Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Психология групп 2 страница



29 группе должно поощряться потенциальное выражение всего диапазона человеческих эмоций, включая чувства вины, депрессии, надежды, сексуальности, ненависти и гнева. Далее, для достижения идеальной базовой эмоциональной структуры Келлерман рекомендует стремиться к гетерогенным группам в отношении как проблем, имеющихся у участников, так и функций, выполняемых участниками в группе.

Наиболее общепринятое рациональное обоснование гетерогенности — желание создать репрезентативную модель общества в группе. Как считают Беннис и Ше-пард, "чем более гетерогенны участники, тем больше группа соответствует микрокосму остального их межличностного опыта" (Bennis & Shepard, 1974, p. 128). Однако важно помнить, что членам группы может потребоваться значительное время, чтобы преодолеть нападки тех участников, которые не могут немедленно удовлетворить свои межличностные потребности. Цена гетерогенности может быть также слишком высока, если она порождает в группе изоляцию. Более того, формальное смешение полов, профессий и рас может быть хуже, чем полное отсутствие различий. Один пожилой человек в группе учащихся колледжа может легко получить ярлык "старика"; один чернокожий в группе белых может стать мишенью для преследований со стороны всей группы (Lakin, 1972).

Группе с коротким курсом занятий или, например, имеющей целью помочь людям в преодолении агорафобии, может оказаться необходимой большая однород-. гость. Важнейшим фактором является структура группы. Депрессивные пациенты могут успешно работать в программированной, структурированной группе, и в то же время в неструктурированной Т-группе им бывает скучно. Главный недостаток гомогенных групп состоит в недостаточной почве для споров. Вместе с тем Ялом (Yalom, 1975) выступает в пользу гомогенности, подчеркивая, что однородные группы более сплоченны, предоставляют большую поддержку, менее конфликтны и имеют лучшую посещаемость, чем гетерогенные. Ялом ссылается на исследование, показывающее, что ориентированные на сходные задачи люди могут успешно действовать в группах человеческих взаимоотношений (Greening & Coffey, 1966) и что совместимость межличностных стилей положительно коррелирует с групповой сплоченностью. Сплоченность, как мы увидим,

30 является важной детерминантой группового успеха. Многие руководители групп, например, соглашаются с тем, что участники должны обнаруживать личностное сходство в силе "Я", в возможности выдерживать напряжение. Так, Левин (Levine, 1979) предлагает для поощрения сплоченности прежде всего организовывать гомогенные в отношении общих жизненных проблем и возраста группы. Однако настоящей однородности в организации группы добиться почти невозможно, так как люди, имеющие общие проблемы и стили поведения, будут конфликтовать в вопросах близости, авторитета и т. п. Цели

В психологии понятие "малые группы" обычно относится к немногочисленной общности людей, находящихся между собой в непосредственном личном общении и имеющих определенную цель, как, например, попытка улучшить самочувствие или хорошо провести время (Phillips & Erickson, 1970). У каждого члена группы имеется возможность развивать межличностные контакты, избирать поведение, либо помогающее, либо мешающее достижению групповых целей. В зависимости от типа группы для получения группового опыта участники обычно ставят собственные специфические цели.

Когда функция группы направлена на решение проблем, цель имеет первостепенное значение, а психическое здоровье участников менее важно; в группах личностного роста или терапевтических группах субъективное самочувствие членов группы стоит во главе угла. В группах роста целью участников мож'ет стать возможность самореализации. В психотерапевтических группах цели обычно связаны с ростом самосознания и самоисследованием участников для корре кции или предупреждения серьезных эмоциональных нарушений на основе психологических и поведенческих изменений. Часто с развитием группы первоначальные: цели, например понижение тревожности и устранение болезненных форм депрессии, переходят в межличностные цели, обусловленные желанием общаться с другими участниками, чтобы установить с ними положительную эмоциональную связь (Yalom, 1975). В гибкой группе индивидуальные Цели могут модифицироваться и меняться на протяжении всего курса группового опыта.

