Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОДБ.01 Литература. Группа № 78. Тема: «Жизнь и творчество И.А.Бунина. Своеобразие художественной манеры, тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Ход урока



 

Дата: 07.10.2020 г. (среда)

ОДБ.01 Литература

Группа № 78

Урок № 29

Тема: «Жизнь и творчество И.А.Бунина. Своеобразие художественной манеры, тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина. Философичность и лаконизм поэтической мысли

Цели:

·  актуализировать опорные знания и умения по дисциплине;

· изучить информацию о жизненном и творческом пути русского поэта и писателя Ивана Алексеевича Бунина, определить своеобразие его художественной манеры;

· ознакомиться с лирическим творчеством И.А.Бунина на примере стихотворений «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество», «Последний шмель» и др.

Средства обучения:

ü теоретический материал урока;

ü учебник - Михайлов О. Н. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1 / О. Н. Михайлов, И. О. Шайтанов, В. А. Чалмаев и др. ; под ред. В. П. Журавлева. – М. : Просвещение, 2016. – 415 с.

Ход урока

- В ближайшее время нам предстоит изучение творчества наиболее ярких представителей русской литературы начала 20 века. Сегодня мы начнем знакомиться с творчеством Ивана Алексеевича Бунина – в частности, рассмотрим некоторые примеры его лирических произведений.

«Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет,

лишится живого радужного блеска и звездного сияния

его одинокой страннической души...»

М. Горький

Иван Алексеевич Бунин  — одно из самых ярких имен русской литературы. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, умение передать язык разных слоев общества, сила воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм — лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику.

Бунин гордился своим происхождением: он был старинного дворянского рода, «давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства». Достаточно сказать, что к роду Буниных принадлежал Василий Андреевич Жуковский.

Гордился писатель и тем, что все его предки «были связаны с народом и землей, были помещиками». Эта связь традициями культуры, с одной стороны, и связь с «народом и землей», с другой, своеобразно отразились в творчестве Бунина, сделав его стиль неповторимо обаятельным и живописным.

«Я происхожу из старинного дворянского рода, давшего России немало видных деятелей, как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский, один из корифеев русской литературы, сын Афанасия Бунина и пленной турчанки Сальмы.

Все предки мои всегда были связаны с народом и с землей, были помещиками. Помещиками были и деды и отцы мои, владевшие имениями в средней России, в том плодородном подстепье, где древние московские цари, в целях защиты государства от набегов южных татар, создавали заслоны из поселенцев различных русских областей, где благодаря этому образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым».

И. А. Бунин. Из предисловия к французскому изданию
«Господина из Сан-Франциско», 1921

 

Произведения Бунина проникнутые тревогой за судьбу России, — это честный, глубокий анализ. «Я не касался в своих произведениях политической и общественной злободневности; я не принадлежал ни к одной литературной школе, не называл себя ни декадентом, ни символистом, ни романтиком, ни реалистом; … я мало вращался в литературной среде. Я много жил в деревне, много путешествовал по России и за границей: в Италии, в Турции, на Балканах, в Греции, в Палестине, в Египте, в Алжире... Я, как сказал Саади, стремился обозреть лицо мира и оставить в нем чекан души своей», меня занимали вопросы психологические, религиозные, исторические...», — писал он в автобиографии. Бунин всю жизнь преклонялся перед талантом Толстого и сам обладал толстовской зоркостью, силой изобразительности.

Из воспоминаний Г. В. Адамовича: «У Бунина ум светился в каждом его слове, и обаяние его этим усиливалось. А обаятелен он бывал, как никто, когда хотел, когда благоволил быть обаятельным. Но даже не это было важно. Важно было, что его словами, о любой мелочи, говорило то огромное, высокое, то лучшее, что у нас было: дух и голос русской литературы».

Литературные заслуги писателя были высоко оценены уже его современниками: ему были присуждены две Пушкинские премии Российской Академии наук (1903 и 1909), Бунин был избран почетным академиком Российской Академии наук по разряду изящной словесности (1909), в 1911 и 1915 гг. он был удостоен Золотых Пушкинских медалей. Уже в эмиграции (1933) первым из русских писателей Бунин получил Нобелевскую премию.

Более чем 60-летняя писательская деятельность Бунина распадается надвое: убежденный монархист, человек, далекий от политики, противник всяческого насилия, он трагически переживал события, последовавшие за 1917 годом, и эмигрировал из большевистской России, сохранив в эмиграции Россию прежнюю, ностальгически окрашенную в теплые тона.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.