|
|||
Методические способы создания установки на чтение. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 2. Методические способы создания установки на чтение. Встреча с художественными произведениями должна быть подготовлена, иначе она останется не замеченной учеником. Наше сознание фиксирует лишь вещи, значительные для тех вопросов, которыми мы одушевлены. Согласно учению грузинского психолога Д.Н.Узнадзе, характер наших действий зависит от установки, понимаемой им как основная реакция субъекта на воздействия ситуации, как склонность или непредрасположенность к восприятию тех или иных явлений. Элементарную роль установки выясняет такой психологический опыт. Испытуемым на экране показывают мяч и предлагают нажать кнопку, когда появится другой предмет. После многократной демонстрации мяча никто из испытуемых не нажимает кнопки при появлении кольца с тем же диаметром. Почему люди не заметили перемены на экране? Установка на восприятие мяча была создана. И если установка оказывает столь решительное воздействие на элементарные процессы, то при восприятии искусства ее роль многократно возрастает. На заре нашей кинематографии, в 20-е гг., режиссер Л.Кулешов проделал такой эксперимент. Кадр с портретом мужчины он в одном случае предварил показом на экране стола, где дымилась тарелка супа, в другом - смонтировал с кадром, где девочка весело прыгала, держа в руках скакалку. И зрители, смотря на одно и то же лицо героя, сказали в одном случае, что он голоден, в другом — что он радостен. Создание установки на чтение литературного произведения в школе должно вызвать не только интерес к книге, но и определенную направленность восприятия. Вступительные занятия призваны очертить круг ассоциаций, важных для восприятия произведения, вовлечь его в проблемы, создать русло, по которому будет двигаться читатель. Одним из возможных способов такой подготовки к чтению оказывается оживление личных впечатлений, связанных с темой произведения, которое предстоит читать. М.А.Рыбникова не раз советовала учителю «чтение предварить живыми впечатлениями». Действительно, такой прием создает личностную основу читательского восприятия, включает в чтение эмоциональный опыт ученика. Беседа, предваряющая чтение, собирающая жизненные впечатления учеников, должна, как писал Н.М.Соколов, «вызывать у детей настроение, подходящее к содержанию произведения». Оживление личных впечатлений может предварять чтение и искусно вплетаться в него, так как для глубокого осмысления произведения необходимо, как пишет Н.И.Кудряшев, «найти ассоциативную связь между мыслями и представлениями учащихся и образами поэта». Так, перед чтением «Паруса» Лермонтова в классе мы завяжем разговор о том, кто из учеников видел море и какие чувства рождались на его берегу. А перед чтением «Зимнего утра» Пушкина затеем разговор о любимых временах года, о том, чем радует и печалит зима. На фоне этого разговора появляется голос поэта как новое мироощущение и смысл. Так, перед изучением «Анчара» Пушкина проводим в классе такую беседу. В эпоху НТР человечество достигло невиданного всевластия в своих действиях. XX век, высвободивший энергию атома и протянувший руку в космос, вмешивается в строение ген, прогуливается по Северному полюсу и Антарктиде, добывает нефть со дна морей и рушит горы. Казалось бы, человек победил природу и продиктовал ей свои желания. Но сегодня мы начинаем понимать, что это насилие над природой оборачивается медленным, но неотвратимым возмездием. Воды рек и озер отравлены химическими стоками, воздух городов становится опасным для легких, вырубленные леса не защищают от ветров. И мы начинаем понимать, что наша власть над природой - пиррова победа, что мы нарушили законы природной гармонии. Один из учеников возражает: «Но ведь и в природе есть зло. Волки, воспетые в романе «Плаха» Чингизом Айтматовым, все-таки хищники. Даже от крыс не жди жалости». Другой ученик спорит с ним: «В природе нет бесцельного зла, все свершается для чего-то, каждая травинка кому-то нужна. Опасное для одних существ, спасительно для других. Мы знаем, что мухомор - ядовитый гриб, но лоси им лечатся. Змея не ужалит, пока не наступишь на нее». И как новый и более глубокий взгляд на проблему читается далее стихотворение Пушкина. В качестве прелюдии, создающей установку на чтение, на уроке литературы может выступать музыка, изобразительное искусство, фильм. При этом важно, чтобы, настраиваясь на волну чтения с помощью других искусств, ученики не слили текст с увертюрой, а ощутили его своеобразие на фоне близких мотивов. Так, на уроке перед чтением «Зимнего утра» Пушкина мы слушаем зимние пьесы Вивальди и Чайковского, обращая внимание на их несходство, затем рассматриваем полотна русских пейзажистов. Зима - странное время года. Наверное, никто из нас не относится к ней однозначно. В ней есть чистота снега и неоглядный простор опустевшей земли, «сиянье розовых снегов» и «холодная краса», как писал Пушкин в романе «Евгений Онегин». Зима сурова. Резкий мороз, неистовое кружение злых метелей. Но есть в ней и другое: глубокий покой, когда жизнь, кажется, замерла, праздничный блеск, когда все искрится при ярком до боли в глазах свете солнца. Русские художники знали это разнообразие зимы, и каждый любил в ней нечто свое, близкое ему как человеку. Посмотрите на картину Шишкина «На севере диком...». Эта сосна, гордо стоящая над пропастью, полна несгибаемой силы. Мрачное упорство и торжественная сила, суровая красота - любимые Шишкиным стороны зимы. Резкие контрасты цвета не нарушают цельности колорита этой картины. Серебристо-белые, синеватые тона господствуют в ней. А теперь посмотрите на картину В.