 

Роли и нормы

Изучение социального поведения Гордон Олпорт определил как "попытку понять влияние на мысли, чувства и поведение индивидуума действительного, воображаемого или подразумеваемого присутствия других" (Allport, 1968, р. 5). Мы являемся социальными существами в значительной степени в результате осуществляемой деятельности и взаимодействий с родственниками, друзьями, знакомыми и посторонними людьми. Процессы, имеющие место в социальной группе или семье, в искусственно созданной группе происходят в концентрированной форме. Участники попадают в незнакомую групповую ситуацию, в которой руководитель может оказывать или не оказывать им помощь. Опираясь на собственное понимание и прошлый опыт, они приходят в группу с определенными ожиданиями относительно роли, которую будут в ней играть. Роль — это круг функций и видов поведения, которые считаются подходящими для данного члена группы и реализуются в определенном социальном контексте. Гибкость ролевой тактики требует от участников принятия ролей, отличных от тех, которые они имеют вне группы. Например, менеджер, высоко оценивающий свои способности управлять и отдавать приказы, может быть смущен открытием, что его умение руководить оказывается непригодным в групповой ситуации. Более того, участник, взявший на себя роль человека, который помогает группе на ранних стадиях ее развития избегать конфликтных ситуаций, успокаивает ее, демонстрирует свое доброжелательное отношение, может в дальнейшем испытывать сложности в конфронтации с другими, когда конфронтация станет необходимой в жизни группы. С развитием группы, естественно, возникают различные групповые роли. Большинство исследователей считают, что роли в разных группах, видимо, появляются на ранних стадиях развития группы и имеют сходство (Bales & Slater, 1955). Другие утверждают, что специфические роли скрыто существуют внутри группы до тех пор, пока не возникает специфическая групповая потребность в их реализации на различных этапах развития группы (Stock & Thelen, 1958). Богданофф и Элбом (Bogdanoff & Elbaum, 1978) сделали вывод, что потребность в той или иной роли возникает в случае разрешения конфликтов, существующих в группе. Например, 32

"вечно недоверчивый" может появиться, когда возникает необходимость помочь группе в самораскрытии или оказывается затруднительным проявление участниками тех или иных эмоций.


Для описания межличностного поведения в психокор-рекционной группе используется большой перечень стереотипных ролей. Многие носят яркие названия: "добродетельный моралист", "отвергающий помощь жалобщик", "хранитель времени" и "страж демократии".

 

 

В круговой схеме (рис. 1) представлены роли и личностные черты, расположенные по кругу в зависимости от сходства и различий между ними.

Широко применяется факторный анализ для сведения большого числа ролей и видов группового поведения до нескольких основных измерений. Наиболее общими, возможно, являются выделенные Лири два измерения (Lea-ry, 1957), расположенные на осях "гнев — любовь" и "сила — слабость". Лири основывал свои выводы на теориях Гарри Стэка Салливана, наблюдениях над психотерапевтическими дискуссионными группами, а также на словесных портретах и описаниях, сделанных самими участниками. Эти описания и наблюдения, по-видимому, отражали четыре вида взаимодействующего поведения, расположенные в двух биполярных измерениях. Одно измерение содержит переменную доминирования на одном полюсе и переменную подчинения — на другом. На полюсах другого измерения находятся крайние степени враждебности и любви. Лири сконструировал круговую схему для описания личностных типов вокруг этих двух осей. Не так давно Келлерман (Kellerman, 1979) выделил восемь основных типов ролей, разделенных на четыре пары полярных противоположностей; "романтик" — "проверяющий"; "невиновный" — "козел отпущения"; "философствующий" — "ребенок"; "пуританин" — "объединяющий".

