Теория. Законы фотоэффекта.
Конспект урока № 4
Тема:Фотоэффект. Фотон. Корпускулярно-волновой дуализм
Цель: дать понятие фотоэлектрического эффекта и разъяснить содержание его законов, объяснить законы фотоэффекта на основании квантовых представлений; дать понятие о фотоне как элементарной частице электромагнитного излучения; изучить основные свойства фотона.
Задачи: 1. Обучающая: сформировать понятие фотоэффекта и фотона; 2. Воспитывающая: содействовать формированию навыка выявления причинно-следственных связей, о практических способах применения физических знаний. 3. Развивающая: развитие логического мышления.
Теория
Эйнштейн вывел следующее уравнение фотоэффекта:
h = Авых + Ек.
В его левой части – энергия, которую отдает фотон электрону вещества, в правой – работа выхода электрона из вещества плюс кинетическая энергия уже освобожденного электрона.
Законы фотоэффекта.
Первый закон. Сила тока насыщения (фактически, число выбиваемых с поверхности электронов за единицу времени) прямо пропорциональна интенсивности светового излучения, падающего на поверхность тела.

Второй закон.Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов линейно возрастает с частотой света и не зависит от его интенсивности.
Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта: h = Авых + 
где Aвых – работа выхода электронов из материала катода, а – максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов.
Отсюда следует, что красная граница фотоэффекта определяется формулой min = .
Запирающее напряжение, которое необходимо приложить, чтобы фототок прекратился, можно найти по формуле Uзе = 

Третий закон.Если частота света меньше некоторой определенной для данного вещества минимальной частоты кр, то фотоэффект не наблюдается (достигается т. н. красная граница фотоэффекта).
Свойства света, обнаруживаемые при взаимодействии с веществом (излучении и поглощении), называют корпускулярными, асама же световая частица получила название фотона или светового кванта. При распространении света проявляются его волновые свойства. Свет обладает своеобразным дуализмом (двойственностью) свойств.
Энергия фотона: Е = h = ћ , где ћ = = 1,055 · 10-34 Дж · с.
Масса фотона: m = . Фотон лишен массы покоя, т.е. он не существует в состоянии покоя и при рождении сразу имеет скорость с.
Импульс фотона: p = mc = = . Направлен импульс фотона по световому лучу.
Гипотеза де Броля. Длина волны де Бройля: = .
Задание на дом:
Выполнить конспект урока в тетради, используя краткую теорию урока.
Фото работ (с указанием даты и номера урока) прислать на электронную почту: helenkha18@ mail.ru
Уровни учебных достижений
| Оценка
| Критерии оценивания учебных достижений
| Недостаточный
|
| Отсутствует ответ на вопрос, задание и т.д.
| Начальный
|
| Ученик (ученица) показывает непонимание основного содержания учебного материала или допускает существенные ошибки, которые не может исправить при наводящих вопросах учителя.
| Средний
|
| Ученик (ученица) с помощью учителя описывает явление или его части без объяснений соответствующих причин, называет физические явления, различает буквенные обозначения отдельных физических величин, знает единицы измерения отдельных физических величин и формулы из темы, которая изучается.
| Достаточный
|
| Ученик (ученица) может объяснять физические явления, исправлять допущенные неточности, обнаруживает знание и понимание основных положений (законов, понятий, формул, теорий), дает полный и правильный ответ; материал излагает в логической последовательности, при этом допускает две-три несущественные ошибки, исправляет ошибки по требованию учителя.
| Высокий
|
| Ученик (ученица) свободно владеет изученным материалом, умело использует физическую терминологию, умеет обрабатывать научную информацию: находить новые факты, явления, идеи, самостоятельно использовать их в соответствии с поставленной целью, дает самостоятельно полный и правильный ответ; материал излагает в логической последовательности, литературным языком; при этом допускает одну-две несущественные ошибки, которые самостоятельно исправляет в ходе ответа.
|
|