И.Сурикова «Взятие снежного городка». Сколько здесь веселья, удали, лихого задора, связанного с зимними праздниками! Как стремительно летит всадник сквозь хрупкие преграды снежных стен! Сама яркость картины, в которой голубоватый снег соседствует с красными, желтыми, коричневыми тонами одежды людей, празднична. Художник Похитонов («Зима») любит в зиме нежную дымку снегопада, запорошенные снегом зеленые ели. Уютна и ласкова в его картине зима. У Бяланицкого-Бирули («В конце зимы») зима беззвучна, безлюдна, печальна. Грустным одиночеством веет от этих редких голых деревьев, от церквушки и изб, затерянных в ровной глади снегов, сливающихся с тусклым небом. Так по-разному, несходно видели и чувствовали зиму русские художники. А как к ней относился Пушкин? Вслушиваемся в его стихотворение «Зимнее утро» и подумаем, каким настроением оно наполнено, как меняются чувства поэта и картины зимы в стихотворении. Средством создания Установки на чтение произведения могут выступать и рассказ* об истории его создания, и эпизоды биографии писателя, вовлекающие школьников в круг его мыслей. При этом полезно использовать такую форму работы, как заочная экскурсия. Учебные фильмы по биографии писателя не могут заменить ее. Полезность этой формы урока объясняется тем, что заочная экскурсия вызывает большой интерес учеников, содействует развитию их творческого воображения, непринужденно знакомит со сложными вопросами. Чтобы заочная экскурсия реализовала все возможности, заложенные в ней, необходима углубленная работа по ее подготовке. Составление сценария заочной экскурсии - дело сложное, кропотливое и длительное. Для того чтобы заполнить те «просветы» в зрительном ряду, которые невольно образуются при, заочном путешествии, необходимы самые разнообразные и глубокие знания, многогранные ассоциации. Непосредственность впечатления в заочной экскурсии во многом обеспечивается свежестью, новизной, нестандартностью материала. В соединении эмоциональной образности и богатства фактических знаний - ключ педагогического и психологического воздействия заочных экскурсий. Заочная экскурсия только на первый взгляд кажется преимущественно монологической, лекционной формой. В действительности в процессе ее развития возникает беседа, дается простор для различного рода самостоятельности и творческих работ учащихся. Заочная экскурсия может быть включена в урок как часть его. Подготовка заочной экскурсии требует тщательного ознакомления с мемуарами и другими документами эпохи, с письмами, дневниками и произведениями писателя. Не менее тщательно должен быть отобран и подготовлен зрительный материал. Рисунки, картины, различные карты и планы, фотографии - все это поможет оживить прошлое, заставить сквозь современный облик мысленно увидеть черты времени, в которое мы погружаемся. Очень важен и звуковой фон экскурсии. Основную и самую дорогую для нас мысль мы подчеркиваем музыкальным лейтмотивом, иногда музыка оттеняет подтекст речи, вызывает новые ассоциации, подчас она дается в открытую (любимые произведения писателя, романсы, написанные на стихи поэта). 3. Чем отличаются функции вступительных занятий от заключительных? Основная цель вступительных занятий: создание установки на восприятие и понимание текста, мотивировка последующего анализа и создание ориентиров восприятия. О.И. Никифорова определяет ориентиры, соотнесенные со структурой читательского восприятия и стимулирующие активность этого восприятия. Это ориентировка в жанре и общем характере произведения, в месте и во времени действия, в системе образов и событий, в эмоциональном отношении автора к персонажам, в объеме и образном ядре произведения. Различаются два основных пути подготовки к чтению и анализу текста: на основе изучаемого произведения и на основе личных впечатлений. В содержание вступительных занятий может входить сообщение исторических и биографических сведений, необходимых для понимания текста; социально-бытовой комментарий, объяснение непонятных слов. С.А. Смирнов называет следующие виды работ, предваряющие чтение и разбор произведения: - вступительное слово учителя, - подготовительная беседа учителя с классом, - постановка и запись вопросов, которыми учащиеся должны руководствоваться при чтении, - рассматривание иллюстраций, - экскурсии, подготавливающие ученика к восприятию произведения. Основными формами проведения вступительных занятий являются: - рассказ учителя или лекция; - лекция с диапозитивами, с рассматриванием иллюстративного материала; - беседа; - работа по учебнику или с дополнительной литературой; - киноурок; - экскурсия. Нередко после вступительного занятия проводится ориентировочная беседа с целью убедиться, что класс подготовлен к анализу текста. При проверке усвоения содержания произведения используется составление планов и различных видов пересказов - свободного и по плану, сжатого и подробного, близкого к тексту, выборочного, с изменением лица рассказчика, с заменой диалога повествованием. В старших классах содержание вступительных занятий усложняется и чаще всего связывается с историей создания самого произведения. Анализ произведения - наиболее ответственный момент в работе учителя с классом. В задачу учителя входит преодоление разрыва между восприятием текста и его анализом, разбором. В содержание анализа, как отметил В.