Важное значение для понимания ролей участников (так же как и их руководителя) имеет анализ процесса взаимодействия Роберта Бейлза (Bales, I960, 1970), который широко применяется и к лабораторным, и к психотерапевтическим группам (рис. 2). В работах по изучению вербальной и невербальной коммуникации в психокоррекционных группах были выделены две функции поведения, необходимые для успешного существования группы: функции решения задачи и функции оказания поддержки. Функции задачи — это инструментальные процессы решения проблем. Они мобилизуют группу для достижения определенных целей. Поведение, определяемое задачей, включает выдвижение и принятие предложений, мнений и информации (Bales, 1970). Функции поддержки связаны с социальным и эмоциональным климатом коллектива. Они способствуют межличностному объединению и сплоченности, которые служат облегчению достижения групповых целей. Поддерживающее поведение включает дружеские или недружеские действия, согласие или несогласие, драматизацию или демонстрацию напряжения (Bales, 1970). Анализ группового процесса был сделан Бейлзом на основе наблюдения лабораторных групп психически здоровых индивидуумов и классификации их взаимодействия, тогда как круговая схема Лири частично родилась из самоотчетов психиатрических пациентов, взаимодействующих друг с другом.

 

Рис. 2. Анализ процесса взаимодействия.

 

Поведение участников, занятых решением конкретной задачи или принимающих поддерживающие роли, может либо облегчать, либо затруднять развитие группы. На-дгример, чрезмерная зависимость — это отрицательное поддерживающее поведение, дающее большую власть в руки нескольких участников и часто травмирующее других. Зависимые члены группы вместо утверждения своей позиции будут постоянно искать совета у руководителя или других участников. Чрезмерное напряжение — это отрицательное поддерживающее поведение, ведущее к трудностям общения и неуместным разговорам. В ходе групповых занятий функции задачи и поддержки постоянно взаимодействуют. Функции решения задачи будут воздействовать на чувства и эмоции участников по отношению друг к другу; чувство ревности и потребность управлять могут стать помехой в решении простейших задач. Эффективная группа нуждается в равновесии положительного поведения, связанного с функциями задачи и поддержки. Когда группа работает над задачей, кто-нибудь из ее участников может демонстрировать поддерживающее поведение для снижения уровня напряжения; когда группа отдыхает, кто-нибудь из участников старается ориентировать группу на решение задачи. Чем более гибкими могут быть участники в своих ролях, тем более успешной будет группа в достижении конечной цели. Обычно одни члены группы принимают на себя роли, важные для выполнения задачи, другие берут на себя заботу о сохранении гармоничных -межличностных взаимоотношений. Как правило, социально-эмоциональные лидеры предпочитаемы членами группы. В табл. 2 описаны некоторые наблюдаемые в группе роли по выполнению задачи и оказанию поддержки. Эти описания, взятые из раннего периода развития Т-групп (Benne & Sheats, 1948), могут быть полезны для определения того, какие групповые функции вьтолняются адекватно, а какие нет. Гибкость ролевого поведения зависит от групповых норм. Норма определяет, "что члены группы или другие люди должны делать, что им следовало бы делать, что будут делать в данной ситуации" (Homans, 1950, р. 123). Нормы — это принятые правила поведения, руководящие действиями участников и позволяющие применять санкции к неприемлемым для данной общности формам поведения. Пример соблюдения норм в малых группах мы находим в работах К. Шерифа и М. Шерифа (Sherif& Sherif, 1964), изучавших асоциальные компании подростков на юго-западе Соединенных Штатов Америки. В этих компаниях ожидается, что при соперничестве участники не будут критиковать друг друга, хотя нарушение правил при этом вполне допустимо, но оно недопустимо в реальной деятельности, если только нарушитель не является предводителем компании.

 

 

Таблица 2. Роли по выполнению задачи и оказанию поддержки

 

