резервный капитал образуется за счет отчислений от прибыли в размере, определенном уставом. Инвестиционный фонд предназначен для развития производства. В нем концентрируются амортизационный фонд, фонд накопления, заемные и привлеченные источники. Фонды привлеченных средств носят двойственный характер: с одной стороны, эти средства находятся в обороте предприятия, с другой - они принадлежат его работникам (дивиденды и фонд потребления). Оперативные денежные фонды создаются предприятием периодически. Кроме перечисленных на предприятии создается целый ряд др. фондов денежных средств: для погашения кредитов банка, освоения новой техники, НИОКР.

5.3 Управление потоками денежных средств

Одно из направлений управления финансами предприятия - это эффективное управление потоками денежных средств. Полная оценка финансового состояния предприятия невозможна без анализа потоков денежных средств (ДС). Одна из задач управления потоками ДС заключается в выявлении взаимосвязи между потоками средств и прибылью, т.е. является ли полученная прибыль результатом эффективных потоков ДС или это результат каких-либо других факторов. Под движением денежных средств понимаются все валовые денежные поступления и платежи предприятия. Поток ДС связан с конкретным периодом времени и представляет собой разницу между всеми поступившими и выплаченными предприятием денежными средствами за этот период. Управление потоками ДС предполагает анализ этих потоков, учет движения ДС, разработку плана движения ДС. В мировой практике поток ДС обозначается понятием «кэш фло». Денежный поток, в котором оттоки превышают притоки, называется «негативный кэш фло», в обратном случае - это «позитивный кэш фло». Необходимость деления деятельности ПП на 3 вида объясняется ролью каждого и их взаимосвязью. Если основная деятельность призвана обеспечивать необходимыми денежными средствами все 3 вида и является основным источником прибыли, тогда как инвестиционная и финансовая призваны способствовать развитию основной деятельности и обеспечению ее дополнительными ДС.

Таблица 4

ПРИТОКИ ОТТОКИ

Основная деятельность

Выручка от реализации продукции Платежи поставщикам
Поступление дебиторской задолженности Выплата зарплаты
Поступления от продажи материальных ценностей, бартера Платежи в бюджет и внебюджетные фонды
Авансы покупателей Платежи % за кредит
  Выплаты по фонду потребления
  Погашение кредиторской задолженности

Инвестиционная деятельность

Продажа ОС, НМА, незавершенного строительства Капитальные вложения на развитие производства
Поступления средств от продажи долгосрочных финансовых вложений Долгосрочные финансовые вложения
Дивиденды, % от финансовых вложений  

Финансовая деятельность

Краткосрочные кредиты и займы Погашение краткосрочных кредитов, займов
Долгосрочные кредиты и займы Погашение долгосрочных кредитов, займов
Поступления от продажи и оплаты векселей Выплата дивидендов

 


 

Поступления от эмиссии акций Оплата векселей
Целевое финансирование  

 


 

В результате анализа денежных потоков предприятие должно получит ответ на главные вопросы: откуда поступают ДС, какова роль каждого источника, на какие цели они используются? Делаются выводы об источниках и обеспеченности каждого вида деятельности необходимыми ДС. Анализ денежных потоков связан с выяснением причин, повлиявших на увеличение или уменьшение притока денежных средств и их оттока. Существуют 2 метода расчета потока ДС:

1) прямой; 2) косвенный.

При прямом методе расчет потоков осуществляется на основе счетов бухучета предприятия; при косвенном - на основе показателей баланса и Ф-2. Основой расчета при прямом методе является выручка от реализации, а при косвенном - прибыль. При прямом методе поток ДС определяется как их остаток на начало с учетом их потока за данный период. При косвенном методе основа для расчета - нераспределенная прибыль, амортизация, а также изменения активов и пассивов предприятия. Увеличение активов уменьшает ДС предприятия, а увеличение пассивов - увеличивает, и наоборот.


