|
|||
Черное зеркало» (Black Mirror)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ» Баранова Анастасия Дмитриевна ОТЗЫВ О СЕРИАЛЕ «Черное зеркало» (Black Mirror) Великобритания, 2011-2019 Жанр: фантастика, триллер, драма 5 сезонов Рейтинг IMDb: 8.8 Режиссеры: Оуэн Харрис, Карл Тиббеттс, Джеймс Хоуз Продюсеры: Чарли Брукер, Аннабель Джонс, Йен Хоган Нижний Новгород, 2020
Во все времена массовая культура пыталась предвосхитить будущее, отчасти потому, что человека всегда интересовало и будет интересовать эта манящая, порой пугающая неизвестность. Разумеется, в наш век технологий масс-культура просто не может обойти стороной стремительно развивающийся мир, отражая возможные положительные и негативные исходы. Будущее может казаться отталкивающим, может взращивать надежду, но в любом случае – человек преисполнен всяческих к нему ожиданий. «Черное зеркало» наиболее полно охватывает основные сферы жизни человека и мира в целом, показывая, какими они могут быть уже через несколько лет, не навязывая при этом определенную точку зрения на все происходящее – зритель сам решает, нравится ему такое будущее или же нет. Идея сериала принадлежит сценаристу Чарли Брукеру, ранее известному своей работой «Как телевидение разрушает вашу жизнь». В 2011 году сериал-антология стартовал на телеканале Channel 4, а уже в 2015 права на него перекупил Netflix, который не только выпустил три последних на данный момент сезона, но и интерактивный фильм «Брандашмыг», исход которого определяет сам зритель. Слоган «Черного зеркала»: The dark side of our gadget addiction, что, несомненно, отражено в каждом эпизоде. Сами серии абсолютно не связаны друг с другом сюжетной линией и персонажами (даже режиссеры у них разные), чтобы зритель не успевал привыкать к героям и обстоятельствам, а только шире смотрел на проблему. По словам самого Брукера, эпизоды роднит лишь сквозящая сатира, ребром ставящая вопросы, связанные со стремительным развитием мира технологий. Само название сериала намекает на сюжет: черное зеркало – это поверхность наших гаджетов в выключенном состоянии. Эта метафора действительно очень интересна, ведь в темном глянцевом отражении девайса человек видит самого себя, а при включении мгновенно «себя» теряет. Создатели «Черного зеркала» пытаются заглянуть за темный экран, предположить, что там, по ту сторону. «Черное зеркало» поднимает множество проблем, связанных с развитием технологий, и реалистично обыгрывает их, помещая в контекст обыденных вещей и ситуаций, реалий жизни, таких как отношения, воспитание, управление и так далее. Новые технологии в сериале не новы, а лишь гиперболизированный образ уже существующих, и вот к чему они ведут: 1. Роботизация труда. Робототехника становится основной рабочей силой будущего, и человек практически перестает трудится. Как показано в серии «15 миллионов заслуг» («Fifteen Million Merits»), в такой ситуации человеку остается только заняться творчеством. Но как мы знаем, места на олимпе хватит не всем, уже сейчас, в наше время, по-настоящему успешен в реализации себя через талант далеко не каждый первый или второй. Человеку нужно будет не только обладать незаурядными способностями, но и суметь вызвать интерес у аудитории, зрительский отклик. Ситуация осложняется тем, что не на каждый талант найдется свой зритель, и здесь вновь придется подстраиваться под рамки. Ну а тем, кто не может проявить себя в творчестве, остается лишь жалкая доля рабов, обслуживающих робототехнику, либо просто исчезновение. 2. Развитие технологий AR (artifactual reality) и VR (virtual reality). Сразу в нескольких сериях фигурирует устройство Z-Eyes – имплант с AR, способный накладывать несуществующие изображения на реальные объекты, что, с одной стороны, дает множество преимуществ, а с другой – ставит под вопрос возможности человека видеть не только то, что он хочет, но и то, что ему нужно. Виртуальная реальность представлена капсулой Cookie, маленьким устройством, в которое помещен слепок, копия человеческого сознания. Ощущения снова двояки: такая технология по сути гарантирует цифровое бессмертие, но если задуматься, так ли гуманно помещать человеческое сознание в маленькую коробочку, где оно не сможет сопутствовать самореализации и полноценной жизни человека в общем? 3. Изменение психологических аспектов личности. Психика человека, будучи системой пластичной, в первую очередь подвергнется изменениям с наступлением развития машин и технологий. Человек будет пытаться наделить искусственный интеллект субъективными качествами. На первый план выйдет социальная оценка, ведь именно она будет определять жизнь и положение человека в обществе. Исходя из проблем, которые четко обозначены в сериале, можем спрогнозировать будущее мира профессий. Во-первых, большинство специальностей, связанных с ручным трудом, рутиной, канет в Лету, как собственно и специальности, предполагающие обслуживание людей, а вот профессии, связанные с обслуживанием роботов, напротив, будут на пике популярности. Как было сказано ранее, не останутся безработными и те люди, чья работа связана с творчеством, нестандартным мышлением, что пока еще не доступно искусственному интеллекту. Во всем этом роботизированном, запрограммированном мире на первый план выйдет индустрия развлечений, для которой потребуются сценаристы, режиссеры, обладающие множеством компетенций и умеющие создать, как комедийное шоу, так и показательный квест-наказание. Важной, как мы сказали, будет оценка человека обществом, поэтому личности, заботящейся о своем статусе, придется обратиться к человеку, умеющему грамотно выстроить профиль в социальных сетях, или к тренеру по взаимоотношениям с людьми, который будет не только досконально знать психологию, но и предугадывать каждый шаг оппонента своего клиента. Востребованными будут также люди, умеющие работать с сознанием человека (его систематизацией), с его памятью, например. Важную нишу займут люди, занимающиеся технологиями дополненной и виртуальной реальности: те, кто будут создавать «волшебные» импланты, станции, заниматься клонированием и так далее, в общем – создавать сверхлюдей. На передовой прогресса, а следовательно и с нужной, актуальной профессией будут либо люди с очень высоким уровнем интеллектуальных способностей, либо люди социо-гуманитарных специальностей, умеющие работать с психологией человека и общества, либо, наконец, люди творческие. Остальных, за некоторыми исключениями, ждет не лучшая доля – как минимум, они не смогут самореализоваться, а как максимум – могут быть порабощены или выведены из жизни за ненадобностью. На первый взгляд может показаться, что создатели фильма выступают против технологий, но это не так. Мораль скорее в том, что человек усугубляет ситуацию под влиянием этих технологий. «Если технологии – это лекарство, а они действительно похожи на лекарство, то, собственно, какие у него побочные эффекты? Черное зеркало – это зона между наслаждением и дискомфортом» – слова создателя сериала. Есть такое выражение «от любви до ненависти один шаг», это можно отнести и к обществу. Мы можем мелкими шажками пытаться усовершенствовать наш мир, почти довести его до идеала, но одно колебание, несостыковка интересов, усиление одной из сторон – и мы перейдем черту, привычный мир разрушится, а что за ним? Дорога куда выстлана этими благими намерениями?
Использованная литература: 1) The Digital Scholar: Philosopher‘s Lab / ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского». - 2019. - Т. 2, №1. - ISSN 2618-9267. 2) Форсайт / НИУ «Высшая школа экономики». - ISSN 1995-459X. - https://foresight-journal.hse.ru/. 3) https://getit.agency/blackmirror
|
|||
|