|
|||||
ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА ГОРОДОВ ИПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА ГОРОДОВ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ План лекции: 1. Планирование территории населенных мест. 1.1 Общие положения. 1.2 Система зеленых насаждений. 1.3 Коммуникации. 1.4 Санитарно-гигиенические и противопожарные требования. 2. Планирование территории промышленного предприятия. Жилые и общественные здания, промышленные предприятия, парки, бульвары, площади, улицы мосты, транспортные магистрали и сооружения, инженерные коммуникации транспортные магистрали, размещены по законам функциональных, санитарных, противопожарных и градостроительных требований, что и определяет планировочную структуру населенных мест. 1. Планирование территории населенных мест. 1.1. Общие положения. Территорию и состав населенных мест и их устройство определяют количественным составом трудящихся основных групп предприятий и учреждений. В эту группу входят все промышленные предприятия, предприятия внешнего транспорта, административные, научно-исследовательские, высшие и средние учебные заведения. В зависимости от типа населенного места, природных условий и характера размещения промышленных предприятий обозначено три типа архитектурно-планировочных структур населенных мест: компактная, разреженная и рассоединенная. Компактный тип применяется для небольших населенных мест: поселков, малых и средних городов, которые размещены на спокойном рельефе.
Разреженный тип применяется для населенных мест добывающих районов с гористой местностью и большими водоемами. Территорию населенных мест разделяют на функциональные зоны: селитебную, промышленную, коммунально-складскую, наружного транспорта и другие территории, занятые санитарно-техническими сооружениями, санитарно-защитными зонами, внеселитебными зеленными насаждениями. Для лучшей организации городских земель территорию города делят на районы, которые в свою очередь делятся на жилые районы, микрорайоны и кварталы. Микрорайон – часть селитебной территории ограниченная магистральными улицами, в которой расположен жилой комплекс с общественными учреждениями повседневного использования (школы, дошкольные учреждения, магазины, столовые, кафе, мастерские бытового обслуживания, спортплощадки, гаражи и другие). Квартал – часть селитебной территории, ограниченная общегородскими и общеселитебными проездами. Обслуживающие учреждения квартала размещают на первом этаже жилых зданий или в отдельных зданиях. Размер квартала не превышает 8 – 10 га. Планировочная схема микрорайона зависит от природных условий и особенностей местности. Различают несколько способов планировки и застройки микрорайонов и кварталов: периметральный, линейный, групповой и произвольный. В состав жилых микрорайонов входят: а) жилая территория (жилые здания, хозяйственные дворы, проезды); б) участки зданий школ и детских учреждений; в) сад для отдыха населения, спортивные площадки; г) здания культурно-просветительского обслуживания; д) предприятия торговли; е) Бытовое обслуживание населения; ж) гаражи для легковых автомобилей. Размер микрорайона определяется по расчету в зависимости от количества проживающих. Оптимальные размеры микрорайонов: при двух- трехэтажных строениях 3-4 тыс. человек (15-20 га); при застройке 4-5 этажными и выше зданиями 6-8 тыс. человек (20-30 га). Общие принципы размещения учреждений повседневного пользования отдельно стоящих и скооперированных зданий: а) радиусы обслуживания должны быть не более 350м; б) участки зданий должны быть обособленными, окруженными полосою зеленных насаждений шириной не менее 5м и иметь отдельный проезд; в) здания следует ставить с отступом от красной линии не менее 3-6м, а от жилых зданий 10м; г) предприятия торговли и бытового обслуживания могут быть объединены на одном участке с гаражами; д) перед входом в столовую следует предусмотреть небольшую озелененную площадку; е) помещения для культурно-просветительской работы следует размещать совместно с садом микрорайона. Гаражи для легковых автомобилей устраиваются: боксового, манежно-боксового, манежного и индивидуального типов. Гаражи боксового типа могут быть наземными, полуподземными, подземными вместимостью 50 автомобилей и выше. Гаражи индивидуального типа целесообразно размещать на изолированных участках в пределах группы жилых зданий и на изолированных участках в пределах микрорайона. 1.2. Система зеленных насаждений. Зеленные насаждения микрорайона по назначению классифицируются на: озелененные дворы и палисадники, озелененные участки школ и детских учреждений, сад микрорайона, защитные полы и участки. Озелененные дворы с детскими площадками размещают непосредственно около жилых зданий. Палисадники перед зданиями предусматривают для защиты от пыли. Ширина палисадника во двор принимается 3-6м и более с высадкой кустарников или деревьев. Сад микрорайона по возможности следует объединить в единую систему с озеленением школ, детских учреждений и спортивных площадок. В небольших микрорайонах сад размещают по середине. В микрорайонах вытянутых в плане, сад проектируется в виде бульвара. 1.3. Коммуникации. Внутренние проезды проектирую трех типов: основные, второстепенные, хозяйственные. Основные проезды предполагают для подъезда к группе жилых зданий и общественных участков, второстепенные для подъезда к отдельным зданиям, хозяйственные для обслуживания хозяйственных дворов. Пешеходные дорожки и аллеи служат для связи внутри микрорайона. Пешеходные аллеи обсаживают деревьями и кустарниками. Автомобильные стоянки размещают на жилых улицах и местах примыкания к ним внутренних проездов, на участках для коммунально-хозяйственных учреждений и гаражей, на участках хозяйственных дворов. 1.4. Санитарно-гигиенические и противопожарные требования. Санитарно-гигиенические требования. При застройке микрорайона следует придерживаться специальных санитарно-гигиенических требований по отношению к жилым комнатам, помещений школ и детских учреждений защиты от шума и пыли. Инсоляция обеспечивается ориентацией жилых помещений по сторонам света из расчета, что ежедневное время облучения с марта по сентябрь не должны быть менее 3 часов. Расстояние между зданиями должно быть: - между длинными сторонами зданий – две высоты, но не менее 20м; - между длинными сторонами и торцами 12 м; -
Противопожарные требования. Ограничивают длину жилых и обще ственных зданий и определяют разрывы между ними. Въезды внутрь микрорайона или квартала должны быть размещены на расстоянии 180м друг от друга, а входы с улицы во двор на расстоянии 90м. 2. Планирование территории промышленного предприятия. Промышленное предприятие – это есть комплекс, технологично связанных зданий и сооружений. Проектный документ, разработанный на основе СНиП и других нормативных документах, инженерных и других коммуникаций называется генеральный план.
В планировке территорий предполагается правильное размещение передзаводской площади, которая связует сеть улиц селитебной территории, правильное взаимное расположение отдельных зданий и сооружений, рациональное решение блокирования цехов. Компоновку генерального плана начинают с его территориальной группировки зданий и сооружений по промышленным процессам, санитарным и другим требованиям. На территории предприятия различают зоны: промышленную, складскую, энергетическую, испытательную, административно-хозяйственную и обслуживающего назначения. На территории предприятия здания и сооружения размещаются по системе параллельно селитебной территории и последовательно в зависимости от вредности влияния на работающих, оборудование или готовую продукцию. Однопанельное размещение целесообразно для предприятий одного, или близкого по классу санитарной вредности. При размещении в одной панели предприятий с разными размерами промышленных площадей для рационального использования панели по ширине целесообразно последовательно располагать предприятия. Основные промышленные здания и сооружения размещают из условий наилучшего транспортирования сырья и продукции. Складская зона предприятий размещается около наружных границ территории. Энергетические объекты располагают вблизи основных потребителей. Санитарные разрывы между зданиями должны быть не менее 12м. Санитарные разрывы между открытыми складами должны быть 20м, 25м и50м.
|
|||||
|