|
|||
Урок 7.3. Предмет: «ИСТОРИЯ»№-65. Урок 7.3. Предмет: «ИСТОРИЯ» РАЗДЕЛ №-7. «РОССИЯ В КОНЦЕ XVII-XVIII ВЕКОВ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ» ВИД УРОКА: «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ» ТЕМА: «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I» ПЛАН ЛЕКЦИИ: 1.Реформы органов государственной власти. 2.Создание коллегий. 3.Судебная и административная власть. ЛЕКЦИЯ: 1. Из всех преобразований Петра I центральное место занимает реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга, что требовалось для ведения войн. В начале XVIII века фактически прекращаются заседания Боярской Думы, управление центральным и местным государственным аппаратом переходит к «Консилии министров» – временному совету начальников важнейших правительственных ведомств, организованному в 1699г. Он состоял из 8 доверенных лиц. В Консилии был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность и протоколы заседаний. В 1711 году вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учрежден Сенат. Он занял ключевое положение в государственной системе Петра. Сенат в составе 9 человек, созданный Петром для текущего управления государством на время его отсутствия (в то время царь отправлялся в Прутский поход), превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ведал коллегиями и губерниями, назначал и утверждал чиновников, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов. Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом, Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность. 2. Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В 1717-1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате устаревшая система приказов была заменена коллегиями. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены 11 коллегий: 1) Коллегия чужестранных (иностранных) дел; 2) Военная коллегия – комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии; 3) Адмиралтейств-коллегия – военно-морские дела, флот; 4) Камор-коллегия – сбор доходов государства; 5) Штатс-контор-коллегия – ведала расходами государства; 6) Ревизион-коллегия – контроль сбора и расходования казённых средств; 7) Коммерц-коллегия – вопросы судоходства, таможни и внешней торговли; 8) Берг-коллегия – горно-металлургическое дело; 9) Мануфактур-коллегия – лёгкая промышленность; 10) Юстиц-коллегия – ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты – купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства); 11) Духовная коллегия – управляла церковными делами (позже Святейший Правительствующий синод). Все коллегии подчинялись Сенату. В 1721 году была образована Вотчинная коллегия – ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых). В 1720 годах на правах коллегии был образован Главный магистрат, управлявший городским населением. С 28 февраля 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. 3. Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов для контроля за исполнением решений на местах и уменьшения повальной коррупции. Фискалы должны были «тайно проведать, доносить и обличать» все злоупотребления, как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, принимать доносы от частных лиц. Во главе фискалов стоял обер-фискал, назначавшийся царем и ему подчинявшийся. Обязанность обер-фискала при Сенате состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. Доносы рассматривала и ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата – особое судебное присутствие из четырёх судей и двух сенаторов (существовала в 1712-1719). С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный в обер-секретаря. В 1719-1723 годы фискалы подчинялись Юстиц-коллегии, с учреждением в январе 1722 года должности генерал-прокурора были поднадзорны ему. C 1723 года главным фискалом стал генерал-фискал, назначаемый государем, его помощником – обер-фискал, назначаемый Сенатом, им подчинялись прокуроры всех других учреждений. В связи с этим фискальская служба вышла из подчинения Юстиц-коллегии и вновь обрела ведомственную самостоятельность. Вертикаль фискального контроля была доведена до уровня города. В 1708-1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния. Губернаторы ведали расположенными на территории губернии войсками. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: История-I. Артёмов. стр. 254-283.
|
|||
|