Роли, связанные с групповой задачей Роли, связанные с групповой поддержкой
Инициирующий: Предлагает новые идеи и способы преодоления трудностей и решения задач. Изменяет точку зрения на проблемы и цели группы. Поощряющий: Поощряет и поддерживает : участие других. Демонстрирует понимание чужих идей и мнений.
Разрабатывающий: Разрабатывает и развивает идеи и предложения, выдвинутые другими участниками. Гармонизирующий: Выступает посредником между участниками при расхождении мнений и наличии у них разных точек зрения. Снижает напряженность во время конфликтов.
Координирующий: Объединяет идеи и предложения и пытается координировать действия членов группы. И ущий на компромисс: Поступается в чем-то своим мнением, согласуя его с мнением других для утверждения групповой гармонии.
Ориентирующий: Направляет группу к ее целям, оценивая происходящее и выявляя отклонения от повестки дня. Охраняющий ч выполняющий: : Поддерживает, поощряет других, облегчая им участие и регулируя ход общения.
Оценивающий-критикующий: Критически оценивает предложения участников, сравнивая их с существующими стандартами выполнения задачи. Устанавливающий стандарты: Применяет в группе стандарты для оценки качества группового процесса.
Побуждающий к действию: Подталкивает и побуждает группу к действиям, к принятию решений. Пассивно следующий: Пассивно следует за группой. Выступает слушателем в групповых дискуссиях и при принятии решений.

 

 

Конечно, нормы есть в любой группе. Иногда между официальными нормами и нормами, принятыми в неформальных групповых объединениях, существуют расхождения. Например, в группах решения проблем может иметь место явное ожидание сотрудничества и тем не менее могут наблюдаться значительные "удары в спину" и соперничество. Нормы помогают людям решать такие вопросы, как: стоит ли выражать чувства и как это сделать; как углубить связь друг с другом; отвечать ли кому-то на основе личных качеств или ролевого статуса. В группах решения проблем участники, не действующие в соответствии с нормами, могут служить помехой к достижению цели.

Каждая психокоррекционная группа устанавливает собственные эксгшицитные и имплицитные нормы. Обычно поощрение эмоциональной выразительности, тепла и открытости становится стандартом. Нормы поведения Должны соответствовать целям группы. Важное значение имеет установление норм терапевтической коммуникации в психокоррекционных группах. Для большинства психокоррекционных групп это означает, что высокие Уровни самораскрытия, выражения конфликтов и при-37 вязанностей, принятия собственных чувств являются нормами. Это включает создание искренней обратной связи между членами группы. Стиль и способ предложения и получения обратной связи могут различаться. Так, в одних группах нормы требуют, чтобы предложение обратной связи было позитивным и мягким, а в других — предполагают резкую конфронтацию. На протяжении всего времени развития группы нормы могут изменяться. Например, высокая степень самораскрытия может быть в первое время неудобна участникам, поскольку они только начинают чувствовать себя частью группы, но с развитием группы такое поведение принимается всеми ее членами. Установлению норм помогающего общения часто мешают личные потребности и заботы. Например, самозащита участников от тревоги, смущения или возможной грубости может служить помехой групповым целям. Большинство членов группы заботится о сохранении значимости своего "Я" и принимает определенное ролевое поведение, подстраховывающее его защиту. Стремление быть принятым в качестве члена группы может влиять на готовность человека к интеллектуальному и эмоциональному риску. Облегчающие возможность решения проблем участников цели группы, если они поддерживаются и успешно выполняются, в большей мере выступают как основа для развития эффективных коммуникативных норм.

В психокоррекционных группах ожидается, что члены группы в определенный момент будут принимать блокирующие роли, мешающие индивидуальному и групповому прогрессу. Такое поведение, выполняющее функции психологической защиты личности и охраны образа собственного "Я", предполагает отход от группы, критику других, прерывание разговоров, поиск признания и выдвижение неуместных предложений. Успешная группа учит своих членов осознавать собственное блокирующее поведение, расширять ролевой репертуар, отказываться от непродуктивной статичной роли, вызывая и поощряя более ориентированное на группу поведение. В группах, ориентированных на взаимодействие, руководитель поощряет участников использовать заботливое отношение и инструментальные роли для помощи члену группы, имеющему проблемы.

В группе часто возникают подгруппы, даже если руководитель стремится этого избежать. Если такие под-

38 группы помогают достижению общегрупповых целей, они бывают полезны. Два заторможенных участника могут ободрять друг друга взаимным пониманием и, таким образом, первоначально избегать принятия определенного ролевого поведения, к которому они еще не готовы.

