|
|||
г. (понедельник). Дисциплина: «Литература». Группа № 74. Материалы урокаСтр 1 из 2Следующая ⇒ 05.10.2020г. (понедельник) Дисциплина: «Литература» Группа № 74 Урок № 17 Тема:«Обзор жизни и творчества Б.Пастернака. Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Пастернак-переводчик» Оборудование: - Михайлов О.Н. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1 / О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов и др./; под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2016. – 415с. Цели урока: - ввести обучающихся в сложный мир пастернаковского стиха, утверждаемых им нравственных ценностей, подчеркнуть его музыкальность, живописность; - раскрыть поэтические особенности таланта Б.Л.Пастернака; - ознакомиться с биографией писателя; - развитие мыслительно-речевой деятельности, умения анализировать, сравнивать, логически верно излагать мысли; - воспитывать интерес к литературе.
Материалы урока Цель нашего урока – знакомство с лирикой замечательного поэта Б.Л. Пастернака. Нам необходимо выяснить, каковы размышления Пастернака о времени, жизни, любви, с помощью каких изобразительно-выразительных средств удаётся поэту выразить свои мысли, красиво их оформить. Борис Пастернак – удивительный человек: замечательный поэт, тонкий философ, ценитель жизни. Он был разносторонне одарённым человеком. Говорят, во многом человека делает семья. Отец: Леонид Осипович Пастернак – известный художник. Мать: Роза Исидоровна Кауфман – талантливая пианистка. В доме Пастернаков всегда царила атмосфера любви и гармонии. Сюда часто приезжали известные люди искусства: Скрябин, Толстой, Серов, Врубель. Борис Пастернак писал о своём детстве так: «Я сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме. Социально, в общежитии оно для меня от рождения слилось с обиходом». Естественно то, что Пастернак впитал в себя с детства и музыку, и литературу, и умение размышлять. Долгое время он не мог выбрать свой путь. - Как Пастернак пришёл в литературу? От отца он унаследовал способность рисовать, от матери заниматься музыкой. В 13 лет он оставляет живопись ради музыки, и за 6 лет добивается высоких результатов в этой области искусства. Ему прочили будущее блестящего композитора. В 1908г., окончив гимназию с золотой медалью, поступает на юридический факультет Московского университета. Через год он переходит на философский факультет историко-филологического факультета. Всё это время Пастернак пишет стихи, которые редко кому показывает. Пастернак серьёзно увлёкся в 1912г. философией. Ему прочили блестящую карьеру. Но и это занятие он оставляет. Сильнее всего оказывается давнее увлечение поэзией, которая и стала для него делом всей жизни. Первый сборник Пастернака вышел в 1914г. («Близнец в тучах»). Затем появились и другие: 1917г. – «Поверх барьеров» 1918г. – «Темы и вариации» 1922г. – «Сестра моя – жизнь» 1932г. – «Второе рождение» 1943г. – «На ранних поездах» 1956-59г. – «Когда разгуляется» Ранние стихотворения Пастернака могут показаться малопонятными: свою литературную деятельность поэт связывал с футуристами («футурум» будущее). В 1914г. Он знакомится с Маяковским, который произвёл на него огромное впечатление. Полюбив в нём первого поэта и явного главаря футуристов, Пастернак всё-таки искал свой самостоятельный путь в литературе. Очень требовательный к себе, поэт ищет своё предназначенье. «Единственное, что в нашей власти, - пишет он, - это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас». В своих стихотворениях Пастернак постоянно размышляет о назначении человека вообще, поэта в частности. Не случайно нам трудно выделять стихотворения по темам: человек у Пастернака не отделим от природы, от проявлений страстей. Поэт очень требователен к себе, не случайно под стихотворениями раннего периода творчества стоит две даты: первая – время написания, вторая – время доработки, шлифовки. Только одним стихотворением раннего периода творчества Пастернак открывал все свои сборники. Несколько раз Пастернак на протяжении всей своей жизни возвращался к нему, дорабатывал, добиваясь ощущения лёгкости, сиюминутности впечатления. Постараемся определить, как достигается эта выразительность. Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. (чтение и анализ текста) «…Выразительность стихотворения, во-первых, создаётся за счёт использования назывного и безличныхпредложений ( предложения 1, 2 ). Быстрая смена инфинитивов (предложения 1, 2) создаёт иллюзию движения, действия. Неожиданные эпитеты «грохочущая слякоть», «чёрная весна», «сухая грусть» и метафоры «дно очей», «ветер криками изрыт» придают живость и образность стихотворению. Сравнение«грачи, как обугленные груши» дорисовывает общую картину. Несмотря на «чёрный» колорит ( «чернила», «чёрная весна», «проталины чернеют») создаётся впечатление яркости, блеска, бликов за счёт аллитерации (повторение громкого [р] и подчёркивающих [ч], [ш], [щ], [ж], [з], [с]). С помощью каких художественных средств Пастернаку удаётся передать живость и энергию стихотворения? 1) анафора 2) сравнение 3) ассонанс 4) назывное предложение 5) определённо-личное предложение 6) безличное предложение 7) эпитет 8) метафора 9) аллитерация 10) литота Заканчивается стихотворение поэтической декларацией: « И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд». Поэтическим принципом Пастернака становится подчинение не логике, норме, правилу, а ассоциациям, порыву души. - Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано поэтом в данном отрывке. 1) Большое озеро как блюдо. (сравнение) За ним – скопленье облаков, Нагромождённых белой грудой Суровых горных ледников. (эпитет) 2) Дождь дороги заболотил, Ветер режет их стекло. Он платок срывает с вётел И стрижёт их наголо. (метафора). 3) И опять зачертит иней, И опять завертит мной Прошлогоднее унынье И дела зимы иной. (анафора, синт. параллелизм) 4) Не волнуйся, не плачь, не труди Сил иссякших и сердце не мучай. Ты жива, ты во мне, ты в груди, Как опора, как друг и как случай. (бессоюзие, сравнение) 5) Мчались звёзды. В море мылись мысы. Слепла соль. И слёзы высыхали. Были тёмны спальни. Мчались мысли, И прислушивался сфинкс к Сахаре. (инверсия, метафора) Использование разнообразных средств выразительности позволяли Пастернаку найти словесное выражение своим чувствам. Не случайно в одном из своих стихотворений Пастернак писал о том, что мечтал постичь тайну сути. Постоянное размышление о человеке, о его предназначении, месте в жизни, о любви проходит через всё творчество Пастернака. Невозможно выделить отдельную тему: всё переплетено, всё взаимосвязано. Вынешь, извлечёшь один элемент, и всё потеряет смысл, рассыплется. Но и не терпел пустого сотрясания воздуха. У каждого человека есть жизненный выбор, который ему рано или поздно предстоит сделать. Пастернак свой выбор сделал: всю жизнь он жил в России, хотя его семья ещё в 1922г. эмигрировала в Германию. В его творчестве были взлёты и падения. С 1946г. Пастернак 7 раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. В 1958г. она была ему присуждена «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы» после публикации в Италии романа «Доктор Живаго». Б. Л. Пастернак вынужден был отказаться от столь почётной награды, т.к. встал вопрос о его выдворении из страны, чего он не мог позволить. «Для меня это невозможно, - решительно заявлял он. – Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю свое судьбы отдельно и вне её». Как укор травившим его появилось стихотворение «Нобелевская премия»
|
|||
|