Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВИДЫ СОЕДИНЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ



 

                                                  ТЕМА 3.

 

                    СОЕДИНЕНИЕ ГЛАВНЫХ ТРЕЗВУЧИЙ.

 

Гармонический оборот образуется в соединении аккордов. Основа соединения аккордов – это ГОЛОСОВЕДЕНИЕ.

Существует два вида движения голосов:

1. Плавное – движение на приму (1), секунду (2), терцию (3), и иногда кварту (4) в рамках одной функции.

2. Скачкообразное – движение на кварту (4) при разных функциях и на все остальные большие интервалы.

ПРАВИЛА голосоведения:

1. Наиболее естественным является плавное движение голосов.

2. Скачки не возникают произвольно, они должны быть оправданы (написаны по правилам)

3. Если в одном из голосов возник скачок (лучше в сопрано), то далее он должен быть уравновешен плавным движением в противоположном направлении.

4. Запрещено мелодическое движение на увеличенные интервалы.

 

Совместное голосоведение бывает нескольких видов:  прямое (параллельное), противоположное, косвенное.

ПРЯМОЕдвижение голосов происходит в одном направлении, вверх или вниз, при этом интервалы между голосами могут быть различные.

 

Разновидность прямого движения – ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ, при нём интервал между голосами остаётся неизменный.

 И здесь есть правило:

 

В параллельном движении интервалы между голосами могут быть только: ТЕРЦИЯ, СЕКСТА и ДЕЦИМА! Всё остальное запрещено! Особое внимание надо уделить возникновению параллельных квинт

 

Причём, особое внимание надо уделить возникновению параллельных квинт и октав. Они могут появиться в соединении аккордов соседних ступеней, например, Субдоминанты и Доминанты. Нужно обращать внимание не только на рядом стоящие голоса, но и на более удалённые.

ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ движение голосов направлено на схождение или расхождение двух голосов в стороны.

КОСВЕННОЕ - это движение только одного голоса, при неподвижности другого.

Все функции лада находятся в интервальных соотношениях друг с другом, которые определяются по басовому звуку. Так, трезвучия Субдоминанты и Доминанты находятся в кварто-квинтовом соотношении с Тоникой, а между собой S и D в секундовом соотношении. Позднее мы познакомимся и с терцовым соотношением.

В кварто-квинтовом соотношении между трезвучиями имеется один общий звук.

В секундовом соотношении нет ни одного общего звука.

 

ВИДЫ СОЕДИНЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ

 

ГАРМОНИЧЕСКОЕ - это такое соединение, при котором есть хотя бы один общий звук(остаётся на месте), возникает в кварто-квинтовом соотношении.

 

  БАС МОЖНО ДВИГАТЬ В ЛЮБУЮ СТОРОНУ -  ВВЕРХ ИЛИ ВНИЗ. ТЕСНОЕ ПЕРЕХОДИТ В ТЕСНОЕ, ШИРОКОЕ ПЕРЕХОДИТ В ШИРОКОЕ.

Техника гармонического соединения T – D:
а) Бас идет с основного тона Т на основной тон D, при этом делается ход на 4 или 5.

б) Общий тон остается на месте.

в) Два другие звука идут на 2↓ в ближайшие звуки D.

 

тесное расположение широкое расположение

          T   D   T D  T  D    T D  T  D   T  D

 

 Техника гармонического соединения Т – S:

а) и б) точно так же как для соединения Т – D.
в) Два другие звука идут на 2↑ в ближайшие звуки S.

 

тесное расположение широкое расположение

            T  S  T  S    T S    T  S  T  S    T  S

    

 

МЕЛОДИЧЕСКОЕ – это такое соединение, при котором нет ни одного общего звука, и все голоса движутся, возникает при секундовом соотношении.

  ТРИ ВЕРХНИХ ГОЛОСА ИДУТ ВНИЗ НА БЛИЖАЙШИЕ АККОРДОВЫЕ ЗВУКИ, А БАС НА СЕКУНДУ ВВЕРХ. ТЕСНОЕ ПЕРЕХОДИТ В ТЕСНОЕ, ШИРОКОЕ ПЕРЕХОДИТ В ШИРОКОЕ.  

 тесное расположение широкое расположение

          S    D    S    D    S   D      S   D     S   D    S    D

                      

 

Дом.задание:

1. Знать понятия соотношения и соединения.

2. Письменно: написать гармонические соединения Т-S T-D в тональностях… (тональность)

3. Игра: играть обороты в виде секвенции – TSDT (тесное, в квинте)

4. Анализ: определить аккорды в отрывке.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.