Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Классный час по методике case-study «Цифровая гигиена»



 

На основе материалов АНО НЦПТИ

Методические указания по проведению классных часов и интерактивных занятий «Защита персональных данных от доступа злоумышленников в сети Интернет»

Под редакцией В.С. Жученков, Ростов-на-Дону, 2019 г.

 

 

Классный час по методике case-study «Цифровая гигиена»

Цель кейсов в контексте данного занятия: привитие обучающимся старшей школы навыков обеспечения медиабезопасности при использовании сети Интернет и развитие медиаграмотности старшеклассников путем интерактивного метода case-study

 

Кейсы — это заданные и основанные на реальных фактах ситуации, содержащие в себе некую проблему или противоречие, которые в ходе работы над анализом кейса необходимо решить.

 

Задачи, реализуемые в ходе проведения классного часа:

1. Привитие обучающимся компетенций по выявлению и оценке информационных угроз, исходящих от потенциально опасных онлайн-коммуникаций.

2. Обучение старшеклассников навыкам ответственного отношения к собственным персональным данным при нахождении в сети Интернет.

3. Обучение старшеклассников основам медиабезопасности, включающим использование технических средств защиты личной информации в интернете, активное применение функционала социальных сетей.

4. Развитие критического мышления старшеклассников относительно информации, распространяемой в сети Интернет и посредством иных электронных средств массовой коммуникации.

5. Обучение школьников контрманипулятивным технологиям касательно попыток вовлечения их в противоправную деятельность.

6. Привитие старшеклассникам навыков выявления мошеннических манипуляций в интернете.

7. Предупреждение совершения учащимися старшей школы правонарушений с использованием сети Интернет.

При проведении классного часа важно учесть возрастную категорию данных кейсов — старшеклассники как группа наиболее активных и осведомлённых о разных возможностях интернет-коммуникации ребят.

Проведение занятия необходимо выстраивать таким образом, чтобы ученики смогли свободно высказать собственную точку зрения по рассматриваемому вопросу, предоставить возможность им быть максимально услышанными

 

Вступительное слово педагога: Каждый современный человек, ежедневно проводит время в интернете. Но интернет — это не только источник информации и возможность общаться на расстояние, но и угроза компьютерной безопасности. Вы можете скачать из сети компьютерный вирус, Вашу учетную запись или адрес электронной почты, могут взломает злоумышленник. С развитием интернета резко возросло число тех, кто использует его возможности в неблаговидных целях. Хорошо знакомые следователям и гражданам виды преступлений перешли в сеть, появились новые виды преступлений, порожденные интернетом.

Сегодня я предлагаю вам решить несколько реальных практических задач – кейсов, которые помогут нам лучше разобраться в тех опасностях, которые могут нас подстерегать в сети Интернет.

 

 

Заключительное слово педагога: В заключение хотелось бы отметить, что для в эпоху стремительного развития интернет-технологий и, как следствие, развитие большого числа различных способов интернет-мошенничеств важно заниматься развитием информационной безопасности личности, то есть формировать так называемый информационный иммунитет – способность отражать негативное влияние информационной среды, уметь выявлять информационные угрозы, определять степень их опасности и умело противостоять им, адекватно воспринимать и оценивать информацию, критически осмысливать ее на основе нравственных и культурных ценностей. Я надеюсь, что это занятие хотя бы отчасти вам в этом поможет.

 

 

Этапы работы с кейсом предполагают следующие шаги:

1. В начале педагогу необходимо акцентировать внимание школьников на том, как бы они поступили при возникновении такой ситуации, и после этого предложить прочитать непосредственно сам кейс.

2. Далее обучающиеся ознакамливаются с содержанием кейса (3-5 минут в зависимости от объема), отвечают на поставленные вопросы.

3. Путем ряда наводящих вопросов педагог направляет процесс решения кейса и формулирования важных выводов.

4. Подведение выводов по кейсу и ознакомление учеников с рекомендациями по обеспечению личной безопасности в информационном пространстве, исходя из информационных угроз, которые затронул данный кейс.

 

Рассмотрим все этапы подробно, иллюстрируя разбор каждого кейса.

 

Кейс №1

Цель: проверить уровень бдительности учеников старшей школы относительно угроз, исходящих от подозрительных онлайн-коммуникаций.

 

Описание случая (зачитывается педагогом вслух или школьниками самостоятельно с распечатанного листа или экрана):

Представьте ситуацию. В социальной сети «ВКонтакте» вам приходит личное сообщение от незнакомого вам человека следующего характера: «Привет, я в _____ году в ___ школе учился вместе с твоим отцом. Не виделись с ним тысячу лет. Пришли мне его номер, хочу с ним связаться и вспомнить молодые годы».