Дружеские отношения обычно возникают между участниками, разделяющими сходные ценностные ориентации и переживания. Члены группы, которые испытывают высокую потребность в близости, подчинении или превосходстве и не могут исполнять желаемые роли в группе, получают большую возможность в достижении успеха в подгруппе. Дружеские связи в подгруппе могут тормозить внутригрупповое общение из-за опасения ее участников разгласить частные сведения. В группе эти партнеры склонны соглашаться друг с другом и защищать друг друга, обмениваться понимающими взглядами. Искреннее выражение чувств подавляется, нарушаются нормы терапевтического общения, возникает сопротивление процессам роста и изменения. Те члены группы, кто не входит в подгруппу, чувствуют себя изолированными, и атмосфера сплоченности оказывается разрушенной. Подчинение нормам не является обязательным в группах, но оно связано с некоторыми другими групповыми переменными. Например, исследования показали, что подчинение групповым нормам связано со статусом участника группы. Участники с низким статусом имеют склонность к низкой степени подчинения нормам, со средним статусом — к высокой. Участники с высоким статусом стремятся соблюдать групповые нормы при завоевании позиции лидера, а став лидерами, могут отклоняться от менее важных норм, не получая при этом отрицательной обратной связи (Crosbie, 1975). Другими словами, участники, высоко ценимые в группе, завоевывают определенный "идиосинкразический кредит", позволяющий им действовать независимо от второстепенных групповых норм. Конечно, иногда подчинение групповым нормам — необходимое условие поддержания порядка, достижения групповых целей, эффективного взаимодействия в группе. Так, некоторые группы специально разрабатывают методику, предусматривающую вознаграждение за подчинение нормам и наказание за отклонения от них. Структура группы также влияет на соблюдение групповых норм. Например, в относительно гомогенных группах подчинение нормам строже, чем в гетерогенных (Crosbie, 1975).

Члены сплоченной гармоничной группы более склон-ны принимать групповые нормы и руководствоваться ими. Курт Левин (Lewin, 1947, р. 30) определил сплоченность как "тотальное поле сил, формирующее у участников чувство принадлежности к группе и желание в ней остаться". Сплоченность — ключевое понятие теории групповой динамики Левина. Чем больше группа отвечает потребностям людей в эмоционально-межличностных связях, тем более сплоченной она будет. Чем выше сплоченность группы, строже контроль над установками и действиями участников, тем сильнее подчиненность групповым нормам, обязательность их соблюдения и принятия групповых ценностей. В сплоченной группе создается атмосфера взаимной эмоциональной притягательности, возникает поддержка, формируется чувство принадлежности к группе. Сплоченность эмоционально связывает членов группы друг с другом, гарантируя большую прочность и стабильность межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе даже при фрустри-рующих обстоятельствах и помогая создать общую систему норм, способствующую большей терпимости к различным индивидуальным целям (Lakin & Costanzo, 1975). Ряд данных социально-психологических исследований применим и к характеристике сплоченности в психокоррекционных группах. В высокосплоченных группах участники больше общаются друг с другом (Shaw, 1976), чем в менее сплоченных. Они в большей степени открыты для влияния друг на друга, легче переносят враждебность в группе, придают большую ценность групповым целям, активнее при обсуждении, менее подвержены срывам, если участник покидает группу, дольше остаются в группе и испытывают меньшую тревожность (Goldstein, Heller & Sechrest, 1966).

Прямых исследований результатов сплоченности в психотерапевтических группах не существует, но отчеты участников и руководителей, а также лабораторные исследования групп показывают, что в условиях групповой сплоченности механизм сплоченности действует как "адаптивная спираль" (Yalom, 1975). Принимая систему норм сплоченной группы, ее участники становятся более популярными, а это способствует повышению их самооценки. Сплоченная группа поощряет своих членов использовать социальные умения, которые в дальнейшем помогут им в "лежличностных взаимодействиях и взаимо