6 Кредит и кредитная система

6.1 Сущность кредита и его функции

Понятие кредита тесным образом связано с понятием ссудного капитала. Кредит представляет собой движение ссудного капитала. Последний представляет собой временно высвобожденные денежные средства. Источником их происхождения, как правило, служит прибыль от производства и торговли, и в этом проявляется единство трех форм капитала - промышленного, торгового и ссудного. Различие же заключается в том, что ссудный капитал постоянно находится только в денежной форме, не принимая ни производственной, ни товарной форм. Существует особенности и в форме отчуждения: при промышленной или товарной форме капитала явно

прослеживаются отношения купли-продажи, в то время как для ссудного капитала более характерны кредитные отношения. Ссудным капиталом называется капитал в денежной форме, предоставляемый его собственником заемщику на определенных условиях. Основные принципы кредита:

1) платность;

2) срочность;

3) возвратность;

4) обеспеченность;

5) целевой характер.

Важнейшими источниками ссудного капитала служат:

1 Денежные средства, предназначенные для восстановления основного капитала и накапливаемые в виде амортизации;

2 Часть оборотного капитала, высвобождаемая в денежной форме в связи с несовпадением времени продажи товаров и покупки сырья, материалов; 3. Капитал, временно свободный в промежутках м/у поступлением средств от реализации товаров и выплатой зарплаты;

4 Фонды накопления;

5 Сбережения населения;

6 Накопления государства

С понятием кредита тесно связано понятие процента и процентной ставки. Процент это, условно говоря, цена ссудного капитала, та стоимость, за которую владелец свободных денежных средств (кредитор) мог бы найти им иное применение. В этой связи различают понятие альтернативных возможностей. Представим, что Иванов является владельцем 1000 рублей. На эти деньги он мог бы приобрести десяток ценных бумаг, которые, по оценкам экспертов, через год будут стоить 115 рублей каждая. Он также мог бы приобрести имущество, спрос на которое возрастает примерно на 16-17% в год. Это означает, что потенциальный заемщик указанных средств должен предложить Иванову большую прибыль по окончании года. Т.е. сумма денежных средств, которые должны оказаться у Иванова, должна быть больше той, чем которую он получил бы, если бы вложил средства в указанные покупки. Расчет показывает, что такой "ценой" отказа Иванова от инвестиций


является, как минимум, 17% годовых. Поэтому суть процентной ставки - оценить стоимость отказа потенциального кредитора от иных вложений и заставить его выбрать именно ссуду, а также возместить ему стоимость тех благ, от которых он в результате кредитования отказался.

Функции кредита:

- перераспределительная (капитал перераспределяется м/у отраслями);

- экономия издержек обращения (наличные деньги заменяются кредитными - векселями, чеками, безналичными расчетами);

- ускорение концентрации и централизации капитала (крупные производители - заемщики получают возможность в ускоренном порядке концентрировать капиталы и увеличивать производство для целей экономии на масштабе. Примером может быть выпуск быстро растущим АО не акций, а облигаций для финансирования своего роста);

- кредитное регулирование экономики (совокупность мероприятий, осуществляемых государством для изменения объема и динамики кредита в целях воздействия на хозяйственные процессы. Предоставляются разные ставки, льготы.

6.2 Формы кредита

1 Коммерческий кредит - кредит, предоставляемый предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Часто оформляется векселем. Цель такого кредита - ускорить реализацию товаров и получение прибыли.

2 Банковский кредит - кредит, предоставляемый банками и др. кредитными организациями заемщикам в виде денежных ссуд. Сфера его использования шире, чем коммерческого.

3 Потребительский кредит - кредит, предоставляемый физическим лицам. Выступает в форме потребительского коммерческого кредита (продажа товаров в рассрочку) и потребительского банковского кредита (ссуды на потребительские нужды).

4 Государственный кредит - совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором выступает государство.

5 Международный кредит - движение ссудного капитала между странами.

