|
|||
Рисунок 2 - Определение величины уклона ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Уклон. Плоские поверхности деталей, расположенные наклонно, обозначают на чертеже величиной уклона. Как подсчитать эту величину, покажем на примере. Клин, изображенный на рис. 2, а, имеет наклонную поверхность, уклон которой нужно определить. Из размера наибольшей высоты клина вычтем размер наименьшей высоты: 50 – 40 = 10 мм. Разность между этими величинами можно рассматривать как размер катета прямоугольного треугольника, образовавшегося после проведения на чертеже горизонтальной линии (рис. 1, б). Величиной уклона будет отношение размера меньшего катета к размеру горизонтальной линии. В данном случае нужно разделить 10 на 100. Величина уклона клина будет 1:10. Рисунок 2 - Определение величины уклона На чертеже уклоны указывают знаком и отношением двух чисел, например 1:50; 3:5. Если требуется изобразить на чертеже поверхность определенного уклона, например 3:20, вычерчивают прямоугольный треугольник, у которого один из катетов составляет три единицы длины, а второй – 20 таких же единиц (рис. 3). Рисунок 3- Построение уклонов и нанесение их величин
При вычерчивании деталей или при их разметке для построения линии по заданному уклону приходится проводить вспомогательные линии. Например, чтобы провести линию, уклон которой 1:4, через концевую точку вертикальной линии (рис. 4), отрезок прямой линии длиной 10 мм следует принять за единицу длины и отложить на продолжении горизонтальной линии четыре такие единицы (т.е. 40 мм). Затем через крайнее деление и верхнюю точку отрезка провести прямую линию. Рисунок 4 - Построение линии по заданному уклону
Вершина знака уклона должна быть направлена в сторону наклона поверхности детали. Знак и размерное число располагают параллельно направлению, по отношению к которому задан уклон.
Домашнее задание. 1. Кратко законспектировать материал на тему: «Уклон, конусность и их обозначение на чертежах». 2. Выучить материал из учебника Хаскин А.М. Черчение: учебник для техникумов/ А.М. Хаскин; Под ред. А.В. Блиока. - 3-е изд., перераб. и доп. - К.: Вища школа, 1979. - с.45-47. 3. Ответить на следующие вопросы: 3.1. Что называется уклоном? 3.2. Как измеряют величину уклона? 3.3. Как обозначить уклон на чертеже? 3.4. Что называется конусностью? 3.5. Как как обозначить конусность на чертеже?
|
|||
|