|
|||
ПЕРВАЯ ПАРАСтр 1 из 2Следующая ⇒
Характерные интервалы – это интервалы, образующиеся в ладах гармонического мажора и минора: Они образуются только при участии гармонической ступени т.е образуются в ладах гармонического мажора и минора (и при этом не встречаются в натуральных)
Характерные интервалы – это увеличенные и уменьшенные интервалы. К характерным интервалам относятся: ув.2 <=> ум.7 и ув.5 <=> ум.4 В мажоре гармонической ступенью будет пониженная VI ступень: В миноре гармонической будет повышенная VII ступень: ПЕРВАЯ ПАРА ХАРАКТЕРНЫХ ИНТЕРВАЛОВ Общая для 2-х гармонических ладов (мажора и минора) обращаемая пара характерных интервалов В гармоническом миноре первая обращаемая пара характерных интервалов ув.2 и ее обращение – ум.7 строятся: ув.2 – на VI ступени Натуральная и гармоническая VI – VII ступени в гаммообразном движении создают Интервал ув.2 присутствует и в мажоре, и в миноре. Он строится вверх от VI ступени. Однако мы помним, для минора гармонической будет VII ступень (она повышена), а для мажора гармонической будет VI ступень (она понижена). То, что создает колорит (увеличенная секунда) – есть первый характерный интервал: Вторым характерным интервалом будет обратимая септима от этой секунды. Это будет уменьшенная септима (ум.7), и будет строиться она соответственно от VII ступени гармонического мажора и минора: Очевидную первую пару характерных интервалов найти было просто. На этом аналогии между мажором и минором заканчиваются, да их на самом деле и не было. Некое подобие аналогии создалась потому, что в ув.2 участвуют и VI, и VII ступени гармонических ладов, где поочередно натуральная и гармоническая ступень меняются местами при смене мажора на минор. Поэтому характерный интервал ув.2 строится вверх от VI ступени гармонического мажора и минора. Так запоминать удобней.
ВТОРАЯ ПАРА ХАРАКТЕРНЫХ ИНТЕРВАЛОВ А вот вторая взаимно обратимая пара характерных интервалов для мажора и для минора будет строиться уже от разных ступеней. Потому что: Разнящаяся для мажора и минора обращаемая пара характерных интервалов Для мажора: Для минора:
РАЗРЕШЕНИЯ ХАРАКТЕРНЫХ ИНТЕРВАЛОВ Как разрешать характерные интервалы: Все разрешения потому и есть разрешения, что разрешаются они в устойчивые ступени (устойчивые ступени входят в состав тонического трезвучия). Разрешая любые интервалы, об этом нужно помнить всегда.
ПЕРВАЯ ПАРА Первая обратимая пара разрешается одинаково для мажора и минора движением обоих голосов, причем, по самому интервалу совместно с его разрешением невозможно определить, какой это лад мажорный или минорный (оба подойдут)
ВТОРАЯ ПАРА Вторая обратимая пара разная для мажора и минора и разрешается движением одного голоса по-разному 1) ув.5 (на VI ст.) разрешается в в б.6 движением нижнего голоса вниз 1) ум.4 (на VII ст.) разрешается в м.3 движением нижнего голоса вверх (гармонической септимы - в тонику).
|
|||
|