40 отношениях, как в группе, так и за ее пределами. Вследствие взаимовлияния и давления друг на друга с целью подчинения групповым нормам члены сплоченной группы более внимательно слушают, более открыто выражают себя, глубже себя исследуют и продолжают эти действия благодаря принятию значимыми партнерами в группе. Сплоченность позволяет также глубже выражать враждебные чувства и конфликты. Когда члены группы испытывают взаимную эмоциональную притягательность и принимают друг друга, они способны выдержать дискомфорт отрицательных эмоций и конструктивно разрешить свои внутриличностные конфликты. Чем сильнее группа привлекает участников, тем регулярнее посещают они занятия, тем больше шансов, что они останутся в группе и процесс групповой психотерапии будет более эффективен. Поскольку важнейшую черту терапии в группе составляет присутствие и влияние партнеров, очень многое зависит от степени вовлеченности и сплоченности участников группы.

Отрицательные моменты чересчур сплоченной группы проявляются в нежелании участников критически мыслить и принимать конструктивные решения. В сплоченной, дружной группе может возникнуть климат наивного, сверхоптимистичного принятия решений, явление, которое Джанис (Janis, 1972) назвал "групповой мыслью". Он считает, что "групповая мысль" способна создавать разрушительный эффект в группах решения проблем из-за склонности участников группы быстро приходить к одному решению, соглашаясь друг с другом и не считаясь с возможностью ошибки.

Несмотря на эти оговорки, сплоченность обычно желательна. Как она может быть усилена? Способом усиления привлекательности группы для потенциального участника является позитивное описание того, что можно от нее ожидать (Goldstein et al., 1966). Участникам, приходящим в терапевтическую группу со страхом или амбивалентностью чувств, может помочь подготовительная беседа с руководителем, из которой они узнают, соответствуют ли их мотивы и ожидания реальностям группового процесса. Членам группы еще до начала групповых занятий дается описание того, каким должно быть поведение "хорошего" участника (Bednar, Melnick & Kaul 1974). Таким образом, устанавливаются групповые нормы и образцы поведения, которые в дальнейшем нелегко поддаются изменениям (Yalom, 1975). Предва 4i рительная работа по подбору и комплектованию группы важна еще и потому, что большинство выходов из группы происходит на первых занятиях.

Задачи, требующие взаимозависимости, сотрудничества и сплочения всех участников, также способствуют преодолению конкурирующих группировок (Goldstein et al., 1966). Классическое социально-психологическое полевое исследование К. Шерифа и М. Шерифа (Sherif & Sherif, 1953, p. 137) было построено на основе их работы воспитателями 11— 12-летних мальчиков в летнем лагере. Результатом соревновательных игр, например таких, как футбол и перетягивание каната, а также сложившихся межличностных контактов стало возникновение отдельных антагонистических группировок мальчиков. Воспитатели-экспериментаторы, пытаясь создать атмосферу сотрудничества, придумали ряд происшествий в жизни лагеря. Они организовали аварию в водоснабжении лагеря; затеяли показ кинофильмов за большую входную плату; устроили поломку грузовика, который должен был везти ребят из похода. В каждом случае мальчикам для решения возникших проблем необходимо было действовать совместно. При поломке грузовика "ребята взяли канат, который использовался в игре, вызывавшей вражду и ссору, и все вместе тянули его, чтобы грузовик завелся". Со временем действия экспериментаторов привели к усилению групповой сплоченности. Лидерство

Термины "лидер", "руководитель" обозначают человека, руководящего группой и обладающего авторитетом для влияния на нее (Johnson & Johnson, 1975). В частности, в терапевтических группах предполагается, что квалификация, тренировка и опыт руководителя выше, чем других участников. В группе назначенный руководитель имеет большое влияние. Стиль руководства зависит во многом от группы, но руководитель редко полностью выпускает власть из рук. Несмотря на борьбу за личную ответственность и автономию каждого участника, профессиональная обязанность руководителя — гарантировать благополучие каждого члена группы. Во всех ролевых взаимоотношениях поведение руководителя является взаимодействующим, и степень оказываемого

42 влияния зависит от желания или способности участников принять его или следовать за ним (Newcomb, Turner & Converse, 1965).