В. Голубков, входят: общий смысл произведения, его идейная направленность; сюжет; при анализе сюжета выясняются характеры героев, система образов, портрет героя, обстановка, пейзаж и отдельные художественные детали; композиция (построение произведения в целом); язык. В каждом конкретном случае школьник воспринимает более осознанно один из названных компонентов. Сложность школьного анализа художественного произведения заключается в том, что он всегда имеет определенную литературоведческую концепцию, и в том, что она воплощается в методической концепции, на основе которой и моделируется урок. В теории и практике преподавания литературы бытует понятие путей анализа, которые понимаются как порядок и последовательность разбора литературного текста. Наиболее распространены три пути анализа: по сюжету ("вслед за автором", целостный), "по образам" и проблемно-тематический. Большинство учителей-словесников используют смешанный путь анализа произведения. Современное школьное литературоведение особое внимание уделяет целостности и избирательности анализа текста, выбору основной линии работы, различным сопоставлениям, в том числе с произведениями других видов искусств. Особое значение приобретает отбор, а вернее, выбор материала для вторичного чтения. Все больше места в современном уроке литературы занимает интерпретация текста, дающая возможность развивать углубленное личностное восприятие его. Перегруженность программ, особенно для XI класса, диктует направление поисков организации чтения и анализа художественных текстов с использованием усложняющихся заданий, увеличением доли самостоятельности класса, использованием карточек с заданиями, включением в структуру урока групповых и индивидуальных заданий. Задача заключительного этапа - создать ситуацию, в которой требовалось бы только повторить изученное, но осмыслить его заново. Часто учителя превращают его в миниатюрный. Нельзя повторять на заключительном уроке этап анализа, дублировать вопросы и задания. Он должен включать новые приемы разбора произведения и должен отличаться новым углом зрения. Заключительное занятие должно создать у школьников ощущение глубины и неисчерпаемости произведения. Факторы, влияющие на методику и содержание заключительного занятия: родо-жанровая специфика произведения; интеллектуальный фон класса; возраст учащихся; степень и глубина изученности произведения; возможности школы и учителя. Наиболее эффективные приемы: выразительное чтение учащимися и мастерами художественного слова; рассматривающие наглядности; составление монтажа из наиболее ярких отрывков произведения; беседа; заключительное слово учителя. Например, заключительное занятие после изучения рассказа «Муму» предваряется следующими заданиями: 1. Составить сжатый пересказ «История жизни Герасима»; 2. Дать развернутый ответ на вопрос «Что заставило Герасима уйти от барыни?». Урок начинается с чтения мемуаров В.Н. Житовой «Воспоминания о семье И.С.Тургенева». Учитель акцентирует внимание школьников на том, что история немого дворника Андрея во многом напоминает судьбу Герасима. Далее следует вопрос: Что и почему Изменил И.С.Тургенев в этой истории. (Ученики вспоминают, что в воспоминаниях Житовой нет горестной привязанности дворника к «безответной душе» Татьяне, ни его протеста, В.Н. Житова пишет: «После гибели Муму привязанность Андрея к своей барыне осталась все та же. Как ни горько было Андрею, но он остался верен своей госпоже, до самой смерти служил ей, и кроме нее никого госпожой признавать не хотел». Новый материал, введенный в урок, позволяет классу самостоятельно найти внутреннюю цель автора в рассказе, защитить то представление о герое, которое сложилось у них при чтении и разборе. Заключительные занятия имеют целью не только подведение итогов и формирование обобщений и выводов. Они ориентируют школьников на воссоздание целостности произведения, на доведение читательского восприятия до глубокого сочетания образных и понятийных элементов мышления. Заключение всегда несет в себе элемент новизны и сосредоточенности на самом главном. Особое значение приобретает работа с учебником, с опорными конспектами, задания сопоставительного характера, творческие работы, использование иллюстраций, выразительное чтение отрывков из текста с целью воссоздать эмоциональное восприятие литературного текста. На заключительных занятиях по изучению лирических произведений нередко проводятся конкурсы чтецов, литературно-музыкальные композиции. После уроков по драме - инсценировки, обсуждение сценических и кинематографических версия, составление различных трактовок ролей. Завершающие уроки по изучению эпических произведения включают задания творческого и исследовательского характера, сопоставление позиций критиков, самостоятельной работы («проба пера», «создаем иллюстрации», «пишем рассказ», «сочиняем сказку»).
|
|||
|