6.3 Кредитная система

Кредитную систему рассматривают:

1) как совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования;

2) как совокупность кредитно-финансовых институтов. Кредитно-расчетные отношения связаны с движением ссудного

капитала. Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные средства и предоставляет их в


ссуду. Основой кредитной системы являются банки. Выполнение отдельных банковских функций осуществлялось в глубокой древности (Древний Вавилон, Египет, Греция, Римская империя). Первые предшественники банков возникли во Флоренции и Венеции (1587г.) на основе меняльного дела. «Банк» в переводе с итальянского («банко») означает «скамья менялы». Главными операциями банков были прием денежных вкладов и безналичные расчеты. За это взималась плата. Кредитно-финансовые институты подразделяются на:

- центральные банки;

- коммерческие банки;

- СКФИ (специализированные кредитно-финансовые институты).

ЦБ осуществляют выпуск банкнот и являются центрами кредитной системы. КБ осуществляют операции по кредитованию за счет привлекаемых вкладов. СКФИ включают банковские и небанковские организации (страховые, инвестиционные компании, сберегательные учреждения, Пенсионные фонды), они специализируются на отдельных видах кредитования.

Функции ЦБ:

- эмиссионная;

- аккумуляция и хранение кассовых резервов коммерческих банков;

- кредитование КБ;

- проведение денежно-кредитной политики;

- регулирование кредитной системы.

В большинстве стран (и в РФ) существует двухуровневая кредитная система, которую можно представить следующим образом:

1 Центральный (эмиссионный) банк.

2 Коммерческие банки и кредитные организации

Под банковской системой обычно понимают совокупность ее элементов. При этом существует два основных подхода. В соответствии с первым элементы банковской системы представлены банками. Второй подход в качестве элементов видит как банки, так и небанковские кредитные организации. Данный подход закреплен в российском законодательстве. Подход к рассмотрению банковской системы как совокупности образующих ее элементов является упрощенным. По содержанию понятие «банковская система» более широкое, оно включает:

• совокупность элементов;

• достаточность элементов, образующих определенную целостность;

• взаимодействие элементов.

Признаки банковской системы:

• включает элементы, подчиненные определенному единству, отвечающие единым целям;

• имеет специфические свойства;

• способна к взаимозаменяемости элементов;

• является динамической системой;

• выступает как система «закрытого» типа;

• обладает характером саморегулирующейся системы;

• является управляемой системой.

Банковская система не изолирована от окружающей среды, напротив, она тесно взаимодействует с ней, представляет собой подсистему более общего образования, какой служит экономическая система. Будучи частью более общего, банковская система функционирует в рамках общих и специфических банковских законов, подчинена общим юридическим нормам общества, ее акты, хотя и выражают особенности банковского сектора, однако могут вноситься в общую систему, как и она сама, только в том случае, если не противоречат общим устоям и принципам, строят общую систему как единое целое. Элементы банковской системы образуют единство, выражают при этом специфику целого и выступают носителями его свойств. Элементами банковской системы являются банки, некоторые специальные финансовые институты, выполняющие банковские операции, но не имеющие статуса банка, а также некоторые дополнительные учреждения, образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность кредитных институтов. Некоторые кредитные организации не имеют статуса банка, они выполняют лишь отдельные операции, в связи с чем не получают от центрального банка лицензию на осуществление совокупной банковской деятельности. К элементам банковской системы относят и банковскую инфраструктуру. В нее входят различного рода предприятия, агентства и службы, которые обеспечивают жизнедеятельность банков. Банковская инфраструктура включает информационное, методическое, научное, кадровое обеспечение, а также средства связи, коммуникации и др. В современных условиях выделяют одну-, двух-, либо трёхуровневую банковскую систему страны. Одна- и трёх уровневая банковская система встречается редко. Одноуровневый вариант построения банковской системы предполагается в тех случаях, когда:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.