Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





г. (понедельник). Дисциплина: «Литература». Группа № 74. Материалы урока



05.10.2020г. (понедельник)

Дисциплина: «Литература»

Группа № 74

Урок № 17

Тема:«Обзор жизни и творчества Б.Пастернака. Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Пастернак-переводчик»

Оборудование: - Михайлов О.Н. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1 / О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов и др./; под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2016. – 415с.

Цели урока:

- ввести обучающихся в сложный мир пастернаковского стиха, утверждаемых им нравственных ценностей, подчеркнуть его музыкальность, живописность;

- раскрыть поэтические особенности таланта Б.Л.Пастернака;

- ознакомиться с биографией писателя;

- развитие мыслительно-речевой деятельности, умения анализировать, сравнивать, логически верно излагать мысли;

- воспитывать интерес к литературе.

 

 Материалы урока

Цель нашего урока – знакомство с лирикой замечательного поэта Б.Л. Пастернака. Нам необходимо выяснить, каковы размышления Пастернака о времени, жизни, любви, с помощью каких изобразительно-выразительных средств удаётся поэту выразить свои мысли, красиво их оформить.

Борис Пастернак – удивительный человек: замечательный поэт, тонкий философ, ценитель жизни. Он был разносторонне одарённым человеком. Говорят, во многом человека делает семья.

Отец: Леонид Осипович Пастернак – известный художник.

Мать: Роза Исидоровна Кауфман – талантливая пианистка. В доме Пастернаков всегда царила атмосфера любви и гармонии. Сюда часто приезжали известные люди искусства: Скрябин, Толстой, Серов, Врубель. Борис Пастернак писал о своём детстве так: «Я сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме. Социально, в общежитии оно для меня от рождения слилось с обиходом».

Естественно то, что Пастернак впитал в себя с детства и музыку, и литературу, и умение размышлять. Долгое время он не мог выбрать свой путь.

- Как Пастернак пришёл в литературу?

От отца он унаследовал способность рисовать, от матери заниматься музыкой. В 13 лет он оставляет живопись ради музыки, и за 6 лет добивается высоких результатов в этой области искусства. Ему прочили будущее блестящего композитора. В 1908г., окончив гимназию с золотой медалью, поступает на юридический факультет Московского университета. Через год он переходит на философский факультет историко-филологического факультета. Всё это время Пастернак пишет стихи, которые редко кому показывает. Пастернак серьёзно увлёкся в 1912г. философией. Ему прочили блестящую карьеру. Но и это занятие он оставляет. Сильнее всего оказывается давнее увлечение поэзией, которая и стала для него делом всей жизни.

Первый сборник Пастернака вышел в 1914г. («Близнец в тучах»). Затем появились и другие:

1917г. – «Поверх барьеров»

1918г. – «Темы и вариации»

1922г. – «Сестра моя – жизнь»

1932г. – «Второе рождение»

1943г. – «На ранних поездах»

1956-59г. – «Когда разгуляется»

Ранние стихотворения Пастернака могут показаться малопонятными: свою литературную деятельность поэт связывал с футуристами («футурум» будущее). В 1914г. Он знакомится с Маяковским, который произвёл на него огромное впечатление. Полюбив в нём первого поэта и явного главаря футуристов, Пастернак всё-таки искал свой самостоятельный путь в литературе. Очень требовательный к себе, поэт ищет своё предназначенье. «Единственное, что в нашей власти, - пишет он, - это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас».

В своих стихотворениях Пастернак постоянно размышляет о назначении человека вообще, поэта в частности. Не случайно нам трудно выделять стихотворения по темам: человек у Пастернака не отделим от природы, от проявлений страстей.

Поэт очень требователен к себе, не случайно под стихотворениями раннего периода творчества стоит две даты: первая – время написания, вторая – время доработки, шлифовки. Только одним стихотворением раннего периода творчества Пастернак открывал все свои сборники. 

Несколько раз Пастернак на протяжении всей своей жизни возвращался к нему, дорабатывал, добиваясь ощущения лёгкости, сиюминутности впечатления. Постараемся определить, как достигается эта выразительность.

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес,

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

(чтение и анализ текста)

«…Выразительность стихотворения, во-первых, создаётся за счёт использования назывного и безличныхпредложений ( предложения 1, 2 ). Быстрая смена инфинитивов (предложения 1, 2) создаёт иллюзию движения, действия. Неожиданные эпитеты «грохочущая слякоть», «чёрная весна», «сухая грусть» и метафоры «дно очей», «ветер криками изрыт» придают живость и образность стихотворению. Сравнение«грачи, как обугленные груши» дорисовывает общую картину. Несмотря на «чёрный» колорит ( «чернила», «чёрная весна», «проталины чернеют») создаётся впечатление яркости, блеска, бликов за счёт аллитерации (повторение громкого [р] и подчёркивающих [ч], [ш], [щ], [ж], [з], [с]).

С помощью каких художественных средств Пастернаку удаётся передать живость и энергию стихотворения?

1) анафора

2) сравнение

3) ассонанс

4) назывное предложение

5) определённо-личное предложение

6) безличное предложение

7) эпитет

8) метафора

9) аллитерация

10) литота

Заканчивается стихотворение поэтической декларацией:

« И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд».

Поэтическим принципом Пастернака становится подчинение не логике, норме, правилу, а ассоциациям, порыву души.

- Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано поэтом в данном отрывке.

1) Большое озеро как блюдо. (сравнение)

За ним – скопленье облаков,

Нагромождённых белой грудой

Суровых горных ледников. (эпитет)

2) Дождь дороги заболотил,

Ветер режет их стекло.

Он платок срывает с вётел

И стрижёт их наголо. (метафора).

3) И опять зачертит иней,

И опять завертит мной

Прошлогоднее унынье

И дела зимы иной. (анафора, синт. параллелизм)

4) Не волнуйся, не плачь, не труди

Сил иссякших и сердце не мучай.

Ты жива, ты во мне, ты в груди,

Как опора, как друг и как случай. (бессоюзие, сравнение)

5) Мчались звёзды. В море мылись мысы.

Слепла соль. И слёзы высыхали.

Были тёмны спальни. Мчались мысли,

И прислушивался сфинкс к Сахаре. (инверсия, метафора)

Использование разнообразных средств выразительности позволяли Пастернаку найти словесное выражение своим чувствам.

Не случайно в одном из своих стихотворений Пастернак писал о том, что мечтал постичь тайну сути.

Постоянное размышление о человеке, о его предназначении, месте в жизни, о любви проходит через всё творчество Пастернака. Невозможно выделить отдельную тему: всё переплетено, всё взаимосвязано. Вынешь, извлечёшь один элемент, и всё потеряет смысл, рассыплется.

Но и не терпел пустого сотрясания воздуха.

У каждого человека есть жизненный выбор, который ему рано или поздно предстоит сделать. Пастернак свой выбор сделал: всю жизнь он жил в России, хотя его семья ещё в 1922г. эмигрировала в Германию. В его творчестве были взлёты и падения. С 1946г. Пастернак 7 раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. В 1958г. она была ему присуждена «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы» после публикации в Италии романа «Доктор Живаго». Б. Л. Пастернак вынужден был отказаться от столь почётной награды, т.к. встал вопрос о его выдворении из страны, чего он не мог позволить. «Для меня это невозможно, - решительно заявлял он. – Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю свое судьбы отдельно и вне её». Как укор травившим его появилось стихотворение «Нобелевская премия»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.