Педагог: Как следует поступить в данной ситуации?

Далее педагог направляет ответы аудитории с целью формирования основного вывода о верном поведении в данной ситуации:

Возможный вариант ответа: убедитесь, что вам действительно написал человек, который лично знает вашего отца.

 

Вопросы, которые помогут установить эту информацию:

1. Перед тем как отвечать, спросите своего отца, действительно ли он знает этого человека?

2. При положительном ответе спросите, почему отправитель не написал напрямую отцу через социальные сети (если родитель имеет собственные учетные записи)? Задайте вопросы, ответ на которые знает только друг детства.

 

Педагог: Какие угрозы несет описанная ситуация?

 

Возможные варианты ответа:

1. Угроза доступа к данным банковской карты и последующая утечка финансовых средств или же использование вашей карты для преступных махинаций.

2. Угроза потери доступа к социальным сетям и электронным ресурсам, к которым был привязан номер телефона.

3. Угроза шантажа или же отправки сообщений на этот номер (рекламных, провокационных, вирусных и др.).

 

Далее педагог подводит итоговые выводы по кейсу и знакомит старшеклассников со следующими рекомендациями:

1. Небезопасно сообщать номер телефона даже знакомым через социальные сети, так как персональные данные могут быть перехвачены на пути к получателю

2. Если же все-таки нет другого способа, чтобы связаться с человеком, и вы полностью уверены, что вашим собеседником не является злоумышленник, то сообщайте номер телефона (в случае, если имеете несколько), к которому не привязаны ваши банковские карты или же социальные сети. Рекомендуется также сообщать номер телефона в интернете, используя текстовые данные или же закодированные, чередуя цифры или буквы (например, 89пять 2:54 ноль ноль ...).

 

Таким образом, соблюдая эти несложные правила, вы сможете обезопасить себя и своих близких

 

Кейс № 2

Цель: проверить уровень бдительности учеников старшей школы относительно угроз, исходящих от подозрительных рассылок в социальных сетях.

 

Описание случая (зачитывается педагогом вслух или школьниками самостоятельно с распечатанного листа или экрана):

Представьте ситуацию. В известной социальной сети Facebook ваш одноклассник пишет вам личное сообщение следующего характера «Привет, А***! Мне прислали твое фото. Посмотри https://foto-j9. net/а».

 

Педагог: Как следует поступить в данной ситуации? Какие угрозы могут возникнуть, если человек перейдет на подобный сайт?

Возможные варианты ответа:

1. Угроза заражения устройства вирусными программами.

2. Угроза потери доступа к социальным сетям и электронным ресурсам.

3. Угроза утечки информации из социальной сети (личные фотографии, переписки и др.).

 

Педагог: Что бы вы порекомендовали делать в сложившейся ситуации?

 

Рекомендации:

1. Ни в коем случае не переходить по неизвестным и небезопасным ссылкам

2. Проверять ссылки с помощью специальных серверов или сайтов (http://www.securrity.ru/ url_analysis.html?url=++).

3. Прежде чем перейти по ссылке, стоит убедиться, что с вами общается ваш одноклассник, для этого нужно позвонить и спросить у него, что находится по данной ссылке и действительно ли он ее отправил; написать вашему другу и задать вопросы, на которые сможет ответить только он.

4. Не используйте один пароль для всех сервисов, которыми вы пользуетесь. Наиболее безопасным методом защиты своей страницы является использование двухфакторной аутентификации (при попытке входа в аккаунт вам на телефон приходит пароль, который при каждом входе меняется), также можно использовать хранилище паролей или же создавать надёжный пароль (свыше 15 символов), которые будут содержать какую-либо фразу известную только вам.

5. Используйте лицензионные антивирусники - они не дадут возможности перейти на незащищенный сайт.

 

Кейс № 3

Цель: проверить уровень медиабезопасности учеников старшей школы.

 

Описание случая: (зачитывается педагогом вслух или школьниками самостоятельно с распечатанного листа или экрана):

Представьте ситуацию. В социальной сети ВКонтакте к вам на страничку зашел человек, на аватарке которого изображена ваша фотография, а в профиле указаны все ваши личные данные».

 

Педагог: Как следует поступить в данной ситуации? Нужно ли как-то отреагировать на эту ситуацию или стоит просто отклонить запрос в друзья? Давайте определим угрозы, которые данная ситуация несет, и сформулируем рекомендации, помогающие минимизировать эти угрозы.

 

Возможные варианты ответа:

Угроза заключается в том, что под вашим именем могут быть совершены разного рода преступные махинации (помимо того, что украдены ваши персональные данные, также может быть выведана информация о ваших знакомых, от вашего лица может совершаться продажа наркотических средств, происходить другие противоправные манипуляции и др.).

