|
|||||
ВИДЫ СОЕДИНЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ
ТЕМА 3.
СОЕДИНЕНИЕ ГЛАВНЫХ ТРЕЗВУЧИЙ.
Гармонический оборот образуется в соединении аккордов. Основа соединения аккордов – это ГОЛОСОВЕДЕНИЕ. Существует два вида движения голосов: 1. Плавное – движение на приму (1), секунду (2), терцию (3), и иногда кварту (4) в рамках одной функции. 2. Скачкообразное – движение на кварту (4) при разных функциях и на все остальные большие интервалы. ПРАВИЛА голосоведения: 1. Наиболее естественным является плавное движение голосов. 2. Скачки не возникают произвольно, они должны быть оправданы (написаны по правилам) 3. Если в одном из голосов возник скачок (лучше в сопрано), то далее он должен быть уравновешен плавным движением в противоположном направлении. 4. Запрещено мелодическое движение на увеличенные интервалы.
Совместное голосоведение бывает нескольких видов: прямое (параллельное), противоположное, косвенное. ПРЯМОЕдвижение голосов происходит в одном направлении, вверх или вниз, при этом интервалы между голосами могут быть различные.
Разновидность прямого движения – ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ, при нём интервал между голосами остаётся неизменный. И здесь есть правило:
Причём, особое внимание надо уделить возникновению параллельных квинт и октав. Они могут появиться в соединении аккордов соседних ступеней, например, Субдоминанты и Доминанты. Нужно обращать внимание не только на рядом стоящие голоса, но и на более удалённые. ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ движение голосов направлено на схождение или расхождение двух голосов в стороны. КОСВЕННОЕ - это движение только одного голоса, при неподвижности другого. Все функции лада находятся в интервальных соотношениях друг с другом, которые определяются по басовому звуку. Так, трезвучия Субдоминанты и Доминанты находятся в кварто-квинтовом соотношении с Тоникой, а между собой S и D в секундовом соотношении. Позднее мы познакомимся и с терцовым соотношением. В кварто-квинтовом соотношении между трезвучиями имеется один общий звук. В секундовом соотношении нет ни одного общего звука.
ВИДЫ СОЕДИНЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ
ГАРМОНИЧЕСКОЕ - это такое соединение, при котором есть хотя бы один общий звук(остаётся на месте), возникает в кварто-квинтовом соотношении.
Техника гармонического соединения T – D: б) Общий тон остается на месте. в) Два другие звука идут на 2↓ в ближайшие звуки D.
тесное расположение широкое расположение T D T D T D T D T D T D
Техника гармонического соединения Т – S: а) и б) точно так же как для соединения Т – D.
тесное расположение широкое расположение T S T S T S T S T S T S
МЕЛОДИЧЕСКОЕ – это такое соединение, при котором нет ни одного общего звука, и все голоса движутся, возникает при секундовом соотношении.
тесное расположение широкое расположение S D S D S D S D S D S D
Дом.задание: 1. Знать понятия соотношения и соединения. 2. Письменно: написать гармонические соединения Т-S T-D в тональностях… (тональность) 3. Игра: играть обороты в виде секвенции – TSDT (тесное, в квинте) 4. Анализ: определить аккорды в отрывке.
|
|||||
|