|
|||
Черное зеркало»
Конькова Анастасия (группа 19 ФИЛ 1) «Черное зеркало» «Создатель – Чарли Брукер. Сценаристы: Чарли Брукер, Конни Хук, Джесси Армстронг, Рашида Джонс, Майкл Шур, Уильям Бриджес. Страна – Великобритания. Год выхода первого сезона – 2011 год. Жанр – научная фантастика, сатира, антиутопия, триллер, драма, антология»[1]. «Черное зеркало» можно назвать своеобразной сатирой на потенциальное будущее человечества. Каждая серия сериала представляет собой презентацию моделей мира, который охвачен технологиями и информационными инновациями. На данном сериале можно удачно проследить следственно-причинные связи того или иного общественного изменениями в контексте технологического прогресса. Это обстоятельство и послужило причиной выбора данного сериала для рецензии. Интересно рассмотреть противоречивость и проблематику сериала, так как причиной возникновения конфликта в нем является сам человек, который решил сопротивляться технической революции. Название «Черного зеркала» указывает нам на дисплей любого нашего выключенного гаджета, который в сериале достиг относительного пика в своей технологической эволюции. Но что же отображается в самом экране? Собственно, сам человек, которого не так легко изменить и усовершенствовать для прогрессивного и технологического мира. Каждая серия показывает эту отчаянную борьбу личности за независимость и реализацию. Создатель сериала Чарли Брукер является не только сценаристом и писателем, но и юмористом и сатириком, чем объясняется выбор жанра «Черного зеркала». Его провокационное чувство юмора особенно ярко реализуется в сериях, где сатира направлена на власть. Она в его историях многолика, где-то ей руководит общественная оценка, а где-то она играет в бога, убивая «бесполезных» обществу людей. Сам Чарли высказывается о сериале следующим образом: «Если технологии – это наркотики, а они действительно похожи на наркотики, то каковы будут побочные эффекты? Пограничная область между наслаждением и дискомфортом и есть место действия моего драматического сериала «Черное зеркало». Вы найдете черное зеркало на каждой стене, на каждом столе, в каждой ладони: холодный и блестящий экран телевизора, монитора, смартфона»[2]. Сериал представляет собой «не связанные между собой образы будущего (в каждой отдельной серии), которые сатирически обыгрываются с целью показать открытые вопросы, порождаемые стремительным развитием технологий. Параллельно с этим сериал эксплуатирует тему нашего постоянного беспокойства по поводу современного мира и охватившей его техно-паранойи»[3]. Сериал легко проанализировать с точки зрения проблематики, так как каждая серия является отдельной и оформленной реальностью. Первой проблемой, которая лейтмотивом проходит через все серии, является отсутствие личностной свободы человека. Он так или иначе становится зависим от какой-то технической системы, вводимой государством. В сериале это реализуется разными способами. В серии «Nosedive» девушка зависима от общественного рейтинга и мнения, она не может вести себя естественно, всегда живя в угоду другим. Волей случая ее рейтинг падает до минимального значения, и она оказывается в тюрьме, где, как ни парадоксально, она становится свободной. Очень часто тема отсутствия свободы перекликается с невозможностью принятия личного решения. В серии «White Christmas» герой становится жертвой общественного закона, при котором каждый человек не по своей воли может быть заблокирован. Не имея возможности что-либо предпринять или решить, он теряет свою семью. В этой же серии мы узнаем историю девушки, которая перенесла часть своего сознания в чип, испытав «внетелесный опыт». Она в прямом смысле стала своим же рабом, отдав свое сознание для реализации технологии «умный дом». В каждой серии можно также проследить проблему поляризации общества. Чаще всего конфликт запускает именно эта проблема. Мир в сериале всегда делится на две части: рабочие и звезды медиа, которые являются идолами (серия «Fifteen Million Merits»); здоровые люди, способные продолжать свой род и быть полезными государству, и люди с хроническими заболеваниями, которых истребляют запрограммированные военные (серия «Men Against Fire»). О поляризации также свидетельствуют, разграниченные по уровню достатка, территории для проживания или этажи. Еще одной очевидной проблемой сериала является стремление людей победить законы природы. Чаще всего герой хочет победить смерть или физическую немощность. В серии «San Junipero» люди бояться смерти и неизвестности, они предпочитают перенестись в своеобразную форму рая, которая позволит им жить вечно. Победить смерть хочет и героиня серии «Be Right Back», которая заказывает робота, похожего на ее погибшего мужа не только внешностью, но и речевыми особенностями и пережитым опытом. Рассматривая данные проблемы, можно увидеть, какие последствия ждет мир профессий. Основной рабочей силой станут роботы, которые не только будут выполнять тяжелую и монотонную работу, но и выступят в роли правосудия, решая человеческую судьбу с помощью бездушной программы. Сферу развлечений так же ждет трансформация. Разработчики виртуальных реальностей и компьютерных игр будут весьма успешны в таком мире. Человек всегда ищет путь упрощения, а что может быть проще для понимания, чем картинка? Виртуальная реальность даст людям возможность начать новую жизнь множество раз, что, конечно же, приведет виртуальный мир к новой форме извращений, а это для человека не менее увлекательно. Большую роль в мире профессий сыграет феномен «цифрового бессмертия». Для осуществления данного процесса будет открыто множество вакантных мест. Человек в этой сфере станет обслуживающей силой техники и роботов. Интересна попытка героини заменить своего мужа андроидом. Конечно, в этой серии мир не подразумевал наличие вечного мира, но факт того, что роботы могут начать заменять нам любимых людей, звучит пугающе. Несмотря на это, нельзя отрицать, что этот процесс невозможно осуществить без рабочей силы. Основываясь только на реалиях сериала, мы можем заметить, что создание андроидов осуществляется человеком, что создает для него некий спектр новых профессий. Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что данный сериал является удачной презентацией возможного будущего, которое нельзя назвать оптимистичным. В мире профессий человек вступит в гонку с постоянно развивающимся роботом и в конечном итоге проиграет, так как стабильный и свободномыслящий человек всегда будет преградой для абсолютно цифрового мира, что ярко и достоверно показано в сериале. Литература: 1. Черное зеркало (телесериал) [Электронный ресурс]. – Википедия. – URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Чёрное_зеркало_(телесериал) (дата обращения: 03.10.2020); 2. Brooker Charlie: the dark side of our gadget addiction/The Guardian. – 2011; 3. Слюсарев В.В., Философия «Черного зеркала»: переворот в мозгах из края в край…// The Digital Schola: Philosopher’s Lab / Цифровой ученый: лаборатория философа. 2019. Т.2. №1. С. 22-32. [1] Черное зеркало (телесериал) [Электронный ресурс]. – Википедия. – URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Чёрное_зеркало_(телесериал) (дата обращения: 03.10.2020).
[2] Brooker Charlie: the dark side of our gadget addiction/The Guardian. – 2011. [3] Слюсарев В.В., Философия «Черного зеркала»: переворот в мозгах из края в край…// The Digital Schola: Philosopher’s Lab / Цифровой ученый: лаборатория философа. 2019. Т.2. №1. С. 22-32.
|
|||
|