 

Рекомендации:

1. Сообщайте на вашей станице как можно меньше персональной информации о себе.

2. Помните, что все, что вы выкладываете в сеть, остается там навсегда.

3. Чтобы удалить свои персональные данные со страницы, прежде всего свяжитесь с администрацией ресурса, где она опубликована. Подкрепите требования ссылками на нормы Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ № 152, который запрещает использовать информацию без разрешения субъекта данных. Предупредите, что в случае отказа вы вправе обратиться в суд согласно статье 24 данного ФЗ (ответственность за нарушение требований ФЗ № 152).

4. Чтобы удалить личные данные из результатов поиска, обратитесь в техническую поддержку поискового сервиса. Например, у «Яндекса» есть специальная форма «Сообщить о нарушении». Однако компания предупреждает: поисковая машина индексирует страницы, которые принадлежат третьим лицам, и не отвечает за их содержание. «Яндекс» может помочь пользователю, но только в том случае, если данные удалили, а они по-прежнему видны в поисковой выдаче.

5. Когда невозможно установить источник распространения персональных данных, обратитесь в надзорные органы: Прокуратуру или в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

 

Кейс № 4

Цель: проверить информированность учеников старшей школы об основных способах денежного мошенничества, осуществляемого злоумышленниками через сеть Интернет.

 

Описание случая (зачитывается педагогом вслух или школьниками самостоятельно с распечатанного листа или экрана):

Представьте ситуацию. В известной социальной сети «ВКонтакте» вам приходит сообщение от друга с текстом: «Привет! У меня проблемы, пришли срочно 1000 на эту карту сбера потом объясню!»

 

Педагог: какова главная угроза такого сообщения? Сталкивался ли кто-то с такой ситуацией и как на нее лучше отреагировать?

 

Возможные варианты ответа:

Перевод денежных средств мошеннику.

 

Рекомендации:

1. Необходимо убедиться, действительно ли вам пишет друг, для этого достаточно позвонить ему и объяснить ситуацию. Если друг не отвечает, то можно написать ответное сообщение, но не переводить деньги пока не убедитесь, что отправитель письма - действительно ваш друг. Это можно сделать с помощью дополнительных вопросов, ответы на которые знает только он (как зовут питомца, имя классного руководителя и т. д.). Как правило, этот способ помогает вывести мошенников на чистую воду, даже если они начали с вами переписку.

2. Чаще всего такой схемой обмана пользуются мошенники в соцсетях, производя массовую рассылку одинаковых сообщений от лица личности взломанной страницы в надежде наткнуться на неразборчивого человека, который отправит деньги, не выясняя.

 

Педагог: Что можно посоветовать другу, страницу которого взломали?

 

Рекомендации:

1. Нужно поменять пароль. Надежный пароль должен представлять из себя какую-либо фразу, которую легко ассоциативно запомнить хозяину страницы, зафиксированную латинскими буквами с использованием дополнительных символов. Менять пароль рекомендуется только тогда, когда он себя дискредитировал (как в данном случае - после взлома). Рекомендуется использовать разные пароли для разных платформ и, конечно же, не сообщать никому такие данные!

2. Если вы заметили, что от вашего имени была произведена подобная рассылка, необходимо сообщить всем своим подписчикам о мошеннических действиях (через личные оповещения и на стене). Такую рассылку важно сделать даже в том случае, если вы слишком поздно обнаружили взлом страницы, так как некоторые ваши подписчики могут увидеть сообщение мошенников намного позже и перевести деньги.

 

Кейс № 5

Цель: проверить уровень медиаграмотности учеников старшей школы.

 

Описание случая (зачитывается педагогом вслух или школьниками самостоятельно с распечатанного листа или экрана):

Представьте ситуацию. В социальной сети «ВКонтакте» вам приходит сообщение от друга сделать репост публикации, в которой содержится не совсем для вас понятная информация о важности людям славянского происхождения объединяться, подкрепленная историческими сводками, фотографиями с непонятной символикой.

 

Педагог: Стоит ли выполнять просьбу друга или все-таки отказаться, несмотря на то, что он очень просит вас это сделать? Какие угрозы может нести предлагаемое действие?

 

Возможный вариант ответа:

Угроза заключается в том, что в данной публикации могут содержаться материалы, признанные экстремистскими: текст подобного описания может быть признан разжигающим межнациональную рознь и нарушающим законодательство РФ. За распространение таких вещей в интернете существует серьезное наказание!

