Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПЕРВАЯ ПАРА



 

Характерные интервалы – это интервалы, образующиеся         в ладах гармонического мажора и минора:


Они образуются только при участии гармонической ступени т.е образуются в ладах гармонического мажора и минора (и при этом не встречаются в натуральных)

 

Характерные интервалы – это увеличенные и уменьшенные интервалы.

К характерным интервалам относятся: ув.2 <=> ум.7 и ув.5 <=> ум.4

В мажоре гармонической ступенью будет пониженная VI ступень:

В миноре гармонической будет повышенная VII ступень:

ПЕРВАЯ ПАРА ХАРАКТЕРНЫХ ИНТЕРВАЛОВ

Общая для 2-х гармонических ладов (мажора и минора) обращаемая пара характерных интервалов

В гармоническом миноре первая обращаемая пара характерных интервалов ув.2 и ее обращение – ум.7 строятся:

ув.2 – на VI ступени
ум.7 – на VII ступени

Натуральная и гармоническая VI – VII ступени в гаммообразном движении создают
увеличенную секунду, которая придает звучанию восточный колорит:

Интервал ув.2 присутствует и в мажоре, и в миноре. Он строится вверх от VI ступени.

Однако мы помним, для минора гармонической будет VII ступень (она повышена), а для мажора гармонической будет VI ступень (она понижена).

То, что создает колорит (увеличенная секунда) – есть первый характерный интервал:

Вторым характерным интервалом будет обратимая септима от этой секунды. Это будет уменьшенная септима (ум.7), и будет строиться она соответственно от VII ступени гармонического мажора и минора:

Очевидную первую пару характерных интервалов найти было просто.

На этом аналогии между мажором и минором заканчиваются, да их на самом деле и не было. Некое подобие аналогии создалась потому, что в ув.2 участвуют и VI, и VII ступени гармонических ладов, где поочередно натуральная и гармоническая ступень меняются местами при смене мажора на минор. Поэтому характерный интервал ув.2 строится вверх от VI ступени гармонического мажора и минора. Так запоминать удобней.

 

ВТОРАЯ ПАРА ХАРАКТЕРНЫХ ИНТЕРВАЛОВ

А вот вторая взаимно обратимая пара характерных интервалов для мажора и для минора будет строиться уже от разных ступеней.

Потому что:
Для мажора - в характерном интервале должна присутствовать VI гармоническая ступень, Для минора – в характерном интервале должна присутствовать VII гармоническая ступень.

Разнящаяся для мажора и минора обращаемая пара характерных интервалов
увеличенная квинта (ув.5) и уменьшенная кварта (ум.4)

Для мажора:
1) на VI ступени строится ув.5
соответственно (при обращении голосов)
2) на III ступени строится ум.4

Для минора:
1) на VII ступени строится ум.4
соответственно (при обращении голосов)
2) на III ступени строится ув.5

 

РАЗРЕШЕНИЯ ХАРАКТЕРНЫХ ИНТЕРВАЛОВ

Как разрешать характерные интервалы:

Все разрешения потому и есть разрешения, что разрешаются они в устойчивые ступени (устойчивые ступени входят в состав тонического трезвучия). Разрешая любые интервалы, об этом нужно помнить всегда.
Поэтому гармоническая ступень всегда движется на пол тона в ближайшую устойчивую (в мажоре VI => V, в миноре VII => I). Вторая ступень интервала: если она находится на устойчивой ступени – остается на месте, а если на не устойчивой - движется в сторону устойчивой в направлении обратном разрешению гармонической ступени. Здесь все просто: увеличенные интервалы - расширяются, уменьшенные – сужаются.

 

ПЕРВАЯ ПАРА

Первая обратимая пара разрешается одинаково для мажора и минора движением обоих голосов, причем, по самому интервалу совместно с его разрешением невозможно определить, какой это лад мажорный или минорный (оба подойдут)
1) ув.2 разрешается в ч.4 движением обоих голосов наружу


2) ум.7 разрешается в ч.5 движением обоих голосов внутрь

 

ВТОРАЯ ПАРА

Вторая обратимая пара разная для мажора и минора и разрешается движением одного голоса по-разному
Мажор:

1) ув.5 (на VI ст.) разрешается в в б.6 движением нижнего голоса вниз


2) ум.4 (на III ст.) разрешается в м.3 движением верхнего голоса вниз (гармонической сексты - в доминантовый тон).


Минор:

1) ум.4 (на VII ст.) разрешается в м.3 движением нижнего голоса вверх (гармонической септимы - в тонику).


2) ув.5 (на III ст.) разрешается в б.6 движением верхнего голоса вверх

 




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.