|
|||
Скульптура ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Скульптура Римский скульптурный портрет – одно из самых величайших достижений римского искусства. В отличие от греческой скульптуры, ставившей свой задачей создание идеально прекрасного образа гражданина греческого полиса, римский портрет передаёт неповторимую индивидуальность модели. Истоки римского портрета лежат в этрусском погребальном портрете и в древних обычаях самих римлян ставить в домах портретные изображения предков хозяина дома. Восковые отливки этих портретов-масок (или гипсовые слепки) хранили дома, несли в погребальных процессиях. Подобный обычай научил римских скульпторов точной передаче черт человеческого лица. Объективный, рациональный ум римлян способствовал развитию именно этого жанра. Материалами для портретов служили: известняк, мрамор, бронза, глина. Портретный жанр включал различные формы: статуи, изображавшие человека во весь рост (стоящим или сидящим), бюсты, а также надгробные рельефные портреты. Скульптурный портрет периода Римской империи характерен свой яркой реалистичностью. В портретах этого времени мы «читаем» всю жестокую историю Рима: произвол её правителей, праздный быт, утративший интерес к общественной деятельности римской знати. Около 170 г. была отлита конная статуя императора Марка Аврелия, послужившая образцом для последующих европейских монументов. В XVI в. Микеланджело поставил её в центре площади на Капитолии. «Философ на троне», стоик, Марк Аврелий изображён как бы в глубоком раздумье. В своём дневнике он писал: «Время человеческой жизни – миг, её сущность – вечное течение, ощущение – смутно, строение всего тела бренно, душа – неустойчива, судьба – загадочна, слава – недостоверна». Изобразительное искусство эпохи империи не ограничивалось портретом. Ее правители стремились увековечить свои деяния с помощью рельефов, содержание которых носило повествовательный характер и которыми украшались монументальные алтари, триумфальные арки и колонны. Живопись В 79 г. от извержения Везувия погибли несколько городов недалеко от Неаполя – Помпеи, Стабии, Геркуланум. Начатые в XVIII в. раскопки Помпей показали изумлённой Европе жизнь римского города с 20 000 тыч. населением, его планировку, устройство жилищ, их убранство. Жилой дом делился на две части. Центром был атриум с бассейном посередине, фонтаном, украшенным статуей. Крыша над бассейном, поддерживаемая 4 колоннами, имела отверстие – для наполнения бассейна дождевой водой и для освещения. Этот принцип заимствован римлянами у этрусков. В другой части дома, был перистиль – внутренний двор прямоугольной формы, заимствованный римлянами от греков. Фонтаны, ниши, статуи обильно украшали перистиль. Вокруг атриума и перистиля группировались хозяйственные и жилые постройки. Стены комнат во многих домах покрывались росписями декоративного характера, часто бессюжетными, повторявшими цвет мраморных плит, какими нередко облицовывали стены в роскошных постройках. Порой изображались колонны, пилястры, арки и другие архитектурные элементы. Иногда в центре стены писалась картина на мифологические сюжеты, изображались сценки из жизни, портреты, фантастические и реальные пейзажи, птицы и звери. Полы в богатых домах украшались мозаикой – живописью из естественных горных пород, гальки, смальты (сплав стекла и краски). Широкое распространение в живописи получает портрет. Однако эволюцию римского живописного портрета нельзя проследить подобно скульптурному. Живописных портретов сохранилось немного. Об их характере в известной мере дают представления фаюмские портреты II-III вв., названых по месту нахождения в некрополе Эль-Фаюм, в восточной римской провинции Египта. Живописный портрет в Эль-Фаюме, развивался под воздействием эллинистически - римского искусства. Он сохранил здесь ещё культовое назначение, продолжая этим традицию древнеегипетского портрета. Исполненный на тонкой деревянной дощечке или холсте, портрет после смерти человека вставлялся в забетонированную мумию. Фаюмский портрет был основным видом живописного искусства. В нём уже не было скованности фронтальной композиции египетского портрета. Модель изображалась с естественным трёх четвёртным поворотом головы и обычно помещалась в нейтральном фоне. Плоская декоративная раскраска сменилась живописной лепкой объёма. Применялась чистая темпера, а также смешение этих красок, дающее разнообразные живописные эффекты. В фаюмских портретах обращает внимание яркая обрисовка индивидуальных особенностей модели: точно воспроизводятся и возрастные особенности, и этнические черты различных народов. К прекрасным образцам в технике энкаустики относится портрет «Молодого человека с бородкой в золотом венке».
В конце IV-V столетии происходит «великое переселение народов»- на территории Римской империи поселяется многочисленное племя готов, их горячо поддерживают восстающие рабы и порабощенные Римом народы. Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников-гуннов. Вестготы, затем вандалы захватывают и громят сам Рим. Римская империя распадается. А в 476 году Риму был нанесен заключительный удар и власть перешла к варварским дружинам. Римская империя пала, но ее культура оставила неизгладимый след в истории человечества.
|
|||
|