Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Предмет «Словесное действие» 3 курс



Предмет «Словесное действие» 3 курс

Тема «Особенности стихосложения. Рифма. Виды рифм. Клаузула. Стяжение».

 

    Клаузулами называют группу заключительных слогов в стихе, начиная с последнего ударного слога. Клаузулы бы­вают разные. Это свободные слоги, не зависящие от размера стиха.

Окончание на ударный слог принято называть мужским (отдохнУл). Если ударение падает на предпоследний слог, такую клаузулу называют женской (отдохнУла). Если уда­рение стоит на третьем слоге от конца, перед нами дактилическая клаузула (отдыхАющий). Окончания же с числом без­ударных слогов более двух называют гипердактилическими(сверхдактилическими). Они встречаются сравнительно ред­ко. Гипердактиличеокие клаузулы использовались Пушкиным, Блоком, Брюсоввм и другими поэтами.

Идет Балда, покрЯкивает,

А поп, завидя Балду, вскАкивает...

(А. Пушкин).

Плыла над морем

даль опАловая... (В. Брюсов).

Клаузулы разнообразят стихотворение, не нарушая при этом метр стиха:

 

По вечерам над ресторАнами (дактилическая клаузула)

Горячий воздух дик и глУх, (мужская клаузула)

И правит окликами пьЯными (дактилическая клаузула)

Весенний и тлетворный дУх (мужская клаузула).

(А. Блок).

Сочетание дактилической и мужской клаузул обостряет восприятие произведения.

    Клаузулы могут вступать между собой в созвучие. Это созвучие концов строк, на­чиная с последнего ударения и называется рифмой. Рифмаможет быть мужской, женской, дактилической, гипердакти­лической.

«Туман-обман» — мужская рифма, «Славы – забавы» — женская рифма, «Разгорается—улыбается» — дактилическая, «Опаловая— прикалывая» — гипердактилическая.

У Брюсова есть рифмы, в которых число неударных слогов доходит до четырех:

| ¯ ¯ ¯ ¯

Холод, тело тайно скОвывающий...

¯ ¯ ¯ ¯

Холод, душу очаровывающий.

В стихотворении «Прячет месяц» С. Есенин использовал одни дактилические рифмы:

Прячет месяц за овИнами

Желтый лик от солнца Ярого.

Высоко над луговИнами

По востоку пышет зАрево... и т. д.

Какова же роль рифмы в стихотворной речи? «Рифма воз­вращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее, — писал В. Маяковский,— заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе». Некоторые поэты, и в том числе Маяковский, рифмовали не только концы, но и на­чала, середины строк:

Улица

– лица у догов годов резче...

(В. Маяковский).

Однако созвучие в конце стиха слышится гораздо отчет­ливее, подчеркивая ритмически организованную стихотворную речь.

Рифмы бывают точные и неточные. Точной рифмой назы­вают такую, в которой все звуки совпадают, начиная от ударного гласного и до конца слова. А рифмы, в которых не все звуки совпадают, называют неточными: «Хорошо —в порошок», «порука — друга», «Песню—тесной»…

Богатой рифмой считают ту, в которой рифмуются не толь­ко звуки, начиная с последнего ударения, но и предшествующий ударению согласный звук: «Лень—олень», «Ревновать – изнывать».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.