 

Рекомендации:

1. Не публикуйте на своих страницах в социальных сетях материалы, если Вы не понимаете их содержания.

2. Не публикуйте на своих страницах материалы, которые могут оскорблять других людей по национальному, религиозному, политическому и другим признакам.

3. Не публикуйте материалы (новости), если вы не уверены в их достоверности. Распространение фейковых новостей только наносит вред развитию сети Интернет и также регулируется законом.

4. Обратите более пристальное внимание на страницу вашего друга, попросившего сделать репост: увлекается ли он каким-то радикальными течениями, входит ли в состав радикальных организаций? Возможно, вашему другу нужна помощь.

 

Кейс № 6

Цель: научить старшеклассников выявлять фейковые новости и не поддаваться манипуляции в сети.

 

Описание случая (зачитывается педагогом вслух или школьниками самостоятельно с распечатанного листа или экрана):

Представьте, что в нескольких чатах в мессенджере WhatsApp вы увидели сообщение, массово распространяемое участники беседы, со следующим содержанием: «У меня дядя работает в полиции. Он сказал, что сейчас под предлогом чем то помочь в тачке детей заталкивают и увозят,а ещё щас раздают бесплатные живачки, а это оказывается спайс, в загородном уже увезли на скорой пару детей, ели откачали. Предупредите детей, пусть будут осторожнее».

 

Педагог: Стоит ли распространять этот текст? Какую цель могут преследовать авторы такого сообщения?

 

Возможный вариант ответа:

Угроза стать подверженным манипуляции и поспособствовать распространению фейковой новости.

 

Рекомендации:

1. Стоит критически оценивать всю получаемую информацию. Даже если это сообщение активно тиражируют ваши знакомые - это не повод считать ее истиной. Проверьте, были ли подобные рассылки в сети ранее.

2. Фейковую информацию возможно распознать по определенным признакам. Приведем некоторые из них:

a. Чем больше эмоций в сообщении, тем большее подозрение должно вызвать у вас содержание.

b. Проверьте наличие данной новости на других сайтах. В новостной журналистике часто применяется правило «трёх источников». Если вы не получите ни одной новости по этому запросу, особенно на порталах официальных СМИ, это с большой вероятностью говорит о том, что информация — фейк.

c. Кроме этого, специалисты рекомендуют обращать внимание на наличие свидетелей, визуальных подтверждений (дополнительные фото- и видеоматериалы, прямые трансляции в социальных сетях и др)

 

Кейс №7

Цель: привитие навыков выявления мошеннических манипуляций в интернете.

Описание случая (зачитывается педагогом вслух или школьниками самостоятельно с распечатанного листа или экрана):

Представьте ситуацию. В социальной сети «ВКонтакте» в одной из групп, на которую вы подписаны, появился следующий пост, в котором сказано о закрытии приюта для животных К посту прикреплены несколько фотографий собак В сообщении сказано, что большинство животных уже успели раздать, однако если не заберут оставшихся щенят, их усыпят. Прикреплен номер телефона по которому можно позвонить и забрать питомца

 

Педагог: Кто-нибудь сталкивался с подобными случаями? Есть ли какие-то возможные угрозы для вас и как лучше поступить в данной ситуации?

 

Возможные варианты ответа:

1. Списание денежных средств с номера мобильного телефона после совершения звонка на указанный телефон.

2. Просьба внести предоплату за щенка

 

Рекомендации:

1. Зачастую мошенники используют самые правдоподобные истории, чтобы вынудить жертву совершить какое-либо действие, при этом акцент делается на повышенную эмоциональную составляющую ситуации. В данном случае наиболее вероятно мошенничество, при котором звонок на указанный номер телефона будет считаться автоматическим принятием платной услуги, за которую у вас спишут деньги.

2. Даже если вы готовы взять питомца, не спешите звонить по указанному номеру. Проверьте по поиску в интернете: было ли такое объявление раньше или размещено ли оно на других ресурсах? Если объявление размещалось неоднократно в течение длительного срока, то, скорее всего, его авторы — мошенники. При закрытии приюта еговладельцы не смогут месяцами ждать новых хозяев. Если же объявление размещено впервые и оно распространено на достоверных и авторитетных ресурсах - это хороший признак, что вас не пытаются обмануть. Кроме этого, данное объявление должно появиться и на других зоозащитных страничках в социальных сетях.

3. Найдите в интернете адрес приюта и его контактные данные. Если номер, который вы нашли не совпадает с указанным в сообщении, скорее всего, вас пытаются обмануть.

4. Насторожить должен и тот факт, если вам совершенно бесплатно предлагают забрать породистого животного. Как правило, владельцы приютов или заводчики продают их на специализированных рынках животных



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.