В любой эффективно взаимодействующей группе назначенный руководитель — не единственный человек, осуществляющий руководство. Руководство могут осуществлять активные члены группы, влияющие на других ради целей группы или личных целей участников. Когда среди членов группы выдвигаются лидеры, некоторые участники частично отказываются от личной автономии и прерогативы принятия решений, позволяя другим принимать решения за себя.

Некоторые виды групп с самого начала осуществляют самоуправление и не имеют руководителя. Примером групп без руководителя, основанных на прочных ритуали-зированных традициях, являются "Анонимные алкоголики". Многие группы встреч организовывались без присутствия руководителя, которого иногда заменяли записанные упражнения и инструкции (Berzon & Solomon, 1966).

В большинстве групп, начинающихся без назначенного руководителя, в ходе их развития появляются один или больше лидеров. Вопрос о том, кто именно возьмет на себя руководство, решается с учетом ролевых потребностей группы, индивидуальных качеств кандидата в лидеры и восприятия другими участниками его соответствия групповым ролевым требованиям. Лидеры по сравнению с другими членами группы стремятся к проявлению большей активности. Первые представления о потенциальных лидерах и их способности вносить свой вклад в развитие группы являются важными детерминантами завоевания лидерства.

По-видимому, ни одна отдельно взятая личностная черта не может служить предпосылкой признания человека лидером, хотя специфическими лидерскими чертами являются энтузиазм, умение доминировать, уверенность в себе и ум. Славсон (Slavson, 1962) выделяет такие личностные качества лидера, как уравновешенность, рассудительность, зрелость, сила "Я", высокий порог возникновения тревоги, восприимчивость, интуиция, эмпатия, богатое воображение, способность избегать рефлексии, желание помочь людям, терпимость к фрустрации и неопределенности. По-видимому, безусловно необходимым является осознание лидером собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов и ценностей. Хэр

(Hare, 1976) полагает, что лидеры обладают тем же набором черт, что и другие члены группы, но по шкале положительных черт оцениваются выше.

На групповых лидеров может оказать воздействие предварительная подготовка в русле конкретного группового подхода. Тренировочные программы преднамеренно или неосознанно формируют лидера в соответствии с определенными теоретическими положениями данного подхода. И наоборот, личностные черты лидера могут влиять на выбор теории, наиболее соответствующей его установкам и взглядам на человеческую природу. Левин, Липпитт и Уайт (Lewin, Lippitt & White, 1939) провели классические исследования стилей руководства в малых группах. Они выделили авторитарный, демократичный и попустительский стили руководства и связали их с продуктивностью решения групповой задачи и удовлетворенностью участников групповым опытом. Авторитарный руководитель определяет и направляет групповое поведение; демократичный руководитель формирует групповое поведение через групповую дискуссию; попустительствующий руководитель устраняется от руководства, отдает всю власть членам группы. (Различия между тремя стилями руководства даны в табл. 3.) Исследования показали, что демократичный руководитель предпочтительнее, чем авторитарный, стремящийся к жестким способам управления, и чем попустительствующий, отказывающийся от управления. Демократичный стиль руководства (как и авторитарный) связан с решением главных задач в группе (Nixon, 1979). Стиль руководства в терапевтических группах можно также рассматривать в диапазоне от попустительского, центрированного на участнике и неструктурированного до автокра-тичного, центрированного на руководителе и жестко структурированного. Центрированная на руководителе ориентация обычно связана с более структурированным групповым подходом. В основе социально-психологической характеристики стилей руководства лежит ряд допущений, касающихся личностных особенностей человека. Магрегор (McGre-gor, I960) постулировал теорию X и теорию Y. Теория X рассматривает людей как слабо побуждающих себя к активности и стремящихся избежать ответственности. Теория Y полагает, что люди творчески и ответственно контролируют и направляют себя в достижении своих целей. В жестко структурированной группе, сильно центрированной на руководителе, участников рассматривают как неспособных помочь самим себе в разрешении своих конфликтов, поэтому руководитель направляет, ведет группу и контролирует взаимодействия в ней.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.